Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:19, доклад
У большинства людей конфликт ассоциируется с негативом: разрывом отношений, скандалами, столкновениями, борьбой, войнами, эмоциональными переживаниями и т. д. И такие ассоциации в значительной степени верны. Большинство конфликтов в историческом прошлом и в нашей повседневной жизни разрешались и разрешаются не лучшим образом.
Конфликт во благо
Область: Конфликтология
Дата: 00.00.0000 , Издательство: Журнал "Компос"
Название данной статьи кажется парадоксальным. У большинства людей конфликт ассоциируется с негативом: разрывом отношений, скандалами, столкновениями, борьбой, войнами, эмоциональными переживаниями и т. д. И такие ассоциации в значительной степени верны. Большинство конфликтов в историческом прошлом и в нашей повседневной жизни разрешались и разрешаются не лучшим образом.
Мы живем в конфликтном мире и в конфликтном обществе. И это надо воспринимать как данность. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта и использовать его для позитивного решения возникших проблем. Поэтому каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний по конфликтологии и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях для того, чтобы эффектно решать возникающие проблемы и добиваться успеха во всех своих делах.
С точки зрения разрешения конкретных противоречий можно говорить о конструктивных и деструктивных функциях (дисфункциях) конфликта. Первые направлены на разрешение возникших противоречий, вторые – на их углубление. В теории конфликта также используются такие понятия как позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) функции конфликта. Эти понятия в большей степени отражают субъективно-объективную оценку развития и последствий социального конфликта. Так, например, Октябрьская (1917 г.) революция разделила не только российское общество, но и мировое сообщество на тех, кто оценивает это событие как позитивное и на тех, кто дает ему негативную оценку.
Кроме того, существуют объективные и субъективные оценки конфликта с точки зрения его последствий для конкретных людей. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта - объективно положительное явление, но с точки зрения определенной части работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный.
Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой, и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. \В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой (например, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 г.). Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим общество к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.
В декабре 2006 г. в Москве состоялась презентация книги лауреата нобелевской премии по экономике 2005 года Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта», которая только что вышла в свет на русском языке [1]. Книга написана в основном в рамках социальной (социологической) парадигмы, основу которой составляет теория социального действия и взаимодействия. Конфликт по Шеллингу – это взаимодействие, в котором действия одной стороны зависят от действий другой стороны. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать и находить общие интересы. «Чистый конфликт, - по мнению Шеллинга, - в котором интересы двух противников полностью противоположны, - особый случай; он применяется в случае войны до полного истребления…По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб» [1, 17]. Такую стратегию в конфликте Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений [1, 29].
Особого
внимания также заслуживают
Основная идея (философия) предложенных Шелингом теорий состоит в том, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях нельзя (нежелательно) воспринимать противостоящую сторону в качестве абсолютного врага. Необходимо оставлять хоть какие-то шансы друг другу для нахождения компромиссов. Тогда конфликт будет способствовать решению общих проблем [1, 19].
Итак, можно назвать несколько основных критериев, в соответствие с которыми функции и последствия того или иного конфликта могут оцениваться как позитивные (функциональные, конструктивные, положительные) или как негативные.
Конфликт оценивается как позитивный:
-
функциональный, способствующий развитию
социальной системы (
-
конструктивный, в результате которого
были решены возникшие
- субъективно-позитивный, когда он оценивается как положительный только той стороной, которая в результате конфликта получила определенную выгоду или достигла намеченной цели; когда положительная оценка конфликта одних людей не совпадает с мнением других по принципу амбивалентности (двойственности) в восприятии одних и тех же явлений;
- ценностно-позитивный, когда он оценивается не с точки зрения выгоды-невыгоды или победы-поражения, а с точки зрения значимости самого конфликтного действия: «погиб наш сокол, но капли крови его горючей взовются в небо и много смелых сердец зажгут» (Песня о соколе. М. Горький);
-
эмоционально-позитивный, когда он
помогает снять психическое
Аналогичным образом, только с приставкой «не» можно перечислить варианты когда конфликт оценивается как негативный, например: дисфункциональный – не способствующий развитию социальной системы и т. д.
Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта в наибольшей степени характерные для открытых социальных структур.
1.Конфликт
вскрывает и разрешает
2.В
открытом обществе конфликт
3.Конфликт
многократно увеличивает
4.В
состоянии конфликта люди
5.Конфликт
способствует получению
6.Социальный конфликт
7.Внешний конфликт
Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:
- создание и поддерживание
- социальный контроль за
- создание новых социальных
норм и институтов и
- адаптация и социализация
- группообразование,
- установление и поддерживание
относительно стабильной
- установление неформальной
- устранение одних и появление других лидеров.
8. Позитивные функции конфликта
заключаются также в том, что
он выявляет позиции, интересы
и цели участников и тем
самым способствует
9. В открытой социальной системе
конфликт выполняет роль “
10. Множество рзнонаправленных конфликтов нейтрализуют друг друга и таким образом предотвращают распад социальной системы.
Существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадии спор – противоборство – война, и в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 1).
Таблица 1
Взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок
Тип (стадия развития) конфликта |
спор
|
противоборство |
война |
Восприятие сторонами друг друга |
оппонент |
противник |
враг |
Конфликтная установка сторон |
диалог, компромисс |
соперничество, доминирование |
уничтожение |
Из таблицы 1 следует, что от того, к какой категории – оппонент, противник, враг – отнесена противоборствующая сторона конфликта, во многом зависит и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение. Рассмотрим, как и в каких случаях применяются эти понятия.
Конфликт, в своей динамике может проходить различные уровни (стадии) противостояния, как в сторону эскалации противоборства (спор – противоборство – война), так и в сторону снижения накала борьбы (война – противоборство – спор). Соответственно меняются и другие параметры конфликта (см. табл. 1). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в ходе урегулирования и разрешения конфликта. Для этого необходимо, например, конфликт типа «война» сначала перевести (трансформировать) в конфликт типа «противоборство», а уже последний перевести в конфликт типа «спор». При этом необходимо помнить, что спор (как и любой иной конструктивный конфликт) не является спортивным состязанием, в котором важна победа. В конфликте каждая сторона стремиться решить свои проблемы. Поэтому здесь важна не победа, а успех.
Конфликт является одной из форм социального взаимодействия, в котором действия одной стороны во многом обусловлены действиями другой стороны. Поэтому возникшие проблемы желательно решать совместными усилиями. Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например таких:
а) отделить реальные причины конфликта от инцидента - формального повода для начала столкновения;
б) сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
в) действовать по принципу “здесь и сейчас”, т. е. решать проблемы непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
д) говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;
ж) соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Чтобы успешно предупреждать и
разрешать конфликтные
- добиваться своих целей не наживая врагов;
- умение договариваться даже с противниками;
-
не позволять другим
- уважать права других, но не потакать чужой похоти;
-
адекватно оценивать свои «
- четко формулировать свои позиции, без агрессии и ненависти к оппонентам;
-
уметь находить компромиссы,
Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Известный психотерапевт, доктор Максуэлл Мольц в своей книге “Я – это Я, или Как стать счастливым” [3] предлагает читателям массу полезных советов, способных помочь человеку решить свои личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них: