Комплексный подход в социальной работе с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение различных подходов социальной работы с данной категорией граждан.
Задачи:
выявить принципы социальной работы в отношении пожилых граждан;
выделить технологические задачи в социальной работе с пожилыми людьми;
описать технологии социальной работы с пожилыми людьми

Содержание

1. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых людей………………………………………………..5
2. Деонтология в социальной работе с пожилыми людьми……………………8
3. Организация медицинской и социальной помощи пожилым……………...11
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

КОМПЛЕКС 3.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Омский государственный  технический университет»

Факультет гуманитарного  образования

Кафедра социологии, социальной работы и политологии

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине «Организация комплексного подхода к социальной работе»

На тему: Комплексный подход в социальной работе с пожилыми людьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Требования к профессионализму социальных  работников, обслуживающих пожилых людей………………………………………………..5

2. Деонтология в социальной работе с пожилыми людьми……………………8

3. Организация медицинской  и социальной помощи пожилым……………...11

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Достаточно резкие изменения  в демографической структуре  общества в последние годы, обусловленные  процессом старения населения, вызывают закономерный интерес к социальным и медицинским проблемам пожилых  людей.

 В Принципах ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста» определены роль и место престарелых людей в обществе, включающие обеспечение независимости, ухода, участия в социальном развитии, возможности в реализации своего внутреннего потенциала (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/91).

 Демографическое старение  населения - увеличение доли пожилых  и старых людей в общей численности  населения, которое еще два  десятилетия тому назад рассматривалось  как феномен, относящийся исключительно к развитым странам, в настоящее время охватывает практически весь мир. По литературным данным, в 2000 г. численность этой части населения достигла 590 млн. человек, а к 2025 г. количество пожилых людей планеты достигнет 1 млрд. человек.1 2

 В связи с тем, что в России ускорились темпы старения, возникла необходимость в углубленном изучении различных факторов, связанных с этим явлением, тем более что старение населения страны сопровождается драматическими изменениями в состоянии здоровья граждан. Поиск новых путей межведомственного взаимодействия и рациональных форм организации медицинской помощи пожилым людям отвечает принципам реструктуризации системы здравоохранения. 3

Объектом исследования являются лица пожилого возраста, как  социально-демографическая группа.

Предмет – комплексный подход в социальной работе с пожилыми людьми.

Целью работы является изучение различных подходов социальной работы с данной категорией граждан.

Задачи:

  1. выявить принципы социальной работы в отношении пожилых граждан;
  2. выделить технологические задачи в социальной работе с пожилыми людьми;
  3. описать технологии социальной работы с пожилыми людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Требования к профессионализму социальных  работников, обслуживающих пожилых людей

 

В настоящее время  наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций, уход за старыми людьми - это, прежде всего, встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям.

Уход за старыми людьми - это внимательное и заботливое наблюдение за другими, умение войти  в мир их переживаний с одновременным  восприятием и перепроверкой собственных ощущений. Это, прежде всего, умение воспринимать старых людей такими, какие они есть.

Уход за старыми людьми - это тактичные, запланированные  действия, доверие и помощь в процессах  адаптирования старого человека к изменившимся жизненным условиям.

Уход за старыми людьми - это, наконец, сопровождение умирающих, оказание помощи членам семейства в  этот тягостный момент. 4

Только восприняв эти  положения и положив их в основу профессионализма, можно выдержать  все психические и физические нагрузки, связанные с уходом за старыми людьми.

Важно понять еще один момент, характерный для старого  человека: в нем мы видим его  сегодняшний облик и практически  не можем представить себе его  ребенком, мужчиной или женщиной в  расцвете лет, красивых, сильных и  самоуверенных, или, наоборот, мягких, великодушных, устремленных в будущее. А между тем важно, видя перед собой старого и больного, а зачастую и дементного (слабоумного) человека, представить или воссоздать перед собой его облик, вспомнить, что он несет в себе детство и свою юность, молодость и зрелость. Нередко некоторые аспекты поведения старых людей, которые вызывают неприятие и удивление у молодых людей, кажутся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетельствуют об ухудшении умственных способностей человека. При столкновении с отрицательными сторонами старости есть опасность возникновения геронтофобии у молодых социальных работников, более того, они могут проникнуться выраженной фобией к своему собственному будущему старению.

