Коммуникативная компетентность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Целью курсовой работы является: раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развит

Содержание

Введение……………………………………………………..………….3
Глава1 Понятие и виды компентентности ……………..……………4
1.1 Понятие коммуникативной компетентности.……..…....4
1.2 Виды компетенций…………………………………….…11
Глава2. Анализ социальных компентееций ………………….…….16
2.1 Социально-личностные компетенции…………………………...16
2.2 Компетентностный подход в образовании………….…………..20
Заключение…………………………………………………………….24
Литература……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

коммун.docx

— 42.22 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение……………………………………………………..………….3

     Глава1 Понятие и виды компентентности ……………..……………4

    1. Понятие коммуникативной компетентности.……..…....4
    2. Виды компетенций…………………………………….…11

     Глава2. Анализ социальных компентееций ………………….…….16

     2.1 Социально-личностные компетенции…………………………...16

     2.2 Компетентностный подход в образовании………….…………..20

     Заключение…………………………………………………………….24

     Литература…………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

Человек с момента рождения общается с  другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений  материального мира, оказываются  беспомощными в области межличностных  отношений. В современном мире почти вся коллективная деятельность организаций строится на коммуникативных процессах. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

     В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом  себе - собственном психологическом  потенциале, потенциале партнера, в  ситуации и задачах.

     Таким образом, формирование коммуникативной  компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение  которой имеет важное значение как  для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. 

Целью курсовой работы является: раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развит

     Глава1. Понятие и виды компентентности

     1.1  Понятие коммуникативной компетентности.

     Коммуникативная компетентность рассматривается как  система внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного  взаимодействия. Компетентность в общении  имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время  характеристики, исторически и культурно  обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей . Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения . Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

     Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

     1.   Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

     2.   Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

     3.   Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации .

     Прогноз формируется в процессе анализа  коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

     Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в  процессе общения. Уровень установки  может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов  партнёра, эмоционально-оценочных отношений  к различным событиям, отношение  к форме общения, включенности партнёров  в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения .

     При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно  рассмотреть общение как системно -интегрирующий процесс, который  имеет следующие составляющие.     Коммуникативно диагностическую (диагностика  социопсихологической  ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)

     · Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения

     ·  Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

     · Коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

     Каждая  из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское  мастерство личности. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения.  В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния. Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия. В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное «заражение» проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения. Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения . Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения. Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона  и речевой громкости . В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними. Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» . Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении .

     По  мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

     1.   Творческое мышление;

     2.   Культуру речевого действия;

     3.   Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

     4.   Культуру жестов и пластики движений;

     5.   Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

     6.   Культуру эмоций.

     Коммуникативная культура личности как и коммуникативная  компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого  общения. Основными источниками  приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания . Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства . Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности . 
 

         1.2 Виды компетенций

В странах  Европейского союза особое место  отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». Они  представляют собой основные образовательные  конструкты, основные критерии качества образования в странах. На основе анализа литературы можно прийти к выводу, что в зарубежных исследованиях  эти категории часто синонимизируются, употребляются как рядоположные вместе с понятиями «базовые навыки», «переносимые навыки» или «ключевые  навыки», и определяются как «личностные  и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных  ситуациях работы и социальной жизни». К числу таких ключевых квалификаций (базовых навыков) относят:  психомоторные умения, общетрудовые качества, познавательные способности, индивидуально-ориентированные способности, социальные способности;  основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (навыки самоуправления, профессионального и социального роста), ключевые навыки (коммуникации), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие навыки, способность к анализированию и планированию; социально-профессиональные, сенсомоторные и персональные квалификации, поливалентная профессиональная компетентность, профессионально-когнитивные способности.  Их содержание мало отличается от содержания «ключевых компетенций», которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества, являются:  социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);  коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);  социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);  когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);  межкультурные компетенции;  компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).  
Отечественные исследователи вкладывают в понятия «компетенция» и «квалификация; разные значения. Так, В. И. Байденко пишет о том, что квалификация, в отличие от компетенции «означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах». Отображая структуру данного понятия, автор отмечает, что «квалификация переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции». Но говорить о едином семантическом пространстве понятия «ключевые компетенции» говорить сложно: даже называются они в разных источниках по-разному - ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, систематичные, ядерные и т.п.  Э.Ф. Зеер и его последователи ключевыми компетенциями называют:  1. «Межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах»;  2. Комплекс универсальных (интегральных) знаний, которые «включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества»..., которые «определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций».  В.И. Байденко дает определение еще одного важнейшего образовательного конструкта – «профессиональные (профессионально ориентированные) компетенции». Данное понятие интерпретируется как:  А) «овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой»;  Б) «конструкты проектирования стандартов, в которые входят критерии деятельности (мера качества) область применения, требуемые знания»;  В) «эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего»;                 Г) «интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде».  Подводя итог, В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.  Это связанные с предметом навыки - соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям».  В «Федеральной концепции модернизации российского образования до 2010 г.» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция учителя - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. Ключевые компетенции - это личные цели ученика (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности). Развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание - это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям.  Белова А. Н., Шарапов А. О. выделяют такие виды компетенций:  Общенаучная компетенция понимается как способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области психологии; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.  Информационно-коммуникативная компетенция определяется как способность и готовность к совместной учебной деятельности, опосредованной компьютерными коммуникациями, асинхронно-опосредованная форма взаимодействия; диалоговое общение и управление им с помощью сетевых конференций; адресный характер оформления собственных мыслей и развитие дискуссии с использованием Интернет-ресурсов; создание «общего банка решений» структурированного в виртуальном пространстве.  Социально-личностная и общекультурная компетенция формирует способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; толерантность, развитие эмоциональных, мотивационных, когнитивных и деятельностных компонентов личности студента психолога; умение работать самостоятельно и в коллективе; способность критически переосмысливать накопленный опыт.  Научно-исследовательская компетенция демонстрирует развитие основных интеллектуальных характеристик научного стиля мышления и деятельности; осуществление внутри-научного и методологического синтеза в учебном процессе, оформление результатов научно-исследовательской работы в виде понятий, законов, теорий; установление междисциплинарных связей, генерализация идей.  
Инструментальная компетенция понимается как способность к использованию в учебно-познавательной деятельности элементарные навыки работы с текстовым материалом (первоисточники, учебно-методическая литература и др.), т.е. навыки работы с информацией из различных источников; организационные навыки в учебной деятельности: радиальная организация и планирование учебного труда; интеллектуально-логические способности.  Содержание компонентов, образующих единое понятие «образовательная компетенция» дает возможность установить логические связи в содержании учебного материала, а также связей между компонентами компетенций и учебными модулями дисциплины в рамках образовательной программы.  И.А. Зимняя выделяет десять основных компетенций. Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать:  а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);  в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);  г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);  д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления. Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.  Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом.
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммуникативная компетентность