Конфликты в супружеских парах в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является выявление причин возникновения конфликтов в семье, так же рассмотреть пути регулирования супружеских конфликтов.
При написание курсовой работы передо мной стояло несколько задач, а именно:
* рассмотреть различные психологические характеристики семьи;
* выяснить, что является причинной зарождения конфликтных ситуаций у супругов;
* рассмотреть способы предупреждения и разрешения супружеских конфликтов.

Содержание

Введение.
Глава 1. анализ особенностей супружеских конфликтов.
1.1. Психологические особенности семейных конфликтов
1.2. Причины супружеских конфликтов и методы регулирования конфликтных ситуаций в семье.
Глава 2. Некоторые причины супружеских конфликтов в Дагестане.
2.1. Супружеские конфликты на почве национальности.
2.2.Многоженство, как причина конфликтов между супругами.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

конф. гот.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    Процесс возрождения Ислама в Дагестане  можно смело охарактеризовать как  процесс возникновения Ислама. В  этом смысле дагестанский социум имел много общего с арабским, доисламским обществом. Но дагестанскому обществу, выросшему и воспитанному в лоне двух культур - советско-атеистической и российско-христианской, одинаково негативно относящихся к полигамии, институт многоженства, по своей социо-культурной природе, был инороден, чужд. Таким образом, в дагестанском обществе, в отличие от доисламского арабского, до «возникновения» Ислама уже сформировалось негативное отношение к полигамии. К многоженству негативно относились даже многие «традиционные» мусульмане в силу своего советского воспитания.

    Не  смотря на то, что с процессом  возрождения Ислама многоженство стало  популярным среди религиозных дагестанцев, как «традиционалистов» так и  «неофитов» (они ориентировались  на восточно-исламскую культуру), вторая жена не воспринималась дагестанским обществом как полноценная законная жена, обладающая всеми родственными и супружескими правами.

    Зачастую  бракосочетания со вторыми женами проводились  тайно, незаметно для родственников  и первой семьи мужа. Дети от вторых жен так же утаивались от первой семьи. И даже если муж открыто брал вторую жену, последняя все равно не воспринималась окружающими и родственниками как полноценная супруга. Часто двоеженец подвергался суровому осуждению и критике со стороны родственников первой жены, соседей, знакомых. То есть брак со второй женой был социально непрочным, хрупким, не имел широких родственных связей. Плюс ко всему, запрещенный законом, такой брак не имел юридической основы, т.е. не защищался Гражданским кодексом. В случае развода со второй женой муж фактически не нес никакой правовой ответственности22.

    Таким образом,  развод со второй женой  не имел таких социально-правовых последствий  и резонанса, какие произвел бы развод с первой, т.е. законной и полноценной супругой, с точки зрения закона и общества. Вследствие этого браки со вторыми женами оказались наиболее конфликтно уязвимыми и подверженными разводу. Причины разводов могли быть разными, начиная от давлений и угрозы со стороны первой семьи и заканчивая мелочной семейной ссорой.

    В то же время браки со вторыми женами становились причиной распада первых семей. Муж, стоявший перед сложной  дилеммой выбора между первой и второй женой, мог отдать предпочтение последней, например, в том случае, если первая жена являлась бесплодной.

    Таким образом, как правило, полигамные браки  имели успех в том случае, если первая жена давала свое согласие на второй брак своего мужа, который при этом имел возможность материально полностью  обеспечивать несколько семей. Здесь  надо подчеркнуть, что многоженство так же и сохранило от распада многие дагестанские семьи. Например, многие жены, страдающие бесплодием, предпочитали разводу брак своего мужа со второй женой. Причиной же вызванных многоженством семейных конфликтов в Дагестане, на мой взгляд, следует считать следующие:

    1) отсутствие взвешенного, рационального  подхода, требуемого шариатом  в вопросе многоженства;

    2) экономический фактор;

    3) социо-культурный фактор. 
 

                   Список  используемой литературы.

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.
  2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ
  3. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М., 2006
  4. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.2004.
  5. Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения: Материалы 3-й межвузовской научн. конф. СПб., 2001
  6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000
  7. Духовно-просветительский журнал «Ислам», 3(20) 2008
  8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 2008.
  9. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 2000
  10. Критевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М., 2007.
  11. Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А. Реан). – СПб, 2001. – 656 с.
  12. Рувинский Л.И., Соловьёва А.Е. Психология самовоспитания. М, 2000
  13. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 2000.
  14. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 928 с.
  15. www.yandex.ru Статья основана на конфликтологическом исследовании "Межличностный семейный конфликт", проведенном Центром Конфликтологии Российской Академии Наук.
  16. www.zamanaonline.ru  14 Ша`бан , 1428 - [2007-08-27]. Многоженство и семейные конфликты в Дагестане

Информация о работе Конфликты в супружеских парах в Дагестане