Концепция «понимающей социологии» как родоначальница особой традиции в социологическом мышлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают не только одним из родоначальников социологии, но и основоположником целого её направления.

Содержание

Введение
1. Концепция «понимающей социологии» как родоначальница особой традиции в социологическом мышлении
2. «Понимающая социология» как метод социального познания
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Основные категории  понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение  является наиболее общей категорией деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие возникает тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. 

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции  понимания, учением об идеальном  типе. Идеальный тип по Веберу фиксирует "культурный смысл" того или иного явления, при этом идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие материала без привязки к некоторой заданной схеме. 

Вебер отмечает заслугу исследователя Отмара Шпанна в разработке проблемы, который в ряде своих работ показывает значение для социологии предварительной функциональной постановки вопроса, называя это "универсальным методом". Так, при толковании поведения важно поставить вопрос, как возникает подобное действие, и какие мотивы его определяют. Например, сначала нужно знать, что делает "король", "чиновник", "предприниматель", то есть какое действие индивида данного типа важно для анализа и должно быть известно, прежде чем мы перейдем к такому анализу. При толковании поведения некоего сообщества, необходимо понять, какие мотивы заставляли и заставляют членов данного "сообщества" вести себя таким образом, чтобы подобное "сообщество" возникло и продолжало существовать. 

Подводя краткие  итоги, отметим, что Макс Вебер - выдающийся немецкий социолог, создавший "понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов. 
 
 

Заключение 
 

Наибольшее влияние  на развитие буржуазной социологической  мысли оказали, пожалуй, идеи Макса  Вебера, вошедшие в качестве составных  элементов в концепции социального  познания «теории социального действия», «критической социологии» Франкфуртской школы, а также отдельные аспекты философско-социологического учения Дж.Г. Мида. Но единственной теорией понимания, сформулированной еще в 30-е годы и активно обсуждаемой, анализируемой, дискутируемой и поныне, стала феноменологически обоснованная концепция понимающей социологии А. Шюца. 

В заключение _ несколько  слов о роли и функциях «понимания»  в системе буржуазного обществоведения. В настоящий момент в буржуазной философии и социологии налицо значительное возрастание интереса к проблематике понимания. Не случайно перечень рассматриваемых нами версий понимания почти совпадает с перечнем наиболее влиятельных ныне в буржуазном мире философско-социологических течений и направлений. Характерно, что интерес этот не только свойствен концепциям, предрасположенным к проблематике понимания в силу своих мировоззренческих и теоретико-методологических посылок (например, феноменология), но коснулся даже позитивизма, издавна известного как принципиальный противник неверифицируемых «спекуляций» относительно сознания, субъективности и т.п. 

Причиной усиления «понимающей» тенденции стал кризис буржуазной социологии, с особой остротой развернувшийся во второй половине 60-х  и в 70-е годы XX века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников 

1. Вебер М.О  некоторых категориях понимающей  социологии/ М. Вебер // Западноевропейская  социология ХIХ - начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 491-507. 

2. Вебер М.  Избранные произведения: Основные  социологические понятия. Пер.  с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990. С.602-643. 

3. Гофман А.Б.  Семь лекций по истории социологии. М., 1997. 

4. Ионин Л.Г.  Понимающая социология. Историко-критический  анализ. 1979. 208 с. 

5. История теоретической социологии / Под ред. И. Ф. Девятко. М.,1998. 

6. Смелзер Н.  Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с. 

7. Социология: Учебник  для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А.  Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с. 

8. Тексты по  истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М., 1993 

9. Фролов С.С.  Социология. М., 1999.

Информация о работе Концепция «понимающей социологии» как родоначальница особой традиции в социологическом мышлении