Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа
КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Цель работы - изучить конкретно-предметные методы исследования социальных систем.
Задачи работы:
Рассмотреть исследование как научный процесс.
Выяснить какие методы исследования являются конкретно-предметными.
Раскрыть сущность контент-анализа.
Дать характеристику методам экспертной оценки, применяемых для исследования социальных систем.
Изучить социометрию.
1. Исследование как научный процесс 5
2. Классификация методов исследования 6
3. Контент-анализ 7
4. Метод экспертной оценки 9
5. Социометрия 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
Смольный институт Российской Академии Образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Исследование
социально-экономических и
на тему
«Конкретно-предметные методы исследования социальных систем»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обуславливается тем, что потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии. А так же необходимостью понимать природу процесса и уметь им управлять.
Объект работы – социально-экономические процессы.
Предмет работы – конкретно-предметные методы исследования.
Цель работы - изучить конкретно-предметные методы исследования социальных систем.
Задачи работы:
Социально-экономические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них - труд, второе - грабеж или эксплуатация труда других. Первое - экономическое средство, второе - политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно - государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.
Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий, крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», то политических — оппозиция «вызов-реакция» [5].
Исследованием социально-экономических процессов занимались Рой О.М. , Лавриненко В.Н., Горшков М., Шереги Ф., Рузавин Г.И., Морено Дж., Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. и мн. др.
Исследование – это научный процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений.
Основные этапы проведения исследования:
- разработка концепции исследования
- поиск и сбор информации;
- обработка данных;
- подготовка итоговой аналитической записки (отчета).
Один из наиболее трудоемких и затратных этапов исследования это поиск и сбор информации по исследуемой проблеме. В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на: кабинетные, полевые.
Однако, на практике, полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга, решая свой конкретный круг вопросов.
Кабинетное исследование - поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации (“исследование за письменным столом”). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент. Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения точности информации.
Полевое исследование - поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы.
Основные достоинства
первичной информации: данные собираются
в строгом соответствии с точными
целями исследовательской задачи; методология
сбора данных строго контролируется.
Главным недостатком сбора
Таким образом, под исследования понимается совокупность целенаправленных действий и способов получения нового знания об объекте и предмете, на которые направлен познавательный процесс.
К настоящему времени наука накопила огромный арсенал исследовательских методов. Поэтому успех исследования в значительной мере зависит от того, насколько правильно выбран метод или их совокупность.
Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность. В силу чрезвычайного разнообразия и дифференциации научных направлений единая классификация методов научного познания крайне затруднительна. С учетом этого обстоятельства можно выделить методы исследования в отдельных дисциплинах, междисциплинарные методы (например, системно-структурный, статистический) и общенаучные методы (например, классификации и типологии, наблюдения, эксперимента, идеализации, гипотезы и т.д.). При всех различиях методы исследования имеют общую структуру, которая определяется общей логикой исследовательского процесса:
- выявление проблемных ситуаций и собственно проблем, определение их места в проблемных сферах соответствующих научных направлений и соотнесение с комплексом имеющихся знаний;
- определение механизмов, закономерностей и прогнозных характеристик формирования и развития исследуемой проблемы;
- выявление возможных направлений, обоснование и оценка эффективности практического использования различных средств и ресурсов для разрешения или коррекции проблемной ситуации на основе полученных в процессе исследования знаний.[6]
Общими этапами для любого исследования являются обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования, разработка методологии, инструментального аппарата, методов преобразования полученного эмпирического материала, его содержательного анализа и форм практического использования, методики и организационных принципов его проведения. Все методы исследования можно разделить на две большие группы:
- теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование и др.;
- эмпирические: наблюдение, опрос, экспертные оценки и др.
Если первая группа относится к разряду общенаучных в силу своей универсальности и возможности применения в разных направлениях науки и практики, то область использования второй – отдельные сектора социальной сферы. При этом методы второй группы не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области использования, поэтому они относятся к разряду конкретно-предметных. [7]
Конкретно-предметные методы включают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования обработки данных, необходимые для получения еще неизвестных на стадии описания и объяснения результатов. Конкретно-предметные методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и т. д. Для физической науки – эксперимент. Для социологии - контент-анализ, социометрия, фокусированное интервью, метод экспертной оценки и пр. [5]
Рассмотрим подробнее конкретно-предметные методы исследования социальных систем.
Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ.
Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.). [5]
Контент-анализ – это метод качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материла. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров).
Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта.
Сущность контент-анализа как метода, состоит в нахождении в документах, подлежащих счету признаков, черт или свойств, которые отражают их определенные существенные стороны, в привлечении к анализу группы аналитиков, работающих по единым (стандартизированным) правилам. [3]
Технология контент-анализа:
- обоснование
документальных источников для
получения первичной
- формирование системы категорий анализа, единиц анализа и единиц счета,
- разработка бланка контент-анализа для кодировщиков;
- формирование
группы аналитиков (кодировщиков) и
проведение с ними
- анализ документов,
получение и обработка
Очень широко метод контент-анализа используется при исследовании материалов политической коммуникации. В политике метод контент-анализа широко используется при исследовании электорального поведения организованных групп, например, политических партий. Источником получения информации могут быть как официальные документы (публикации, протоколы заседаний комитетов, собраний и т.д.), так и личные (дневники, письма). Кроме того, данный метод позволяет анализировать деятельность отдельного политика, например, изучая его публичные выступления.
Этот метод позволяет определить степень соответствия сообщения намерениям коммуникатора и специфике канала, изучить связи между характеристиками сообщения и установками аудитории, а также ее реальным и коммуникативным поведением. Используя этот метод, можно ответить, например, на следующие вопросы. Какие качества кандидата наиболее часто упоминались в материалах, опубликованных в конкретном издании? Каким в передачах того или иного телеканала предстает совокупный образ сторон, вовлеченных в политический конфликт? В чем состоят отличия в освещении забастовочного движения в материалах центральных и региональных изданий и т.д.?
Иначе говоря, контент-анализ
в политологии — это
Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения. [5]
Информация о работе Конкретно-предметные методы исследования социальных систем