Компьютерные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Исследования компьютерных игр в современных социальных и гуманитарных науках – еще сравнительно новое направление. Редкие исследователи обращаются к истории развития этой категории игр. Несколько больше сделано в области социально-психологического изучения проблем игровой аддикции, девиации и возрастного развития. Довольно много популяризаторских (правильнее сказать – рекламных) материалов и выступлений в СМИ. Среди серьезных трудов доминируют прикладные разработки по созданию компьютерных игр – от нарратива, сюжета и героев до программных средств и инструментов искусственного интеллекта.

Содержание

Введение стр.3
Электронные игры: происхождение и история стр.4
Культурная история видеоигр стр.5
Электронные игры и популярная культура стр.6
Компьютерные игры: вредное развлечение или
пространство для развития стр.11
Вывод стр.14
Список используемой литератур

Работа содержит 1 файл

Компьютерные игры.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Напомним, что игра вообще является уникальным и незаменимым  механизмом социализации, освоения культурного опыта и научения взаимодействию с другими людьми. Если именно дети фактически являются основными игроками в мире виртуальных развлечений, могут ли на самом деле такие игры, как упомянутый DOOM или легендарная аркада Mario, чему-то их научить или хоть в какой-то мере способствовать возрастному развитию? Не становятся ли подобные развлечения на основе насилия (пусть и виртуального) вредным фактором для индивидуальной и общественной жизни? Что на самом деле происходит на виртуальной игровой площадке?

Простых ответов на эти  вопросы не существует. Здесь важнее углубить понимание самой проблемы и очертить круг подходов и точек  зрения к ее интерпретациям и возможным  решениям.Если мы обратимся к вопросу  о полезности электронных игр  с точки зрения возрастного развития, то противоречивость картины станет довольно очевидной. С одной стороны, видеоигры требуют внимательности, способности концентрироваться, быстрой реакции, логического мышления.

Дети любят игры за богатое фантазийное содержание, разыгрывание причудливых ролей, за красочные визуальные образы. Игры часто содержат серьезный содержательный материал: культурно-исторические сведения, литературные и кинообразы, образцы художественной культуры, психологические задачи и даже социальные проблемы, что делает игровой опыт многогранно познавательным. Не говоря уже о том, что игры стимулируют здоровое стремление к состязательности и победе, бросают вызов, подогревают любопытство, учат понимать и осваивать правила. Пространственность игрового нарратива помогает развивать пространственное мышление и строить мысленные карты местности. Без сомнения, все эти аспекты в сумме дают эффект обучения комплексным действиям – эффект достаточно ценный для успешной социализации. Кроме того, ребенок делает серьезный шаг на пути понимания собственных возможностей и освоения современных технологий. Действительно, очень удобно, например, в игровой форме на компьютере изучать иностранный язык. Следует заметить, что возможности видеоигр все более активно используются не только для развлечений, но и в целях обучения.

С другой стороны, компьютерные игры часто вызывают серьезные аддикции, отвлекают время и силы от более  важных «реальных» занятий, десоциализируют  ребенка и наносят урон отношениям с окружающими. Пресловутая интерактивность создает иллюзию легкости совершения действий одним «кликом» и без всякой моральной рефлекcии. Возникает серьезный патологический эффект, который французский исследователь Пол Вирильо называет «фундаментальной потерей ориентаций». Она вызвана дезориентацией в смешении реального и виртуального миров. Одним из наиболее болезненных и негативных аспектов игрового опыта на экране компьютера является доминирование элемента насильственных действий.

