Конфликт во благо

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:19, доклад

Описание работы

У большинства людей конфликт ассоциируется с негативом: разрывом отношений, скандалами, столкновениями, борьбой, войнами, эмоциональными переживаниями и т. д. И такие ассоциации в значительной степени верны. Большинство конфликтов в историческом прошлом и в нашей повседневной жизни разрешались и разрешаются не лучшим образом.

Работа содержит 1 файл

Конфликт во благо.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Конфликт во благо

Область: Конфликтология

Дата: 00.00.0000 , Издательство: Журнал "Компос"

 

Название  данной статьи кажется парадоксальным. У большинства людей конфликт ассоциируется с негативом: разрывом отношений, скандалами, столкновениями, борьбой, войнами, эмоциональными переживаниями и т. д. И такие ассоциации в значительной степени верны. Большинство конфликтов в историческом прошлом и в  нашей повседневной жизни разрешались и разрешаются не лучшим образом.

Мы  живем в конфликтном мире и  в конфликтном обществе. И это надо воспринимать как данность. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией  различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта и использовать его для позитивного решения возникших проблем. Поэтому каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний по конфликтологии и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях для того, чтобы эффектно решать возникающие проблемы и добиваться успеха во всех своих делах.

С точки зрения разрешения конкретных противоречий можно говорить о конструктивных и деструктивных функциях (дисфункциях) конфликта. Первые направлены на разрешение возникших противоречий, вторые – на их углубление. В теории конфликта также используются такие понятия как позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) функции конфликта. Эти понятия в большей степени отражают субъективно-объективную оценку развития и последствий социального конфликта. Так, например, Октябрьская (1917 г.) революция разделила не только российское общество, но и мировое сообщество на тех, кто оценивает это событие как позитивное и на тех, кто дает ему негативную оценку.

Кроме того, существуют объективные и субъективные оценки  конфликта с точки зрения его последствий для конкретных людей. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта - объективно положительное явление, но с точки зрения определенной части работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный.

Позитивное  или негативное воздействие конфликта  во многом обусловлено также той  социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой, и  существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. \В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой (например, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 г.). Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим общество к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

В декабре 2006 г. в Москве состоялась презентация книги лауреата нобелевской премии по экономике 2005 года Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта», которая только что вышла в свет на русском языке [1]. Книга написана в основном в рамках социальной (социологической) парадигмы, основу которой составляет теория социального действия и взаимодействия. Конфликт по Шеллингу – это взаимодействие, в котором действия одной стороны зависят от действий другой стороны. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать и находить общие интересы. «Чистый конфликт, - по мнению Шеллинга, - в котором интересы двух противников полностью противоположны, - особый случай; он применяется в случае войны до полного истребления…По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб» [1, 17]. Такую стратегию в конфликте Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений [1, 29].

Особого внимания также заслуживают разработанные  Шеллингом теория сдерживания и  теория ограниченной войны. Эти теории могут применяться как по отдельности, для решения определенных задач,  так и в рамках единой стратегии конфликта. При этом сдерживание «столь же уместно между друзьями, как и между потенциальными противниками» [1, 24].

Основная  идея (философия) предложенных Шелингом теорий состоит в том, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях  нельзя (нежелательно) воспринимать противостоящую сторону в качестве абсолютного врага. Необходимо оставлять хоть какие-то  шансы друг другу для нахождения компромиссов. Тогда конфликт будет способствовать решению общих проблем [1, 19].

Итак, можно назвать несколько основных критериев, в соответствие с которыми функции и последствия того или иного конфликта могут оцениваться как позитивные (функциональные, конструктивные, положительные) или как негативные.

Конфликт  оценивается как позитивный:

- функциональный, способствующий развитию  социальной системы (организации,  обществу);

- конструктивный, в результате которого  были решены возникшие противоречия;

- субъективно-позитивный, когда он  оценивается как положительный  только той стороной, которая  в результате конфликта получила определенную выгоду или достигла намеченной цели; когда положительная оценка конфликта одних людей не совпадает с мнением других по принципу амбивалентности (двойственности) в восприятии одних и тех же явлений;

- ценностно-позитивный, когда он оценивается не с точки зрения выгоды-невыгоды или победы-поражения, а с точки зрения значимости самого конфликтного действия: «погиб наш сокол, но капли крови его горючей взовются в небо и много смелых сердец зажгут» (Песня о соколе. М. Горький);

- эмоционально-позитивный, когда он  помогает снять психическое напряжение (выйти из фрустрации) субъектам  и участникам конфликта.

Аналогичным образом, только с приставкой «не» можно  перечислить варианты когда конфликт оценивается как негативный, например: дисфункциональный – не способствующий развитию социальной системы и т. д.

Рассмотрим  некоторые позитивные функции конфликта  в наибольшей степени характерные  для открытых социальных структур. 

1.Конфликт  вскрывает и разрешает возникающие  в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.  

2.В  открытом обществе конфликт выполняет  функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение. 

3.Конфликт  многократно увеличивает интенсивность  связей и отношений, стимулирует  социальные процессы, придает обществу  динамичность, поощряет творчество  и инновации, способствует общественному прогрессу. 

4.В  состоянии конфликта люди более  четко осознают как свои, так  и противостоящие им интересы.  

5.Конфликт  способствует получению информации  об окружающей социальной среде,  о соотношении силового потенциала  конкурирующих формирований. 

6.Социальный конфликт способствует  разработке и принятию назревших  управленческих решений и осуществлению  контроля за их исполнением,  формирует у участников конфликта чувство сопричастности в решении общественных проблем, вырабатывает умения и навыки защиты своих интересов.  

7.Внешний конфликт способствует  внутригрупповой интеграции и  идентификации, укрепляет единство  группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников,  выявляет врагов и недоброжелателей. 

Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие  функции:

- создание и поддерживание баланса  сил (в том числе и власти);

- социальный контроль за соблюдением  общепринятых норм, правил, ценностей;

- создание новых социальных  норм и институтов и обновление  существующих;

- адаптация и социализация индивидов  и групп;

- группообразование, установление  и поддерживание нормативных  и физических границ групп;

- установление и поддерживание  относительно стабильной структуры  внутригрупповых и межгрупповых  отношений; 

- установление неформальной иерархии  в группе и обществе, в том  числе выявление неформальных  лидеров;

- устранение одних и появление других лидеров.

8. Позитивные функции конфликта  заключаются также в том, что  он выявляет позиции, интересы  и цели участников и тем  самым способствует сбалансированному  решению возникающих проблем,  устанавливает и поддерживает  равновесие сил между оппонентами.

9. В открытой социальной системе  конфликт выполняет роль “предохранительного  клапана”, своевременно выявляя  возникающие противоречия и сохраняя  социальную структуру в целом.

10. Множество рзнонаправленных  конфликтов нейтрализуют друг  друга и таким образом предотвращают распад социальной системы.

Существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные  ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадии спор – противоборство – война, и в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 1).

Таблица 1

Взаимозависимость динамики конфликта,  субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок

Тип (стадия развития) конфликта 

спор     

 

противоборство

война

Восприятие сторонами друг друга

 

оппонент

 противник

 

враг 

Конфликтная установка сторон

диалог,   компромисс

соперничество, доминирование

уничтожение


 

 

Из таблицы 1 следует, что от того, к какой категории – оппонент, противник, враг – отнесена противоборствующая сторона конфликта, во многом зависит и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение. Рассмотрим, как и в каких случаях применяются эти понятия.

Конфликт, в своей динамике может  проходить различные уровни (стадии) противостояния, как в сторону  эскалации противоборства (спор – противоборство – война), так и в сторону снижения накала борьбы (война – противоборство – спор). Соответственно меняются и другие параметры конфликта (см. табл. 1). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в ходе урегулирования и разрешения конфликта. Для этого необходимо, например, конфликт типа «война» сначала перевести (трансформировать) в конфликт типа «противоборство», а уже последний перевести в конфликт типа «спор». При этом необходимо помнить, что спор (как и любой иной конструктивный конфликт) не является спортивным состязанием, в котором важна победа. В конфликте каждая сторона стремиться  решить свои проблемы. Поэтому здесь важна не победа, а успех.

Конфликт является одной из форм социального взаимодействия, в котором действия одной стороны во многом обусловлены действиями другой стороны. Поэтому возникшие проблемы желательно решать совместными усилиями. Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации  предполагает соблюдение ряда условий, например таких:

а) отделить реальные причины конфликта от инцидента - формального повода для начала столкновения;

б) сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

в) действовать по принципу “здесь и сейчас”, т. е.  решать проблемы непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

г) создавать обстановку равного  участия в поисках возможных  вариантов урегулирования конфликта;

д) говорить только за себя; уметь слушать  и слышать другого;

ж) соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

з) создавать климат взаимного доверия  и сотрудничества.

Чтобы успешно предупреждать и  разрешать конфликтные ситуации, необходимо вырабатывать (формировать) в себе такие качества как ассертивность – умение договариваться, находя взаимоприемлемые решения. Для человека, обладающего ассертивностью характерными являются следующие качества:

- добиваться своих целей не  наживая врагов;

- умение договариваться даже с противниками;

- не позволять другим манипулировать  собой;

- уважать права других, но не  потакать чужой похоти;

- адекватно оценивать свои «заслуги»,  т.е. не расстраиваться, если получили  отказ в том, на что не  имели право рассчитывать;

- четко формулировать свои позиции, без агрессии и ненависти к оппонентам;

- уметь находить компромиссы, удовлетворяющие  обе стороны конфликта [2].

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является  адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Известный психотерапевт, доктор Максуэлл Мольц в своей книге “Я – это Я, или Как стать счастливым” [3] предлагает читателям массу полезных советов, способных помочь человеку решить свои личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них: 

Информация о работе Конфликт во благо