Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:34, курсовая работа
Цель работы – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения, в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Объект исследования – дети с девиантным поведением, а предметом являются формы и методы, используемые для решения проблем детей с девиантным поведением.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения…...…5
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения………………………………5
1.2 Виды и формы девиантного поведения……………………………………13
1.3 Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением………………………………………………………………………29
Глава 2. Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения.34
2.1. Формы и методы работы с несовершеннолетними……………………….34
2.2. Формы проявления нарушений поведения…………….……………….…41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………
2.2. Формы проявления нарушений поведения.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.
Однако подростки могут
проявлять большую
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Подростковая делинквентность
в подавляющем большинстве
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации
гораздо чаще встречается среди
мальчиков. Что отчётливо проявляется
в случаях антиобщественных поступков.
Подросткам с так называемыми
социализированными формами антиобщественного пове
Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.
Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.
Девиантные и делинквентные
формы поведения – это
Заключение
Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и другие специалисты социальной сферы зачастую сталкиваются с решением задач, связанных с нарушением норм поведения. При этом нередко решение проблем сопровождается обращением за помощью к государственным структурам. Здесь уже главная роль отводится правовой базе, включающей в себя международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд федеральных законодательных программ и правовых документов, таких как "Дети России" (Указ Президента РФ от 18.08.1994г.), Закон "Об образовании" и др. В нашем регионе существуют и ряд локальных законодательных актов, призванных улучшить положение молодежи в области, например, Закон Ульяновской области от 14.11.2002 N 055-30 "Об основах молодежной политики в Ульяновской области" (принят ЗС области 31.10.2002), Закон Ульяновской области от 29.12.2004 N 105-30 "Об областной целевой программе "Молодежь" 2005 - 2010 годы" (принят ЗС области 23.12.2004), Закон Ульяновской области от 30.11.99 N 039-30 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (принят ЗС области 25.11.99) и др.
Однако, являясь важной составляющей в решении вопросов, касающихся системы работы с детьми девиантного поведения, законодательные акты не могут рассматриваться как единственное средство для преодоления трудностей, возникающих при взаимодействии с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению. Не менее, а даже может быть более значимым в данной ситуации может стать профессионализм работников и те методы, приемы, которые они выбирают для проведения профилактической и иного рода работы с данным контингентом детей. В связи с этим повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков, а также проводится разносторонняя работа на только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, разъяснительной, предупредительной деятельности. В этой связи очень важной представляется работа комиссии по делам несовершеннолетних, чью работу мы попытались проанализировать в практической части нашей работы.
Таким образом, одной из важнейших задач работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к детям и подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения молодёжи. Также этому будет способствовать и совместная, целенаправленная работа многих органов и учреждений, работающих на благо будущего поколения. Именно во взаимосвязи всех субъектов социальной работы, начиная от семьи и кончая социальными службами, есть залог успеха решения проблем детей с девиантным поведением.
В данной работе были рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков. В частности, был сделан акцент на такой форме девиантного поведения как агрессия. Нами был освещен и проанализирован опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска. Каждое из приведённых направлений имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения несовершеннолетних во многом зависит от того, в какой степени все изложенные направления находят реализацию на практике. Поэтому, мы постарались для проведения практической работы выбрать наиболее распространенные и апробированные методики, но которые в недостаточной степени внедряются в практику. И как показало исследование, данные методики оправдали свои ожидания и дали положительные результаты. Так, в целом, около 60% участвующих в программе по профилактике агрессивного поведения говорили о явной пользе, которая принесла им эта программа: они стали более уверенными в себе, научились слушать других и себя, а для многих это был хороший опыт общения со сверстниками. Конечно, эти изменения достаточно скромные и происходят на локальном уровне (в рамках одной школы, или одного региона), для более глобальных изменений необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения. В этом важнейшее значение социальной педагогики.
В заключение следует ещё раз сказать об актуальности социологических исследований, связанных с проблемами подростков с отклоняющимся поведением (ведь это не только асоциальное поведение, но и вредные привычки). Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения духовно и морально–нравственного кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области подростковой социологии могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть исканий подростков, отрешиться от безусловного осуждения того, что несёт с собой подростковая субкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современных подростков.
Есть основания надеяться,
что в скором времени в социально-
Список использованной литературы
1. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 304 с. - (серия "Как стать психологом").
2. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства /Ю.А. Александровский. – М.: Медицина, 2000. – 496 с.
3. Байярд, Т. Ваш беспокойный подросток: практ. пособие для отчаявшихся родителей / Т. Байярд // Минская школа. – 2005. - № 9. – С. 23-29.
4. Бархерит, Г. Я. Подходы к преодолению осложненного поведения подростков: из опыта работы в СШ № 17 г. Лиды / Г.Я. Бархерит // Адукацыя і выхаванне. – 2001. - № 3. – С. 19-27.
5. Беглова, Т. Трудна жизнь подростка: урок-тренинг / Т. Беглова // Школьный психолог: прилож. к газ. "Первое сентября". – 2003. - № 19 (май). – С. 8-9.
6. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России.- 2–е изд./ Е.Б. Бреева – М.: "Дашков и К", 2005. – 212 с.
7. Вахромов, Е. Побег подростков из дома : психологическая коррекция аномального поведения / Е. Вахромов // Школьный психолог : библиотечка "Первого сентября" – 2006. - № 3 (9). – С. 3-32.
8. Воздвиженский, С. "Герои Калевалы" / С. Воздвиженский // Народное образование. - 2006. - № 3. – С. 161-168.
9. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 240 с. – (Коррекционная педагогика).
10. Востокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психологического развития// Российский психиатрический журнал, 2000. – № 2. – С.11.
11. Гедзь, Е. Профилактика девиантного поведения подростков: психологический тренинг внутригруппового взаимодействия / Е. Гедзь // Школьный психолог: прилож. к газ. "Первое сентября". – 2004. - № 29 (авг.). – С. 9-24.
12. Горшкова, Е.А. "Трудный" подросток: на какой козе подъехать? / Е.А. Горшкова // Открытая школа. – 2004. - № 5. – С. 28-30.
13. Грехнев, В. Колючие, дерзкие, нетерпеливые / В. Грехнев // Первое сентября. – 2003. – 5 июля. – С. 7.
14. Демушкина, О.П. Социальная работа : курсовые и рефераты / О.П. Демушкина. -- Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 352 с.
15. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками/ Н.Ф. Дивицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 288 с.
16. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология.- 2001. – № 2. – С.60–72.
17. Ефремов, К. Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 117-132.
18. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2005. - № 1. – С. 141-147.
19. Зайцева, В. 10 советов родителям подростков // Здоровье детей : прилож. к газ. "Первое сентября". – 2005. - № 3 (февр.). – С. 37-39.
20. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
21. Зотова, Л.Э. Стратегия работы с "трудными" школьниками : метод. рекомендации для родителей и учителей / Л.Э. Зотова // Классный руководитель. – 2005. - № 4. – С. 53-62.
22. Ковш, Г.И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г.И. Ковш // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. - № 3. - С. 41-44.
23. Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007–2010 гг.// Российская газета. – 2007. – 2 января.
24. Крайг, Г. Психология развития \ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")
25. Кропотов, Ю.Д. ММД – не только медицинская проблема // Психологическая газета. – 2000. – № 10.
26. Леванова, Е. Некомпетентное воспитание / Е. Леванова // Школьный психолог: прилож. к газ. "Первое сентября". – 2004. - № 25-26 (июль). – С. 8-9
27. Левицкая, Т.Ф. Профилактическая работа в практике социального педагога / Т.Ф. Левицкая // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2006. - № 12. - С. 40-42.
28. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин, М.: Академкнига, 2003. – 332с.
29. Мальгина, Н. Психологическое здоровье и "трудные" подростки / Н. Мальгина // Минская школа. – 2004. - № 7. – С. 21-24.
30. Мэш, Э, Вольф. Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. - М.: прайм–Еврознак АСТ, 2007. – 512с. (серия "Большая университетская библиотека").
Информация о работе Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения