Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 00:05, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление причин возникновения конфликтов в семье, так же рассмотреть пути регулирования супружеских конфликтов.
При написание курсовой работы передо мной стояло несколько задач, а именно:
* рассмотреть различные психологические характеристики семьи;
* выяснить, что является причинной зарождения конфликтных ситуаций у супругов;
* рассмотреть способы предупреждения и разрешения супружеских конфликтов.
Введение.
Глава 1. анализ особенностей супружеских конфликтов.
1.1. Психологические особенности семейных конфликтов
1.2. Причины супружеских конфликтов и методы регулирования конфликтных ситуаций в семье.
Глава 2. Некоторые причины супружеских конфликтов в Дагестане.
2.1. Супружеские конфликты на почве национальности.
2.2.Многоженство, как причина конфликтов между супругами.
Заключение.
Список литературы.
Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака15.
Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.
Негативные
последствия развода для детей
гораздо значительнее по сравнению
с последствиями для супругов. Ребенок
теряет одного (подчас любимого) родителя,
ибо во многих случаях матери препятствуют
отцам встречаться с детьми. Ребенок часто
испытывает давление сверстников по поводу
отсутствия у него одного из родителей,
что сказывается на его нервно-психическом
состоянии. Развод ведет к тому, что общество
получает неполную семью, увеличивается
число подростков с отклоняющимся поведением,
растет преступность. Это создает для
общества дополнительные трудности.
Глава 2. Некоторые причины супружеских конфликтов в Дагестане.
2.1. Супружеские конфликты на почве национальности.
Противоречивость
во взаимоотношениях супругов, приводящая
к дестабилизации семьи, находит
выражение в супружеских
В
качестве причин, вызывающих эти конфликты,
могут выступать как социально-
Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичны у обоих брачных партнеров и нередко оказываются противоречивыми. Если у супругов хорошо развиты такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, то противоречия в этой сфере не принимают острых форм и успешно преодолеваются. Отсутствие же у супругов указанных качеств приводит к такому обострению противоречий, при котором удовлетворить потребности каждого из брачных партнеров становится чрезвычайно трудно, а порой и невозможно. Это создает дисгармонию в супружеских отношениях и ведет к дестабилизации семьи16.
Но не все конфликты являются деструктивными. Ведь любой конфликт - это есть столкновение разных интересов, в результате чего может выработаться взаимоприемлемое решение какой-либо проблемы.
Но все зависит от формы протекания этого конфликта. Когда вскрываются скрытые мотивы партнеров, когда люди узнают друг о друге что-то новое для себя или неприемлемое, исход может быть различным. Но конструктивные конфликты способствуют осознанию взаимных претензий супругов и помогают им выработать единую позицию в решении спорных проблем. Такие конфликты протекают на общем фоне позитивных взаимоотношений супругов, их взаимной эмоциональной привязанности.
Деструктивные же конфликты не приводят к решению породивших их проблем и сводятся обычно к выяснению отношений между супругами. Это мешает им выработать единую точку зрения, приводит к дезорганизации общения и сотрудничества, ослабляет взаимную эмоциональную привлекательность партнеров17.
В этой связи очень интересно - насколько сложнее протекают конфликты в семьях, где супруги принадлежат к разным национальностям и что чаще всего является их источником? Центром Конфликтологии Российской Академии Наук проводилось исследование особенностей супружеских конфликтов в семьях, где супруги являются представителями разных национальностей (разнонациональные семьи). Были опрошены 50 разнонациональных молодых супружеских пар и 50 однонациональных. Примером разнонациональных браков послужили супружеские браки как с разными нациями, так и с разными религиями с Дагестана. Исследование показало следующее.
Конфликты в разнонациональных семьях могут возникать не только в результате противоречивых потребностей супругов, сформировавшихся к моменту вступления в брак на основе их индивидуальных особенностей и прошлого опыта, как это имеет место в однонациональных семьях. Дополнительным источником конфликтов у супругов в разнонациональных семьях могут быть также противоречия в потребностях супругов, основанных на различиях их национальных культур, которые особенно ярко проявляются в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций.
Успешная же адаптация супругов в разнонациональной семье зависит от умения преодолевать противоречия такого типа. Например, неспособность супругов проявлять взаимное уважение к национальному языку партнера, к его национальным обычаям и традициям, могут привести к обострению противоречий в потребностях супругов и к деструктивным семейным конфликтам.
Таким
образом, взаимная адаптация супругов
в разнонациональных семьях может
проходить более сложно, чем в
семьях однонациональных, не осложненных
различием культур брачных
Этот интересный факт свидетельствует о том, что взаимная адаптация супругов в молодой семье, как в однонациональной, так и в разнонациональной, проходит достаточно сложно и что для успешной взаимной адаптации супругов в обоих типах семей необходимо такое важное условие, как высокий уровень готовности молодых супругов к браку.
Подготовленность к браку включает правильное понимание и выполнение супругами семейных ролей, готовность супругов к компромиссам и сотрудничеству, ответственность за семью, высокую культуру общения. Наиболее важным конфликтогенным фактором в молодой семье является культура общения супругов, т. е. умение соблюдать в общении друг с другом и с родственниками элементарные нравственные нормы повседневной жизни - вежливость, тактичность доброжелательность.
