Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Целью курсовой работы является: раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развит
Введение……………………………………………………..………….3
Глава1 Понятие и виды компентентности ……………..……………4
1.1 Понятие коммуникативной компетентности.……..…....4
1.2 Виды компетенций…………………………………….…11
Глава2. Анализ социальных компентееций ………………….…….16
2.1 Социально-личностные компетенции…………………………...16
2.2 Компетентностный подход в образовании………….…………..20
Заключение…………………………………………………………….24
Литература……………………………………………………………..
Глава2 . Анализ социальных компентееций
2.1 Социально-личностные компетенции
Социально-личностные компетенции – это
сложное системное образование, способствующее
саморазвитию и самореализации личности,
ее успешной жизнедеятельности в социальном
взаимодействии. Социально-личностные
компетенции относятся к сферам «Я – Мы»
и «Я-Я».
Социально-личностная компетентность
в период детства – это интегративная
характеристика личности, отражающая
систему знаний, умений и навыков, необходимых
личности для моделирования своего поведения
и ориентирования в социальном пространстве;
умения адекватно воспринимать окружающую
действительность; строить систему отношений
и общения с окружающими людьми с учетом
социальной ситуации.
Социально-личностные компетенции – это
совокупность компетенций, относящихся
к самому человеку как к личности и к взаимодействию
личности с другими людьми, группой и обществом
. Она включает компетенции:
1.
Персональную (личностную), которая рассматривается
как готовность к сохранению психического
и физического здоровья, к постоянному
повышению квалификации и как потребность
в самопознании, саморазвитии, самоактуализации.
В ее состав входят: готовность к самостоятельной
работе, умение управлять своим временем,
планировать и организовывать деятельность;
готовность к постоянному саморазвитию,
умение выстраивать стратегии личного
и профессионального развития и обучения.
2. Коммуникативную, которая рассматривается
как владение устным и письменным общением
на разных языках, в том числе через Internet,
как готовность к взаимодействию и сотрудничеству
с другими членами общества, группой. В
ее составе: владение приемами профессионального
общения; умение строить межличностные
отношения, работать в группе, конструктивно
разрешать конфликтные ситуации и уважать
точку зрения другого по данному вопросу.
3.
Информационную, которая рассматривается
как владение мультимедийными технологиями,
понимание возможностей их применения
и критическое отношение к информации,
распространяемой СМИ. В ее составе: умение
самостоятельно собирать, сохранять, анализировать,
преобразовывать (делать выводы, строить
прогнозы, получать новые знания путем
анализа и синтеза различных сведений
и т.д.) и передавать информацию; свободное
владение программным обеспечением персонального
компьютера и офисной техникой. В структуру
этих компетенций входят такие личностные
качества, как обучаемость, организованность,
самостоятельность, ответственность,
самоконтроль и самопланирование, потребность
в реализации своего личностного потенциала,
надежность, чувство долга, ориентации
на ценности, терпимость, толерантность
космополитизм, гуманность, общая культура.
Формирование компетенций осуществляется
в процессе решения практических и исследовательских
задач, направленных на интеграцию полученного
ранее опыта и приобретения нового в процессе
совместной деятельности с преподавателем
или под его руководством. Развитие социально-личностных
компетенций студентов будет более успешным
при создании специальных организационно-педагогических
условий.
1.Применение
развивающих технологий и методов обучения,
которые ориентированы на профессиональное
развитие личности; приобретение опыта;
активизацию и интеграцию знаний, умений,
навыков, полученных в процессе обучения.
На формирование и развитие персональной
и коммуникативной компетенций большое
влияние оказывает использование методов
развивающей психодиагностики и тренинга.
Психодиагностика стимулирует процесс
самопознания: изучение особенностей
структуры личности, характера, самоотношения,
самооценки и пр. и определения путей,
способов изменения негативных качеств.
Метод тренинга развивает, совершенствует
положительные и корректирует негативные
качества личности.
