Концепция устойчивого развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие цивилизации. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.09 Кб (Скачать)

     В Экологической доктрине определена основная задача в области международного сотрудничества - реализация интересов  Российской Федерации путем участия  в решении глобальных и региональных экологических проблем в регулировании  глобализации в интересах устойчивого  развития мирового сообщества.

Вместе  с тем, несмотря на прогрессивные  идеи, заложенные в Экологической  доктрине с позиций глобализации и устойчивого развития, нельзя не отметить низкую реализуемость ее положений  как в аспектах их дальнейшего  учета в процессе совершенствования  экологического законодательства, с  точки зрения развития и законодательного закрепления положений современной  государственной экологической  политики, так и в правоприменительной  деятельности. Причина этого видится  в первую очередь в недостаточном  правовом уровне нормативного акта, придавшего правовой статус Экологической доктрине.

     Принципиально важным моментом является преемственное  закрепление основ устойчивого  развития в новом головном акте современного этапа развития экологического законодательства - ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.). В преамбуле этого Закона предусмотрено  право каждого на благоприятную  окружающую среду, которое реализуется  через механизмы, названные в главе «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды». Природные богатства определены в качестве основы устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Установлено, что Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

     В числе принципов охраны окружающей среды предусмотрены, в частности,: соблюдение права человека на благоприятную  окружающую среду; обеспечение благоприятных  условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов  человека, общества и государства  в целях обеспечения устойчивого  развития и благоприятной окружающей среды. Эти и другие принципы являются отражением содержательной части концепции устойчивого развития.

     Вместе  с тем нельзя не отметить, что  остальные нормы Закона, содержащие механизмы реализации его основных положений и принципов, не в полной мере отвечают требованиям устойчивого  развития либо не учитывают их вовсе. Исключением является ст.70 Закона, которая  предусматривает проведение научных  исследований в области охраны окружающей среды в целях социального, экономического и экологически сбалансированного  развития РФ, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению  и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и  воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Таким образом, новый Закон содержит только некоторые основы концепции  устойчивого развития и не случайно, подвергается справедливой критике  с позиции заложенных в нем  положений в данном аспекте. Вместе с тем, данный Закон как головной акт отрасли российского экологического законодательства должен быть правовой и информационной основой обеспечения  устойчивого развития, что вызывает необходимость его совершенствования.

     Концепция устойчивого развития нашла отражение  и в других федеральных экологических  законах как природоресурсных, так  и природоохранных. Например, ФЗ «О животном мире» в числе целей  предусматривает обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования  всех его компонентов, создания условий  для устойчивого существования  животного мира (ст. 2), а в качестве основного принципа в области  охраны и использования животного  мира, сохранения и восстановления среды его обитания называет также  обеспечение устойчивого существования  и устойчивого использования  животного мира (ст.12). Однако, последовательной направленности на обеспечение устойчивого  развития в системе законодательных  актов российского экологического законодательства не прослеживается. В целом в российском экологическом законодательстве отсутствуют единые подходы концептуального, стратегического и тактического характера, направленные на обеспечение устойчивого развития. Для современной России не теряют актуальности выводы, сделанные на Конференции в Рио в части того, что «большая часть законодательной деятельности в области окружающей среды и развития осуществляется бессистемно и несогласованно или же в ней отсутствуют механизмы обеспечения соблюдения законов и их своевременной корректировки.

1.3. Триединая  концепция учтойчивого развития

     Концепция устойчивого развития появилась  в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая

     Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального  потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при  условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью  которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает  оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных  — природо-, энерго-, и материало-сберегающих  технологий, включая добычу и переработку  сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку  и уничтожение отходов. Однако при  решении вопросов о том, какой  капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные  виды капитала взаимозамещаемы, а также  при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают  проблемы правильной интерпретации  и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом  во времени природном и произведенном капитале, и сильная,когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Социальная  составляющая

     Социальная  составляющая устойчивости развития ориентирована  на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между  людьми. Важным аспектом этого подхода  является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного  капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого  развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему  принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая

     С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность  биологических и физических природных  систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более  того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную  человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется  сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких  систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом  состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и  утрата биологического разнообразия сокращают  способность экологических систем к самовосстановлению.

Глава 2. Перспективы устойчивого развития Республики Бурятия

2.1.Перспективы  развития республики

     Стратегическая  цель развития Республики Бурятия - это  построение информационного общества с устойчивым развитием. Это общество научных знаний и высоких технологий, способное обеспечить условия для  формирования высокообразованных и  культурных граждан, которые могут  выполнять комплекс социальных функций  своего времени; это общество, понимающее необходимость рационального самоограничения  в энергетических и материальных затратах во имя будущих поколений; это общество, обеспечивающее безопасность человека и признающее необходимость  беречь человеческое достоинство всех его членов; это ноосферное общество, где мерилом национального и  индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Достижение этой крупномасштабной долгосрочной цели предполагает системное  решение социальных, экологических  и экономических задач устойчивого  развития. Социальный аспект достижения этой цели мы связываем с реализацией «закона справедливости», с обеспечением равенства возможностей всех слоев населения в удовлетворении их жизненных потребностей. Высшим приоритетом Стратегии развития республики является Человек, прежде всего, повышение уровня и качества жизни. Что касается физического капитала, то Стратегия нацелена на сбалансированный экономический рост (с удвоением производства валового регионального продукта к 2010 году).

     Стратегия предусматривает глубокую структурную  перестройку экономики региона  на основе переоснащения производства ресурсосберегающими, экологически чистыми  и высокими технологиями, сокращения производств, наносящих наибольший ущерб окружающей среде; развития производств, ориентированных на преимущественное использование возобновляемых ресурсов; развития информатизации и производств  новой экономики; развития малого предпринимательства, сферы туризма, использования рекреационных  ресурсов Республики Бурятия.

     Стратегия предусматривает рациональное использование  богатейших природных ресурсов Бурятии, имеющих общенациональное значение. Так, например, на долю Бурятии приходится 31,9% российских запасов цинка, 24-свинца, 27-вольфрама, 37-молибденовых руд и т.д. Проведена оценка природного капитала и определена его роль в процессе перехода Республики Бурятия на путь устойчивого развития. Валовая стоимость разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых Бурятии составляет 135 млрд.долл. США.

     Экологической целью Стратегии является сохранение экосистемы озера Байкал для настоящего и будущего поколений человечества. Мы считаем, что это генеральная  проблема развития Республики Бурятия. В связи с этим перед нами стоит  задача: как превратить «байкальскую проблему» из ограничительного фактора  хозяйствования в мощный импульс  устойчивого развития нашего региона? Одним из путей решения этой проблемы является создание особой экономической  зоны туристско-рекреационного типа.

     Байкальская природная территория представляет собой наиболее подходящую территорию для проведения социального эксперимента по реализации целей и задач устойчивого  развития на глобальном и региональном уровнях. Байкальская природная  территория - стратегически важный район как в геоэкологическом, так и в геополитическом отношении. Здесь «культура мира» имеет  глубокие исторические корни и большие  перспективы. Байкальская природная территория располагает достаточным резервом экологической устойчивости. Здесь сохранились большие территории, практически не затронутые хозяйственной деятельностью; здесь сохранились этнокультурные традиции коренных народов, релевантные этике устойчивого развития; здесь нет ни признаков сверхпотребления, ни признаков перенаселения - главных дестабилизирующих факторов развития. Здесь накоплен большой опыт международного экологического сотрудничества. Байкальская природная территория занимает особое место в мировом пространстве как центр стабилизации биосферы. Некоторые экономисты высказывают мысль о внутриконтинентальном переносе центра мировой экономики на район Байкала.

     Наибольшим препятствием на пути перехода Байкальского региона к устойчивому развитию является недостаток финансовых ресурсов для обеспечения охраны озера Байкал. Особенно это касается Республики Бурятия, на которую приходится 80% водосборной площади бассейна озера Байкал. Из-за дефицита финансовых ресурсов сокращаются объекты природоохранного строительства, слабо внедряются в производство экологобезопасные технологии. По степени загрязнения атмосферы г. Улан-Удэ продолжает занимать одно из лидирующих мест в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Концепция устойчивого развития РФ