Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:25, контрольная работа
В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают не только одним из родоначальников социологии, но и основоположником целого её направления.
Введение
1. Концепция «понимающей социологии» как родоначальница особой традиции в социологическом мышлении
2. «Понимающая социология» как метод социального познания
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Концепция
«понимающей социологии» как
родоначальница особой
2. «Понимающая
социология» как метод
Заключение
Список использованных
источников
Введение
В богатейшем арсенале
мировой социологической мысли
актуализируются идеи социальных действий
как движущих факторов развития общества.
Известно, что всестороннюю научную
разработку и систематизацию эти
идеи получили в трудах выдающегося социолога
М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают
не только одним из родоначальников социологии,
но и основоположником целого её направления.
Макс Вебер --
немецкий социолог, являющийся основоположником
"понимающей" социологии, в центре
которой изучение социальных действий
как движущих факторов всего человеческого
существования в его универсальности.
Под углом изучения социальных действий
социолог создал свои концепции экономики,
политики, бюрократии, религии, права.
Идеи М. Вебера
оказали громадное влияние на общественно-политическую
мысль своего времени, несмотря на то,
что это влияние не было однозначным. Своей
уникальной научной эрудицией М. Вебер
внёс существенный вклад в становление
и развитие социологии.
Идеи Вебера
получили широкий резонанс, как за рубежом,
так и в дореволюционной России. Современники
Макса Вебера на Западе высоко оценили
его творчество.
«Понимающая социология»
активно развивалась в первой
половине XX в. в Европе (в том числе и в
России) и в США. Ее сторонниками становятся
Г. Зиммель, А. Фиркандт, Ф. Знанецкий, Г.
Блумер, Э. Хьюз, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.
Струве.
1. Концепция
«понимающей социологии» как
родоначальница особой
Современный читатель
сравнительно слабо знаком с концепциями
«понимания», получающими ныне все более
широкое распространение в философии
и социологии на Западе. Поэтому, прежде
чем углубиться в систематическое рассмотрение
и критику этих концепций, хотелось бы
отметить несколько моментов, характерных
именно для данного направления буржуазной
социологической мысли.
Понимающая социология
стоит несколько особняком по
отношению к прочим буржуазным социологическим
теориям. Хотя проблематике понимания
посвящено в последние годы на
Западе значительное количество работ,
многие социологи относятся к понимающей
социологии весьма осторожно, считая (и
небезосновательно) «понимание» не социологической
проблемой, а родом экзотического философствования,
полумистической проповедью, пришедшей
из глубин «темной германской философии».
Всякие попытки технико-социологического
истолкования, а также выработки метода
и процедуры понимания превращаются в
логически строго структурированные тривиальности;
многолетние дискуссии на эту тему не
увенчались сколь-нибудь заметным успехомAbel
Th. The Operation called Verstehen. _ The American Journal of Sociology,
1948, vol.54, N3. Данная работа, хотя и написана
сравнительно давно, стала своего рода
запальной свечой, послужившей поводом
для начала дискуссии, не утихающей до
сих пор. Материалы этой дискуссии, исторический
обзор проблематики и анализ современных
тенденций приспособления понимания к
потребностям эмпирического исследования
см в кн.: Verstehen: Subjective Understanding in the Social Sсiences
/Ed. by M. Truzzi. Reading (Mass.), 1974. См. также: Brande L.
Die Verstehende Sociologie: A New Look at an Old Problem. _ Sociology
and Social Research, 1966, vol.50, N2; Baar K. Max Weber and the Process
of Social Understanding. _ Sociology and Social Research, 1967, vol.51,
N2; Markos G. The Model of Man and the Problem of Understanding. _ Revue
Internationale de sociologie, 1969, vol.5, N3; Diquattro A. Verstehen
as an Empirial Concept. _ Sociology and Social Research, 1972, vol.57,
N1; Leat D. Misunderstanding Werstehen. _ The Sociological Review, 1972,
vol.20, N1..
Почему же столь
бесплодными оказываются споры?
Может, так называемая понимающая социология
действительно не несет в Себе
никакого положительного содержания?
Может быть, понимание _ действительно
псевдопроблема и правы социологи
позитивистской ориентации, утверждающие
теоретическую бесполезность споров о
сознании, внутреннем содержании, мысли,
или, говоря более широко, о субъективном
факторе в социальном процессе?
Разумеется, ответ
на последний вопрос будет отрицательным.
Этим отрицанием предопределяется и
ответ на первый из поставленных вопросов:
дискуссия о понимании в современной западной
социологии потому и оказалась бесплодной,
что в целом натуралистическая и позитивистски
ориентированная буржуазная социология
не способна осмыслить проблематику понимания
в широком мировоззренческом философско-социологическом
контексте. А без такого осмысления весь
круг проблем, связанных с изучением субъективного
фактора в социально-историческом процессе,
действительно лишается всякого права
на существование.