Исследования венгерского  психолога Н. Хун выявили, что самые наихудшие оценки и отрицательное мнение о старых людях имеют медицинские сестры, работающие в домах для престарелых и в геронтопсихиатрических больницах. Нужно отметить, что специальных изучений толерантности населения к беспомощным старым людям практически нет. В домах для престарелых г. Софии было выявлено снисходительно-покровительственное отношение к долгожителям со стороны медицинских работников и обслуживающего персонала. Но пренебрежительного, тем более оскорбительного отношения к старым людям не выявилось ни в одном случае. Однако была установлена одна заслуживающая внимания особенность. На предложенный вопрос, хотели бы они дожить до 100 лет, все сотрудники домов для престарелых отвечали отрицательно, более того, все они воспринимали такую перспективу как трагедию для себя лично и особенно для своих близких.5

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать  контакты с самыми некоммуникабельными старыми людьми. Социальные работники должны овладеть искусством общения со старым человеком, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность.6

По мнению самих старых людей, их требования к социальным работникам: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Умение слушать - одно из главных качеств социального работника, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять профессиональный статус социального сотрудника.

Овладение навыками общения  со старыми людьми - не простая задача; помимо умения выслушать старого  человека с пониманием его нужд, необходимо в это же время собрать  и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, где и в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Важно не дать старому человеку быть ведущим в беседе и в дальнейших контактах, очень доброжелательно и уважительно переключать беседу, направляя ее в нужное для социального работника русло. Немаловажным является и умение достойно закончить беседу, не обидев старого человека и, убедив его всем своим поведением, что все его проблемы будут учтены и по возможности удовлетворены. Никогда не нужно категорически отказывать в просьбах или категорически утверждать, что все просьбы будут выполнены. Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие старого человека, принятие советов, все усилия должны быть направлены на активизацию старого человека, к побуждению его самостоятельно разрешить личные проблемы.7

 

 

 

 

2. Деонтология в социальной работе с пожилыми людьми

 

Деонтология состоит  из двух греческих слов: deontos - долг, должное, надлежащее, Logos - наука. Это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.8

Социальная работа в  ее теперешнем понимании и трактовке  не может обойтись без деонтологии. Л. В. Топчий и А. А.. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, направленные на обеспечение эффективности социального обслуживания населения, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания, профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т.д.9

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с  тяжело больными старыми людьми, утратившими  способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно  справляются с уходом за старыми  людьми терпеливые и уравновешенные личности. Само собой разумеется, что моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные, работающие, главным образом, за деньги или ради карьеры не справляются с такой работой. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

Социальному работнику  нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со своими старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.10

При уходе за старыми  больными, утратившими способность  к самообслуживанию, социальный сотрудник  всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание  как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.

Старый человек должен стать для социального работника  субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, с местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семейства и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и с моральной точки зрения. Она также дает и значительный экономический эффект, так как восстановление способности самообслуживания освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала при помещении их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация медицинской и социальной помощи пожилым

 

 В Российской Федерации  практически пятую часть всего  населения страны (около 30 млн.  человек) составляют люди пенсионного  возраста, в их числе около 11% (3,2 млн.) составляют люди старше 80 лет (рис. 1).

 

Рисунок 1. Распределение населения  российской Федерации по возрастным группам (данные Росстата на 01.01.2010 г.)

 

 Ожидается, что  к 2015 г. каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (от 75 лет). Постарение населения наиболее выражено в европейской части России (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы).12

 Такая тенденция  потребует дальнейшего развития не только геронтологии, но и гериатрической службы, в частности гериатрической фармакологии. Геронтология и гериатрия - область медицинской и биологической науки, включающая в себя изучение процессов старения, причин возникновения, механизмов развития и особенностей течения болезней в старших возрастных группах.

Информация о работе Комплексный подход в социальной работе с пожилыми людьми