Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Целью курсовой работы является: раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развит
Введение……………………………………………………..………….3
Глава1 Понятие и виды компентентности ……………..……………4
1.1 Понятие коммуникативной компетентности.……..…....4
1.2 Виды компетенций…………………………………….…11
Глава2. Анализ социальных компентееций ………………….…….16
2.1 Социально-личностные компетенции…………………………...16
2.2 Компетентностный подход в образовании………….…………..20
Заключение…………………………………………………………….24
Литература……………………………………………………………..
Содержание
Введение……………………………………………
Глава1 Понятие и виды компентентности ……………..……………4
Глава2. Анализ социальных компентееций ………………….…….16
2.1
Социально-личностные
2.2
Компетентностный подход в
Заключение………………………………………
Литература………………………………………
Введение
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений. В современном мире почти вся коллективная деятельность организаций строится на коммуникативных процессах. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В
самом общем плане
Таким
образом, формирование коммуникативной
компетенции человека является актуальной
проблемой социальной психологии, решение
которой имеет важное значение как
для каждого конкретного
Целью курсовой работы является: раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развит
Глава1. Понятие и виды компентентности
1.1 Понятие коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей . Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения . Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации .
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная
установка партнёра – это своеобразная
программа поведения личности в
процессе общения. Уровень установки
может прогнозироваться в ходе выявления:
предметно-тематических интересов
партнёра, эмоционально-оценочных
При
таком подходе к характеристике
коммуникативной компетентности целесообразно
рассмотреть общение как
· Коммуникативно-
· Коммуникативно-
· Коммуникативно-
Каждая
из этих составляющих требует специального
социотехнологического анализа, однако
рамки изложения концепции дают
возможность остановиться только на
коммуникативно-
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6. Культуру эмоций.
Коммуникативная
культура личности как и коммуникативная
компетентность, не возникает на пустом
месте, она формируется. Но основу её
формирования составляет опыт человеческого
общения. Основными источниками
приобретения коммуникативной компетентности
являются: соционормативный опыт народной
культуры; знание языков общения, используемых
народной культурой; опыт межличностного
общения в непраздничной сфере; опыт восприятия
искусства. Соционормативный опыт – это
основа когнитивного компонента коммуникативной
компетентности личности как субъекта
общения. Вместе с тем реальное бытование
различных форм общения, которые чаще
всего опираются на соционормативный
конгломерат (произвольная смесь норм
общения, заимствованных из разных национальных
культур, вводит личность в состояние
когнитивного диссонанса). А это рождает
противоречие между знанием норм общения
в разных формах общения и тем способом,
который предлагает ситуация конкретного
взаимодействия. Диссонанс – источник
индивидуально-психологического торможения
активности личности в общении. Личность
выключается из поля общения. Возникает
поле внутреннего психологического напряжения.
А это создаёт барьеры на пути человеческого
взаимопонимания . Опыт общения занимает
особое место в структуре коммуникативной
компетентности личности. С одной стороны,
он социален и включает интериоризированные
нормы и ценности культуры, с другой –
индивидуален, поскольку основывается
на индивидуальных коммуникативных способностях
и психологических событиях, связанных
с общением в жизни личности. Динамический
аспект этого опыта составляет процессы
социализации и индивидуализации, реализуемые
в общении, обеспечивающие социальное
развитие человека, а также адекватность
его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.
В общении особую роль играет овладение
социальными ролями: организатора, участника
и т.п. общения. И здесь очень важен опыт
восприятия искусства . Искусство воспроизводит
самые разнообразные модели человеческого
общения. Знакомство с этими моделями
закладывает основу коммуникативной эрудиции
личности. Обладая определённым уровнем
коммуникативной компетентности, личность
вступает в общение, имея определённый
уровень самоуважения и самосознания.
Личность становится персониорицированным
субъектом общения. Это означает не только
искусство адаптации к ситуации и свободу
действий, но и умение организовать личностное
коммуникативное пространство и выбрать
индивидуальную коммуникативную дистанцию.
Персониорикуция общения проявляется
также и на акциональном уровне – и как
овладение кодом ситуативного общения,
и как ощущение допустимого в импровизациях,
уместности конкретных средств общения.
Таким образом, коммуникативная компетентность
является необходимым условием успешной
реализации личности .