Если супруги систематически нарушают эти нормы (позволяют себе грубость в обращении с партнером или его родственниками, проявляют бестактность, равнодушие, недоброжелательность, невнимательность к партнеру), это может провоцировать конфликты не только в однонациональных семьях, но и переноситься в сферу национальных разногласий в национально-смешанных семьях, находя выражение в неуважительном отношении к национальным обычаям партнера, его национальному языку, религии и т.п. Полученные в исследовании данные позволяют сделать и такой вывод: поскольку в разнонациональных семьях противоречия в потребностях супругов могут возникать не только на основе индивидуальных особенностей и добрачного опыта, но и на основе специфики национальных культур, то вероятность возникновения конфликтов в этих семьях может быть выше, чем в однонациональных семьях18.
Однако
эта вероятность реализуется
в зависимости от уровня подготовленности
молодых супругов к браку. Если супруги
в разнонациональной семье
В исследовании разнонациональных семей была также затронута еще одна интересная проблема: как влияет на стабильность брака отдаленность культур, к которым принадлежат супруги?
Оказалось, что чем более отдаленными являются культуры, к которым принадлежат разнонациональные супруги, тем более высокой является возможность возникновения конфликтов между ними. В группу нестабильных разнонациональных браков входит значительное число браков русских с представителями народов Дагестана. В такой группе наблюдалось значительно больше супружеских конфликтов, чем в нестабильной группе однонациональных семей. Эти конфликты были основаны главным образом на столкновении потребностей разнонациональных супругов, вытекающем из специфики национальных особенностей их образа жизни.
У представителей народов Дагестана в большей степени, чем у русских, сохранились элементы традиционного образа жизни, традиционные этнические связи, предполагающие главенство мужа в семье, психологическую и экономическую зависимость молодых супругов от родителей.
Поэтому в таких семьях различия во взглядах супругов на семейное лидерство, на содержание семейных ролей, на отношения между поколениями и между самими супругами приводили к острым противоречиям и конфликтам. Например, многие испытуемые отмечали, что их тяготит общение с родителями супруга из-за того, что они строго придерживаются своих национальных обычаев.
Часть испытуемых была обеспокоена тем, что супруг стремился строить свою семейную жизнь на основе советов родителей, в соответствии с их национальными обычаями. В ролевой сфере супругов часто не устраивало то обстоятельство, что, согласно национальной культуре партнера, строго регламентируются обязанности мужа и жены, и для мужа считается недопустимым выполнение домашней работы, закрепленной как бы за женщиной.
Испытуемые
пары указывали также на разногласия,
которые проявлялись между
Таким
образом, исследование показало, что
вероятность супружеских
Несмотря
на то, что эта вероятность
2.2.Многоженство, как причина конфликтов между супругами.
Многоженство становится популярным среди дагестанцев одновременно с процессом возрождения Ислама на Северном Кавказе, берущего свое начало с конца 80-х, начала 90-х гг. Вторые семьи создавались по разным причинам. Чаще всего были ссылки на подражание полигамной семейной жизни Пророка Мухаммада (мир ему) и его сподвижников, на кораническую дозволенность полигамии, на желание иметь детей или иметь много детей (если первая жена была бесплодной или больной) и расширить родственные узы. Многие религиозные дагестанцы (особенно «неофиты») обосновывали свое желание иметь вторую, «исламскую» жену неустроенностью своей семейной жизни с первой «неисламской» женой, т.е. которой не желала придерживаться исламских принципов (например, носить исламскую форму одежды, совершать пятикратную молитву, соблюдать пост и т.д.)20.
Однако быстро распространяющееся в дагестанском обществе многоженство вызвало большое число острых семейных конфликтов и разводов. Причиной этого, на наш взгляд, послужили два главных фактора: экономический и социо-культурный.
Рассматривая экономический фактор, можно понять, что дагестанцы, создававшие вторую семью, чаще всего не принимали в расчет экономический аспект многоженства. Материально обеспечивать в равной мере две и более семьи (как этого требует шариат) в республике, с большим уровнем безработицы и низкими зарплатами, было практически нереально. В подавляющем большинстве случае страдала вторая жена, поскольку она чаще всего имела нелегальный, ущербный статус. Семьи (главным образом, вторые) распадались либо по инициативе самой женщины, уставшей от материальной необеспеченности, либо по инициативе мужа, осознавшего на практике свою неспособность обеспечивать две семьи.
Второй фактор говорит о том, что дагестанские сторонники многоженства, ссылавшиеся на пример Пророка Мухаммада (мир ему) и его сподвижников, упускали из виду ментальность современного дагестанского общества, социо-культурный уровень его развития. В арабском доисламском обществе VII века многоженство было распространенным и привычным явлением. С распространением Ислама в Аравии полигамия была ограничена до четырех жен (до Ислама мужчина мог иметь неограниченное количество жен), за арабскими женщинами были закреплены многие права. Кроме этого мужчина, согласно Корану, мог иметь несколько жен только в том случае, если он имеет возможность предоставлять им полное и равное материальное обеспечение. То есть полигамия воспринималась в арабском обществе как нормальное явление еще до возникновения Ислама, который лишь санкционировал и регламентировал объективно существовавший институт многоженства21.
Информация о работе Конфликты в супружеских парах в Дагестане