На первый взгляд
может показаться, что область проблем
и идей, интересующих теоретиков понимания,
не имеет ничего общего с проблематикой
марксистской социологии.
Проблема понимания
_ не технико-социологическая, а философско-социологическая,
мировоззренческая. Поэтому и критический
анализ той или иной системы понимающей
социологии должен идти не «снизу» _ от
так до сих пор и не выработанной никем
формализованной процедуры понимания,
а «сверху» _ от теоретической системы
и теоретико-познавательных постулатов,
которых придерживается автор той или
иной концепции понимающей социологии.
Можно выделить
три типа концепций понимания
в западной социологии, охватывающие
весь спектр концепций понимания:
1) натуралистическая
рационализация понимания (
2) так называемая
диалектическая (на деле _ эклектическая)
модель понимания (в том виде,
в каком она разрабатывается в
критической теории Ю. Хабермаса и неокантианской
герменевтике К.-О. Апеля);
3) дескриптивная
понимающая социология (представлена
понимающей социологией А.
Концепцию «понимающей
социологии» разработал немецкий социолог
Макс Вебер. Понимание как прямое постижение
противопоставляется Вебером свойственному
естественным наукам непрямому, выводному
знанию, объяснению. Важно не объективное
знание, а понимание социальных действий.
На место оценки социальных явлений М.
Вебер выдвигает принцип свободы от оценочных
суждений. Данный принцип означает, что
достоверность и истинность социальных
явлений и их значимость для социального
поведения есть вещи совершенно различные
и подчас несовместимые. Отсюда следует,
что нет плохого или хорошего, положительного
или отрицательного социального действия,
что любое социальное поведение следует
понимать из его соотнесения с теми социальными
ценностями, которые присущи данной социальной
группе (принцип отнесения к ценностям).
Осознание нового
этапа человеческой жизнедеятельности
как социальной трансформации в виде появления
феномена глобальной культуры определяет
новый вид социализации индивидов в современном
мире. Это предполагает усиление значимости
и реализации на практике методологических
конструкций в контексте «понимающей
социологии» М. Вебера, требующих открытости
и готовности к новому, способности к рискам,
точного определения цели, социальной
ответственности, знания иностранных
языков, признания объективности и равноправности
существования различных культур.
«Понимающая социология»
М. Вебера сосредоточена на исследовании
механизмов достижения взаимопонимания
в процессе социальной коммуникации,
которое достигается при
Важно отметить тот факт, что понимающая социология Макса Бебера стала родоначальницей целой традиции в социологическом мышлении, которую можно назвать традицией понимающей социологии.
2. «Понимающая
социология» как метод
М. Вебер разработал
концепцию и методику "понимающей
социологии". Интересами его научной
деятельности являются теория и методы
познания, понятие и мотивы социального
действия, вопросы социального отношения,
типы социального поведения и многое другое.
Помимо этого Вебер представляет собой
достаточно редкий тип исследователя,
стремящегося примирить два противоположных
мира рационального и эмоционального,
соотнеся их при этом на уровне науки.
Максимилиан Вебер,
немецкий социолог, философ и историк,
внес существенный вклад в общую
социологию, методологию социального
познания, политическую социологию, экономическую
социологию, социологию права и др. Свою
концепцию М. Вебер называл "понимающей
социологией". В ней исследователь ввел
понятие "идеальный тип" и использовал
его для анализа различных областей общественной
жизни.
Вебер выделяет
четыре основных типа социального действия:
1. Целерациональное
действие - в его основе лежит
ожидание определенного поведения
предметов внешнего мира и других людей
и использование этого ожидания в качестве
"условий" или "средств" для
достижения своей рационально поставленной
и продуманной цели;
2. Ценностно-рациональное
- основано на вере в
3. Аффективное
- определяется эмоциональным
4. Традиционное
- определяется традицией или
привычкой.
По мнению Вебера,
наибольшей "очевидностью" отличается
целерациональная интерпретация. Определенные
"отклонения от нормального" недоступны
человеческому пониманию и последующему
объяснению в той же мере как другие процессы
Вебер М. Избранные произведения: Основные
социологические понятия. Пер. с нем. /
Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова;
предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. С.602-643. .
Вебер приводит
в пример процесс тренировки памяти
и интеллекта, который лишь частично
"доступен пониманию" - не более
чем ряд психопатических
Необходимо особо отметить, что понимающая социология М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана с идеями неокантианства и философии жизни.
Понимающая социология,
выступая против натурализации всего
человеческого, делает сознание, субъективность
действующего индивида главным объектом
и критерием истинности социального познания.
Но при этом забывается, что само сознание,
или, говоря социологическим языком, мотивационно-смысловая
сфера деятельности, объективно детерминирована
и познание ее требует, прежде всего, познания
именно этой внешней по отношению к субъективным
«смыслам» и мотивам детерминации. То,
что отражается в сознании непосредственного
действующего лица, а именно субъективный
смысл его деятельности, всегда неполно,
искажено, частично описывает реальную
ситуацию.