Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения, в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Объект исследования – дети с девиантным поведением, а предметом являются формы и методы, используемые для решения проблем детей с девиантным поведением.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения…...…5
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения………………………………5
1.2 Виды и формы девиантного поведения……………………………………13
1.3 Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением………………………………………………………………………29
Глава 2. Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения.34
2.1. Формы и методы работы с несовершеннолетними……………………….34
2.2. Формы проявления нарушений поведения…………….……………….…41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Поэтому, мы считаем целесообразным в следующей главе более подробно рассмотреть вопрос технологий социальной работы с детьми девиантного поведения.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения

 

2.1. Формы и методы работы с несовершеннолетними

 

Вся деятельность социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения строится с учётом изучения потребностей, психического состояния, гендерного аспекта. В ходе практики мною и специалистом по социально-педагогической деятельности было проведено тестирование и анкетирование подростков Железнодорожного района г. Ульяновска. Всего 83 учащихся, из них 48 мальчиков, 35 девочек (см. Приложения 5 и 6).Респондентам был предложен тест: "Изучение склонности подростков к отклоняющему поведению". Он является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Сравнивая полученные результаты, можно выявить гендерные особенности  склонности подростков к отклоняющему поведению.

Как видно из диаграммы, девочки более склонны скрывать свои нормы и ценности, чем мальчики, которые в большей степени готовы к их демонстрации. Таким образом, девочки чаще, чем мальчики дают социально желательные ответы, что выставляет их в наиболее выигрышном свете. Кроме этого, девочки более искреннее отвечают на вопросы, чем мальчики (см. диаграмму в приложении).

 

Исходя из данных, полученных по второй шкале, можно говорить о том, что мальчики в большей степени нарушают нормы и правила, но чрезвычайная степень нонконформизма более выражена у девочек. Это может означать, что, несмотря на то, что мальчики чаще, чем девочки, "нарушают спокойствие", последние нарушают его в более изощренной и грубой форме. Однако, это может говорить и о том, что девочки предоставили менее достоверную информацию по данной шкале, чем мальчики. В целом же, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения у мальчиков и у девочек одинакова (73 % и 71 % соответственно).

Анализируя цифры, полученные в ходе опроса по шкале № 3, можно прийти к выводу, что, в целом, как мальчики, так и девочки, могут в достаточной степени контролировать свои поведенческие реакции. Тем не менее, девочки в меньшей степени склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личных проблем, чем мальчики, что свидетельствует о меньшей предрасположенности девочек к аддиктивному поведению.

Что касается склонности к причинению вреда самому себе, в том числе и в крайних  его формах, а именно суициду, то гендерных различий не обнаружено.

Согласно полученным результатам и у мальчиков и у девочек в одинаковой степени наблюдается агрессивные тенденции, но мальчики имеют большую склонность решать проблемы посредством насилия, чем девочки, и могут использовать в качестве повышения своей самооценки унижение партнера по общению. Таким образом, мальчики более склонны к агрессии и насилию, чем девочки.

Как видно из диаграммы, у девочек в большей степени  развит волевой контроль эмоциональной  сферы, чем у мальчиков. Следовательно, девочки лучше, чем мальчики, способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Результаты по шкале  № 7 не выявили значительных различий в склонностях к делинквентному поведению среди мальчиков и  девочек.

Также надо отметить, что  большинство девочек (43 %) отвергают  традиционные женские ценности и не принимают женскую социальную роль и лишь 28 % опрошенных девочек принимают ее на адекватном уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: в целом, мальчики в большей степени, чем девочки склонны к различным видам девиантного поведения, в том числе и агрессивному поведению, но степень выраженности поведенческих реакций выше у девочек, чем у мальчиков.13

После проведения анализа  результатов тестирования и выявления  подростков, склонных к девиантному  поведению, особенно такой его форме как агрессия, для дальнейшей работы с ними в качестве одного из главных методов профилактики такого поведения был выбран тренинг, подробное описание проведения и интерпретация результатов которого будет представлены в следующем пункте настоящей работы.

Таким образом, первый этап работы заключался в проведении тестирования, в ходе которого были выявлены подростки, склонные к девиантному поведению, прежде всего к агрессии. После  этого для работы с такими детьми мной совместно со специалистами реабилитационного центра для несовершеннолетних "Открытый Дом" была использована специально разработанная, опломбированная программа, направленная на преодоление агрессии у подростков.

