Конфликтогены

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены («способствующие конфликту»).
Конфликтогены – это слова, действия или бездействия, которые могут привести к конфликту.
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Существует даже такой афоризм: «женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле этим грешим все, а не только представительницы прекрасного пола.

Работа содержит 1 файл

конфликтоген.docx

— 33.05 Кб (Скачать)

Глава 4. Конфликтогены

4.1. Понятие конфликтогенов

 Главную роль в возникновении  конфликтов играют конфликтогены («способствующие конфликту»).

Конфликтогены – это слова, действия или бездействия, которые могут привести к конфликту.

 Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Существует даже такой афоризм: «женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле этим грешим все, а не только представительницы прекрасного пола.

 На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Этот процесс нарастания силы конфликтогенов и эмоциональной стороны называется – эскалация конфликтогенов.

 Например: «На лавочке в парке  сидит компания молодых людей  в подвыпившем состоянии. Мимо  проходит девушка. Ей вслед  доносятся неприятные выражения.  Она, обернувшись, назвала парней  «нахалами». Те, в свою очередь, вспыхнули, и один из них пошёл разбираться с девушкой. Девушка оказалась мастером спорта по дзюдо, и молодому человеку пришлось туго. За него решили вступиться остальные члены компании, однако подоспевший отряд милиции помог девушке избавиться от назойливых приставал». Как видно из примера, ни та, ни другая сторона не смогла оставить без внимания действия друг друга, каждый употребил неизмеримо сильные конфликтогены. То есть эскалация конфликта нашла здесь своё подтверждение.

 Закономерность эскалации конфликтогенов можно: получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с запасом. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает (см. рис.4.1).

Первый конфликтоген

Более сильный конфликтоген

Ещё более сильный конфликтоген

КОНФЛИКТ

 Рисунок 4.1. Схема возникновения  конфликта

 Очень случается так, что  первый конфликтоген появляется ситуативно, помимо воли людей (неожиданный толчок автобуса, нечаянно задетая чашка и т.д.) и дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов и в результате конфликт налицо.

 Из рисунка видно, что для  предотвращения конфликтов надо  прервать цепочку конфликтогенов. Отсюда вытекают первые два правила бесконфликтного общения.

Правила бесконфликтного общения:

 Не употребляйте конфликтогены.

 Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

 Не забывайте, что если  не остановиться сейчас, то потом  будет поздно. Чтобы выполнить  первое правило, необходимо поставить  себя на место собеседника:  не обиделись бы вы. Услышав  подобное.

 Способность ощутить чувства  другого человека, понять его  мысли (умение видеть мир глазами  других) называется эмпатия.

 Проявляйте эмпатию друг к другу.

 Делайте как можно больше  благожелательных посылов в адрес  собеседника.

 К таким посылам относится всё, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.

 Благожелательные посылы настраивают  человека на комфортное, бесконфликтное  общение, они сопровождаются выделением  «гормонов удовольствия» - эндорфинов. Конфликтогены же способствуют выработке адреналина, который затем превращается в норадреналин, называемый в народен гормон гнева и ярости.

 Каждый из нас нуждается  в положительных эмоциях, поэтому  человек, одаривающий благожелательными  посылами, становится желанным собеседником.

4.2. Виды конфликтогенов

 Два первых правила бесконфликтного  общения легче выполнить, если  знаешь, что может послужить конфликтогеном.

 Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трёх типов:

  • Стремление к превосходству
  • Проявление превосходства
  • Проявление эгоизма

Стремление к превосходству

Прямое проявление превосходства

 Приказания, угроза, замечания,  критика, насмешка, обвинения, издёвка, сарказм.

Снисходительное отношение

 То есть проявление превосходства,  но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь»,  «Как можно это не знать», «Неужели  Вы не понимаете?», «Вам ведь  русским языком сказано» и  т.д. Одним словом, забвение известной  мудрости: «Если ты умнее других, то никому не говори об этом».

Хвастовство.

 Вызывает желание поставить  на место хвастуна.

Категоричность.

 Проявление излишней уверенности  в своей правоте, самоуверенности;  предполагает своё превосходство  и подчинение собеседника.

 Сюда относятся любые высказывания  категоричным тоном: «Я считаю»,  «Я уверен», «Я знаю». Безопаснее  употреблять такие высказывания: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня  сложилось впечатление, что…».

 Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные фразы типа: «Все мужчины – подлецы», «Все воруют», «Все женщины – обманщицы», «… и закончим этот разговор» и т.д.

 Категоричные суждения родителей  о принятой в среде молодёжи  музыке, одежде, манере поведения  могут оттолкнуть от них детей.

 Например, мать говорит дочери: «Твой новый знакомый тебе  не пара». Дочь в ответ нагрубила.  Не исключено, что она и сама  видит недостатки своего знакомого,  но именно категоричность вердикта  рождает протест. По-видимому, другой  резонанс вызвали бы слова  матери: «Мне кажется, он несколько  самоуверен, берётся судить о  том, в чём плохо разбирается.  Но, может быть, я и ошибаюсь, время  покажет».

Навязывание своих советов.

 Придерживайтесь правила, давать  советы тогда, когда тебя об  этом спрашивают. Советующий занимает позицию превосходства по отношению к другому.

Перебивание собеседника, повышение  голоса или когда один поправляет другого.