Для формирования и развития информационной
компетенции используется метод проектов,
который позволяет интегрировать знания,
полученные при изучении различных дисциплин.
Информационно-поисковые, проблемные
и профессионально ориентированные задания
позволяют повысить интерес студентов
к выбранной профессии, активизировать
и закрепить теоретические знания и практические
навыки, повысить профессиональную подготовку
студентов, обучить работе с информацией.
2. Организация самостоятельной работы
студентов (СРС) осуществляется в учебное
время: на лекциях, семинарах, практических
и лабораторных занятиях под руководством
преподавателя и во внеучебное время.
Формы организации СРС могут быть индивидуальные
и коллективные. Целью СРС является усвоение,
активизация и обобщение знаний, приобретение
опыта решения профессиональных задач,
творческой и научной деятельности. Привлечение
студентов к самостоятельной практической
работе способствует повышению качества
обучения, формированию адекватной самооценки,
усилению деловой направленности, повышению
ответственности за результаты своего
труда.
3.
Использование коллективных
4. Обеспечение междисциплинарных связей при выполнении информационно-поисковых и творческих заданий обучает студентов интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, собирать, анализировать и классифицировать информацию, позволяет преодолевать разрыв между разными дисциплинами. Решение профессионально ориентированных задач, составление отчетов о проделанной работе на персональном компьютере позволяет повысить профессиональную направленность образовательного процесса и развивать информационную компетенцию студентов.
5. Проведение
дополнительных занятий, направленных
на самопознание и саморазвитие личности,
на развитие коммуникативных качеств
для студентов технических вузов позволяет
оказывать развивающее влияние на личность
учащихся, повышает стремление к самопознанию,
удовлетворяет потребность в саморазвитии.
Для студентов первого курса это могут
быть: «Основы саморазвития и самопознания»,
«Организация учебной деятельности»,
«Развитие творческих способностей»,
и т.д. Для студентов второго, третьего
курса: «Развитие коммуникативных способностей»,
«Как разрешить конфликт», «Семья и семейные
отношения» и т.д. Для студентов четвертого
и пятого курса: «Основы делового общения»,
«Планирование профессионального развития»,
«Самопрезентация». Проведение тренинговых
занятий: тренинг уверенности в себе, коммуникативных
навыков, самоэффективности, самопрезентации,
и трудоустройства позволит студентам
закрепить психологические знания, навыки
общения и повысит их конкурентоспособность
на рынке труда.
2.2Компетентностный подход в образовании
Обновление
российского образования
Ориентированное на компетенции образование
(competence-based education - СВЕ) формировалось в
70-х годах в Америке в общем контексте
предложенного Н. Хомским в 1965 году (Массачуссетский
университет) понятия «компетенция» применительно
к теории языка, трансформационной грамматике.
Выделяют 3 этапа становления компетентностног
подхода в образовании: Первый этап (1960-1970
гг.) характеризуется введением в научный
аппарат категории «компетенция», созданием
предпосылок разграничения понятий компетенция
или компетентность.
Второй
этап (1970-1990 гг.) выделяется использованием
категории компетенция или
Третий
этап развития компетентностного подхода
знаменуется тем, что в документах Юнеско
очерчивается круг компетенций, которые
должны рассматриваться как желаемый
результат образования. В докладе международной
комиссии по образованию для XXI века «Образование:
сокрытое сокровище» Ж. Делор, сформулировав
«"четыре столпа", на которых основывается
образование: научиться познавать, научиться
делать, научиться жить вместе, научиться
жить», определил по сути основные глобальные
компетентности . Так, согласно Ж. Делору,
одна из них гласит - «научиться делать,
с тем, чтобы приобрести не только профессиональную
квалификацию, но и в более широком смысле
компетентность, которая дает возможность
справляться с различными многочисленными
ситуациями и работать в группе».
Заключение