Суть проблемы в том, что механическое насилие – бездумное и увлекательное – может быть легко перенесено в реальную жизнь, особенно подростками, которые делают это легко, поскольку еще не имеют твердых моральных ценностей и часто неспособны адекватно оценивать свои действия. Следует иметь в виду, что насилие в компьютерных играх очень реалистично, детализовано. Оно становится сутью игры (вместо той сюжетной канвы, в которой действует игрок). И этот опыт насилия не соответствует реальности, в которой детям придется жить (при всем стремлении производителей добиться максимальной реалистичности). Если мы все признаем, что насилие над человеком аморально и наказуемо, то превращение его в виртуальное развлечение противоречит устоям и ценностям нашей культуры. Однако эта социальная позиция противостоит рыночной установке на свободу выбора потребителя. Неслучайно на родине электронных игр – в США – активисты общественных движений инициируют многочисленные судебные процессы (правда, пока не очень успешные) против производителей «аморальной» игровой продукции.        В штате Оклахома консервативные республиканцы предложили законопроект с довольно нелепой формулировкой. Они пытаются приравнять к порнографии видеоигры, в которых встречается «неприемлемое насилие», а именно «агрессия, которая подходит к стандартам для взрослых», а содержание не представляет «серьезной научной, культурной или политической ценности для несовершеннолетних».

В 2002 году Американский институт массовой информации и семьи оценил содержание электронных игр на “F”, что означает даже не удовлетворительно, а просто очень плохо. Это связано с изобилием развязной сексуальности и насилия в сюжетах игр. Общественность и политики не могут и не должны молчать, когда в популярной игре, как это было в «Grand Theft Auto 3: Vice City» (только в начале продаж продано около 1,5 млн копий!), все действие построено на криминальном насилии, как в эпизоде, в котором главный герой спит с проституткой, а потом убивает её и получает за это призовые очки.

С другой стороны, насилие  в реальной жизни существует, и, возможно, игры лишь отражают тот градус реального  насилия, который существует в обществе. Из этого следует, что человеку необходимо в определенной мере быть готовым  и к роли жертвы, и к роли насильника. Следовательно, вполне возможно, что опыт виртуального насилия в электронных играх станет полезным для осознания этих сложных вещей. Особенно мужчинам, естественная агрессивность которых может и должна стать позитивной силой в способности конкурировать, преобразовывать мир и справляться с собственными порывами к насилию (хотя бы просто разряжая их в игре, а не в жизни). Интересно, что исследования психологов подтверждают связь насилия в игре и пола человека. Мальчики куда в большей степени интересуются такими аспектами игры, как борьба, противоборство, насилие и связанные с ними героизм (герой, конечно, мужчина), а также возможность катастрофического исхода игры. А вот девушек скорее привлекает полезность и красота игры, а также возможность интересного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

На игре базируется все  социальное бытие. Игра – одно из собственно человеческих занятий. Она универсальна в своей способности вовлекать  человека в мир сакрального и  в мир человеческих отношений. У  Канта в «Критике способности суждения» игра есть одна из универсальных форм познания, связанная с эстетическим восприятием и суждением вкуса. Игра неразрывно связана с миром прекрасного и является мостом в область нерационального, в область эмоций и переживаний. Л.Витгенштейн рассматривает игру как фундаментальный механизм развития языка и формирования понятий. Современные философские исследования подчеркивают значимость игры как обнаружения Другого и необходимости (и неизбежности) его присутствия.

Компьютерная игра – это отличная альтернатива наркотикам, алкоголю и прочим более вредным формам развлечений. Культурологическое исследование, таким образом, неизбежно приходит к этико-философским и этико-политическим проблемам. Дальнейшие систематические междисциплинарные исследования нового типа игрового опыта необходимы для его социализации и интеграции в общий контекст современной культуры как пространства личностного и социокультурного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.Кафаи Э. Игра и технология. Изменение реалий, новый потенциал // Игра со всех сторон. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003.

2.Провензо Ю. Электронно опосредованные игровые ландшафты // Игра со всех сторон. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003.

3.Пропп В. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.

4.Родионов Андрей // МирПК. 1993. № 1. С. 42.

Электронные источники

1.http://games.1c.ru/pilots/

2.Секс и насилие в компьютерных играх — все получили, что хотели

3.Гродек П. Как все начиналось // http://www.computer-museum.ru/games/genesis.htm

4.Арканоид: ты помнишь как все начиналось? // http://www.computer-museum. ru/ games/arcanoid.html

5.http://www.bytic.ru/tesis/ishk.htm




Информация о работе Компьютерные игры