В рамках данной программы  проводится серия занятий с агрессивными деть-ми.

Первое занятие направлено на поддержание позитивной самооценки и включа-ет в себя задачи:

- обсудить способы  поддержания позитивной самооценки;

- дать подростку возможность  полностью осознать свои силы;

- дать возможность  каждому члену группы узнать, как его воспринимают - другие участники;

- предоставить участникам  возможность соотнести самооценку  и оценку членами группы;

- формирование умения  слушать и давать обратную  связь.

Затем проводится групповая  дискуссия. Тема дискуссии: "Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку". Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Например: улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой); занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: "Ты — лучший!" и т.д.; "нарываемся" на комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит "круто", ярко); не ставим глобальных целей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.14

После дискуссии участники  говорят комплименты.

Отдельно — так, чтобы  всем хорошо было видно, поставить два  стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный  стул и называют ему только его  положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.

Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

Затем организуется обсуждение о том, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

После этого делаются выводы, чтобы поддержать позитивную самооценку, для этого используются разные стратегии. Например, подчеркивается свой позитивный опыт, избегая постановки глобальных целей, обесцениваем других и др. Таким образом, человек формирует несколько образов "Я", строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов "Я".

Целью моделирование  своего образа является дать подростку  в будущем возможность осознать свои силы, построить модель из неструктурированного материала образа "Я" в будущем.

Предлагается подросткам вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа "Я" в будущем. Затем происходит обсуждение, где каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней. После делаются выводы о

создании материального  образа выносится вовне переживания  подростка и дается возможность  их отрефлексировать.

Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует  более точное представление о  себе. Целью является - научить подростков неагрессивно настаивать на своем. Задачи включают в себя:

- идентифицировать общеизвестные  ситуации, когда требуется неагрессивно  настаивать на своем;

-идентифицировать тактики  убеждения; упражняться в навыках  вербального неагрессивного настаивания на своем;

-упражняться в невербальных  навыках неагрессивного настаивания  на своем.

Проводится "Мозговой штурм". Перечисляются общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать "нет" другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.15

Делаются выводы, что  на приведенные выше ситуации можно  реагировать тремя разными способами. Первый — быть пассивным, то есть никак  не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй — агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий — неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.

Рассказываем о существовании  разные причин того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и  не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.

Рассматриваются выгоды неагрессивного настаивания на своем. Ведётся опрос детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея неагрессивно настаивать на своем. Предлагается их выписать на лист.

Даются примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите; возрастающая самооценка; повышение чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.

Предлагаются упражнения для выработки вербальных навыков  неагрессивного настаивания на своем

-настаивание на своем  включает обучение умению сказать "нет" или стоять на своем, когда что-то требуют или просят. Умение сказать "нет" включает три компонента:

а) скажите о вашей позиции;

б) назовите причины или  суждения в пользу этой позиции;

в) признайте позицию  и чувства другого человека. Другая область неагрессивного настаивания  на своем

-включает умение попросить  об одолжении или настаивать  на своих правах:

а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;

б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.

Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Например: "Ты мне нравишься на самом деле", "Я на тебя очень зол", "Я ценю, что ты это сказал", "Это меня на самом деле злит" и т.д. Я высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.

Предлагаем разыграть  сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.

Предлагаем упражнения по выработке невербальных навыков  неагрессивного настаивания на своем. Просим идентифицировать и поупражняться  в следующих невербальных навыках  неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция.

Предлагаем подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.

Делаем выводы о том, что неагрессивное настаивание  на своем служит вашим интересам, отстаивающим права, позволяющим открыто и честно выражать себя и при этом не задевать прав других людей.

Повышает вероятность  получения того, что в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.

Неагрессивное настаивание  на своем включает невербальные и  вербальные компоненты и может быть сформировано путем упражнений.

Эффективности социальной работы с детьми девиантного поведения зависит от многих факторов: материально-технических ресурсов, комплексного подхода к проблеме, развития Законодательной базы, в частности ювенальной юстиции, участия молодёжных, общественных организаций и объединений, деятельности учреждений социального обслуживания; кадрового вопроса, в частности нужны психологи-девиантологи, разбирающиеся в тонкостях проблем несовершеннолетней девиации, организации досуга несовершеннолетних, нужно апробировать новые методики и методы работы.16

Информация о работе Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения