Конфликт как социально-экономическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

Выдающийся мыслитель античности Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своем знаменитом трактате «Политика», утверждал, что государство – «продукт естественного возникновения, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Такой человек по природе своей только и жаждет войны». Деление людей на тех, кто властвует и тех, кто должен подчиняться, он относил к естественным законам природы и считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого - господином.

Содержание

Введение
1 Психологический подход к изучению конфликта
2 Современные конфликтологические теории (концепции)
Заключение
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

конфликтолог.docx

— 33.17 Кб (Скачать)
 
 

     Оглавление 

Введение

1 Психологический подход к изучению конфликта

2 Современные конфликтологические теории (концепции)

Заключение

Библиографический список литературы 

 

      Введение 

     Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

     Научные исследования конфликтов имеют давние и прочные корни. К середине первого  тысячелетия до нашей эры относятся  первые попытки проникнуть в глубинные  причины столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт.

     Значительный  вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности. Известный  философ-диалектик Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и конфликтах с общей системой взглядов на природу  мироздания. Для него все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого  общения - в мире все рождается  через вражду и распри. «Враждующее  соединяется, из расходящихся - прекраснейшая  гармония, и все происходит через  борьбу».

     Идея  дифференциации, из которой возникают  конфликты, получила свое развитие в  учении Платона (472 – 347 гг. до н.э.). Он сформулировал  образ идеального государства, где  представил этическую трехступенчатую  иерархию людей и их добродетелей.

     Выдающийся  мыслитель античности Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своем знаменитом трактате «Политика», утверждал, что  государство – «продукт естественного  возникновения, человек по природе  своей есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Такой  человек по природе своей только и жаждет войны». Деление людей  на тех, кто властвует и тех, кто  должен подчиняться, он относил к  естественным законам природы и  считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого - господином. А отсюда вытекает, что конфликт представляет собой естественное состояние общества, в котором господин должен обращаться со своим рабом как с «говорящим орудием».

     Важнейшие источники конфликтов, с его точки  зрения, коренятся в имущественном  неравенстве людей и в неравенстве  получаемых почестей.

     Идеи  античных мыслителей послужили основой  современной конфликтологии, ставшей  самостоятельной наукой к середине ХХ века - века, который наиболее ярко в истории человечества проявил  себя через столкновение различных  социальных и политических сил, мнений и идей.

     Актуальность  данной темы контрольной работы определяется взрывным ростом конфликтности во всех сферах жизни современного общества. Для понимания и эффективного разрешения конфликтов необходимо усвоить  определенный минимум теоретических  знаний и приобрести практические навыки поведения в конфликтных ситуациях.

     Целью данной работы является изучение конфликта  как психологического явления.

     Для достижения поставленной цели будут  решены следующие задачи: изучен психологический  подход к изучению конфликта, рассмотрены  современные конфликтологические  теории (концепции), будут проведены  диагностические исследования индивидуального  стиля поведения в конфликте  с использованием методики Томаса-Килменна.

     В качестве теоретического материала  для написания данной работы использованы труды следующих авторов: Анцупова А.Я., Шипилова А.И., Гришиной Н.В., Джерелевской М.А., Донцова А.И., Емельянова С.М., Меньшовой В.Н., Петровской Л.А., Пищелко А.В., Скотта Д.Г., Уткина Э.А., Черняк Т.В. и др. 

 

      

     1 Психологический подход к изучению конфликта 

     Расширяющаяся практика улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Ведь необходимой стороной социального конфликта является не только выраженное во вне поведение людей, но и их внутренние установки, ценности, взгляды и чувства, потребности и интересы, т.е. их психология, индивидуальная и корпоративная.

     Поэтому со временем стало быстро увеличиваться  число работ и по этой тематике. Наряду с социологией появилась  и психология конфликта.

     Если  социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно  на исследовании внутриличностных и  межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных  конфликтов.

     Психолог  видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут  быть удовлетворены одновременно. Таков  конфликт, переживаемый молодым человеком  при выборе между двумя интересными  профессиями. Весьма болезненным может  быть внутренний конфликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек  может захотеть избавиться от неудовлетворяюшей  его, неприятной работы, но вместе с  тем одновременно он может бояться  стать безработным.

     Испытываемые  при подобного рода конфликтных  ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько  сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

     Исследуя  причины разнообразных психических  расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике  конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

     Один  из последователей Фрейда Карл Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов. Интроверты — это люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний.

     Современная психология разработала и другие типологии, учитывающие поведение  людей в конфликтных ситуациях.

     Так, американский психолог Эрик Берн (1902—1970) разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории все  люди разделяются по трем основным состояниям, которые доминируют в  их психике: «ребенок», «родитель» и  «взрослый». Люди, относящиеся к  первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят  поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи – прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два «ребенка» или два «взрослых».

     В 90-е годы американский психолог К. Томас  предложил оригинальную тестовую методику определения склонности людей к  одному из способов поведения в конфликтной  ситуации. Эти способы поведения  он обозначил следующим образом: 1) избегание или уход от конфликта; 2) соперничество или силовой метод; 3) приспособление или метод односторонних уступок; 4) компромисс или взаимные уступки; 5) сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения.

     Американский  конфликтолог Джини Г. Скотт выделил  целый ряд типов трудных в  общении людей:

     1) «максималисты» — хотят чего-то  прямо сейчас, даже если в этом  нет необходимости;

     2) «скрытные» — держат все в  себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются  на вас, когда вы считаете, что  все идет прекрасно;

     3) «невинные лгуны» — заметают  следы ложью или серией обманов,  так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что —  нет;

     4) «ложные альтруисты» — якобы  делают вам добро, но в глубине  души сожалеют об этом. Вы можете  почувствовать это в иных обстоятельствах  или это может неожиданно проявиться  в виде саботажа, востребования  подаренного или требования компенсации.

     Непосредственное  исследование конфликтов как реакции  на те или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальными работами М. Дойча (1985) в изучении интерперсональных конфликтов и М. Шерифа (1967) в области межгрушювых конфликтов. Именно им психология в первую очередь обязана введением конфликта в ранг экспериментально изучаемой психологической проблематики.

     Самым значительным именем среди тех, кто  сделал ситуационную природу конфликта предметом основного внимания и ту экспериментального анализа, является М. Дойч, ученик и младший коллега К. Левина, чьи исследования в области социальной психологии групп оказали на него огромное влияние. Левин считал важнейшей характеристикой группы систему взаимозависимостей и взаимосвязей между ее членами. Именно эти характеристики социальных отношений стали основным предметом многолетних исследований М. Дойча.

     Результатом этих многочисленных исследований стала  теория кооперации и конкуренции, Дойч считает, что его теория строится вокруг двух основных положений: одно из них связано с типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое - с типом действий этих людей. Он различает два основных типа взаимозависимости целей: способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими; и противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели другими. Также выделяются два типа действий индивида: эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели, и ухудшают действия, имеющие противоположные результаты. Далее Дойч комбинирует типы взаимозависимости и типы действий, чтобы установить, как они будут влиять на основные социально-психологические процессы.

     Однако, несмотря на спорность некоторых  своих положений, Дойч, безусловно, является наиболее признанным авторитетом  среди западных психологов - исследователей конфликтов.

     Другое  известное имя в области ситуационного  подхода к изучению конфликтов - это М. Шериф с его знаменитыми  экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого  взаимодействия. Вполне закономерно, что  именно межгрупповые конфликты стали объектом его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии начинает доминировать желание не столько теоретически объяснять существующие конфликты, сколько практически в различных терапевтических формах помогать людям справляться с ними. 

 

      2 Современные конфликтологические теории (концепции) 

     Современная ситуация развития ставит перед человечеством  серьезный выбор – или оно  будет стремиться к разрешению своих  конфликтов, или же оно скатывается  к противостоянию на различных уровнях, вплоть до войн.

     В настоящее время потребность  в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или  негативного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью человеческой жизни. Более того, наступил этап, когда  в общественном сознании произошли  изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления. Многие авторы считают, что решение данной проблемы становится настолько очевидным, что либо XXI век станет веком конфликтологии (как науки о конфликтах), либо он будет последним в истории человеческой цивилизации.

     Сложившаяся ситуация такова, что именно на социально-психологическом уровне можно наиболее глубоко и последовательно выявить общие тенденции возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

     Основные  проблемы, тормозящие развитие конфликтологии, теснейшим образом взаимосвязаны, во-первых, с пониманием того, что такое конфликт как социальное явление и каково его место в ряду этих явлений, и, во–вторых, с определением подхода, лежащего в основе объяснения причин возникновения конфликтов.

Информация о работе Конфликт как социально-экономическое явление