 Тем самым показывается, что  мысли советующего более ценны,  чем мысли других, и именно  его надо слушать. (Эйнштейн и  его маленькая книжечка с умными  мыслями)

Утаивание информации.

 Отсутствие информации вызывает  состояние тревоги. Она может  утаиваться по разным причинам, например, чтобы не расстраивать  плохими новостями. Однако возникший  вакуум заполняется слухами, домыслами, сплетнями. Появляется недоверие к сокрывшему информацию.

8. Нарушение этики, намеренное  или непреднамеренное.

 Воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора; доставил  неудобство, но не извинился, не  пригласил присесть, влез без  очереди, не поздоровался и  т.д.

Подшучивание.

 Его объектом обычно становиться  тот, кто не может дать достойный  отпор, тот кто слабее.

 Любителям насмешек не стоит  забывать, что ещё в древности  порицался порок злого языка.

10. Обман или попытка обмана.

 Есть средство добиться чего-то  нечестным путём и это является  сильнейшим конфликтогеном.

11. Напоминание (возможно и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для  собеседника ситуации.

 Ещё Тацит сказал: «Благодеяния  приятны только тогда, когда  знаешь, что можешь за них отплатить.  Когда же они непомерны, то  вместо благодарности воздаёшь  за них ненавистью».

 В мире зафиксировано множество  случаев убийств людей, которые  когда-либо спасли утопающего. Причём  убийцами были сами утопающие.

 Добро нужно делать не  для того, чтобы получить благодарность,  а для собственной души. Сделав  добро другому, освободите его  от необходимости быть обязанным  Вам за сделанное.

12. Перекладывание ответственности  на другого человека.

 Например, когда один студент  попросил другого спрятать его  деньги, а через некоторое время  студента, спрятавшего деньги обокрали, и теперь его начинает обвинять  студент, просивший спрятать деньги.

13. Просьба одолжить деньги.

 Отказ вызывает неприятное  чувство у просящего. Но и удовлетворение просьбы нередко приводит к конфликту: отдают не всегда вовремя, приходится напоминать о долге и т.д. Не зря родилась пословица: «Хочешь потерять друга – одолжи ему деньги».

 Таким образом, необходимо  отметить, что объединяет все  эти конфликтогены кроме цели достижения превосходства, ещё и метод: пристройка сверху, подчёркивание своего преимущества посредством занятия позиции «Родитель». Всё это попытки манипулировать собеседником, т.е. управлять им против его воли, достигая при этом собственных выгод.

Проявление агрессивности

 В латинском слово «aggressio» означает нападение. Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

1. Природная агрессивность. 

 Если человек не поругался  с утра, то не может целый  день работать. Однако у подавляющего  большинства природная агрессивность  в норме, проявляется лишь ситуативная  агрессивность.

 Возрастные проявления агрессивности,  например, у подростков: драки, вызывающее  поведение дома, в школе, на  улице. Здесь присутствует попытка  «самоутвердиться» и выражение  протеста против своего «неравноправного»,  зависимого от других положения.

 человек с повышенной агрессивностью  является ходячим конфликтогеном, поскольку выплёскивает накопившееся раздражение на окружающих. Он разрешает свои внутренние проблемы за счёт окружающих. В этом смысле он является как бы «вампиром», поглощающим положительную энергию окружающих.

 человек с агрессивностью  ниже средней рискует добиться  в жизни намного меньше, нежели  он достоин.

 полное отсутствие агрессивности  граничит с апатией или бесхарактерностью,  ибо означает отказ от борьбы.

2. Ситуативная агрессивность.

 Возникает как ответ на  внутренние конфликты, вызванные  сложившимися обстоятельствами. Например, это могут быть неприятности  на работе, личные проблемы, плохое  настроение, самочувствие, а так  же ответная реакция на полученный  конфликт.

 В психологии это состояние  называется фрустрацией. Оно возникает  вследствие реальной или воображаемой  помехи, препятствующей достижению  цели. Защитные реакции при фрустрации  проявляются в агрессивности.

Фрустрация – блокирование целенаправленного  поведения. Пресечение одним индивидом  реакции другого может оказаться  детонатором агрессии последнего.

 Следует отметить, что конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявление эгоизма» можно так же отнести к некоей форме агрессии – скрытой агрессии. Ибо они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы.

 В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.

Проявление эгоизма

 «ego» в переводе с латинского означает «Я».

 Все проявления эгоизма являются  конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя за счёт других и эта несправедливость служит почвой для конфликтов.

 Развитие эгоизма и превращение  его в доминирующую направленность  личности объясняется серьёзными  недостатками воспитания. Завышенная  самооценка и эгоцентризм личности  закрепляются ещё в детском  возрасте, в результате чего в  расчёт принимаются лишь собственные  интересы, потребности, переживания  и т.д. В зрелом возрасте  подобная концентрация на собственном  «Я», себялюбие и полное равнодушие  к внутреннему миру других  людей приводит к отчуждению.

 Антиподом эгоизма является  альтруизм. Это ценностная ориентация  личности, при которой центральным  мотивом и критерием нравственной  оценки являются интересы других  людей.

4.3. Способы избежать конфликтогенов

Стремление к превосходству.

 Известный китайский мыслитель  Лао-Цзы учил: «Реки и ручьи  отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек,  чтобы возвыситься, должен держать  себя ниже других».

Информация о работе Конфликтогены