1.2 Виды компетенций
В странах
Европейского союза особое место
отводится понятиям «ключевые компетенции»
и «ключевые квалификации». Они
представляют собой основные образовательные
конструкты, основные критерии качества
образования в странах. На основе
анализа литературы можно прийти
к выводу, что в зарубежных исследованиях
эти категории часто
Отечественные исследователи вкладывают
в понятия «компетенция» и «квалификация;
разные значения. Так, В. И. Байденко пишет
о том, что квалификация, в отличие от компетенции
«означает преобладание рамочной деятельности
в устойчивых профессиональных полях
и алгоритмах». Отображая структуру данного
понятия, автор отмечает, что «квалификация
переходит в качестве одной из ключевых
групп в структуру компетенции». Но говорить
о едином семантическом пространстве
понятия «ключевые компетенции» говорить
сложно: даже называются они в разных источниках
по-разному - ключевые, базовые, универсальные,
транспредметные, метапрофессиональные,
систематичные, ядерные и т.п. Э.Ф. Зеер
и его последователи ключевыми компетенциями
называют: 1. «Межкультурные и межотраслевые
знания, умения, способности, необходимые
для адаптации и продуктивной деятельности
в различных профессиональных сообществах»;
2. Комплекс универсальных (интегральных)
знаний, которые «включают общенаучные
и общепрофессиональные категории, принципы
и закономерности функционирования науки,
техники, общества»..., которые «определяют
реализацию специальных компетентностей
и конкретных компетенций». В.И. Байденко
дает определение еще одного важнейшего
образовательного конструкта – «профессиональные
(профессионально ориентированные) компетенции».
Данное понятие интерпретируется как:
А) «овладение знаниями, умениями и способностями,
необходимыми для работы по специальности
при одновременной автономности и гибкости
в части решения профессиональных проблем;
развитое сотрудничество с коллегами
и профессиональной межличностной средой»;
Б) «конструкты проектирования стандартов,
в которые входят критерии деятельности
(мера качества) область применения, требуемые
знания»; В) «эффективное использование
способностей, позволяющее плодотворно
осуществлять профессиональную деятельность
согласно требованиям рабочего»;
Г) «интегрированное сочетание знаний,
способностей и установок, позволяющих
человеку выполнять трудовую деятельность
в современной трудовой среде». Подводя
итог, В.И. Байденко определяет профессиональную
компетентность как «готовность и способность
целесообразно действовать в соответствии
с требованиями дела, методически организованно
и самостоятельно решать задачи и проблемы,
а также самооценивать результаты своей
деятельности. Это связанные с предметом
навыки - соответствующие технические
приемы, присущие различным предметным
областям». В «Федеральной концепции
модернизации российского образования
до 2010 г.» ключевая компетенция определяется
как система универсальных знаний, навыков,
а также опыт самостоятельной деятельности
и личной ответственности обучающихся.
Е.В. Бондаревская конкретизирует эту
формулировку: «Ключевая компетенция
учителя - это личностно-осознаваемая,
вошедшая в субъективный опыт, имеющая
личностный смысл система знаний, умений,
навыков, которая имеет универсальное
значение, т.е. может быть использована
в различных видах деятельности при решении
множества жизненно значимых проблем.
Ключевые компетенции - это личные цели
ученика (педагога), личные смыслы его
образования (профессиональной деятельности).
Развертывание содержания образования
вокруг ключевых компетенций, их включение
в содержание - это и есть путь перехода
от обезличенных, отчужденных от учеников
«значений» к личностным смыслам, т.е.
пристрастному, ценностному отношению
к знаниям. Белова А. Н., Шарапов А. О.
выделяют такие виды компетенций: Общенаучная
компетенция понимается как способность
использовать в познавательной и профессиональной
деятельности базовые знания в области
психологии; совершенствовать и развивать
свой интеллектуальный и общекультурный
уровень, приобретать новые знания, используя
современные образовательные и информационные
технологии. Информационно-коммуникативная
компетенция определяется как способность
и готовность к совместной учебной деятельности,
опосредованной компьютерными коммуникациями,
асинхронно-опосредованная форма взаимодействия;
диалоговое общение и управление им с
помощью сетевых конференций; адресный
характер оформления собственных мыслей
и развитие дискуссии с использованием
Интернет-ресурсов; создание «общего банка
решений» структурированного в виртуальном
пространстве. Социально-личностная
и общекультурная компетенция формирует
способность выстраивать и реализовывать
перспективные линии интеллектуального,
культурного, нравственного, физического
и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
толерантность, развитие эмоциональных,
мотивационных, когнитивных и деятельностных
компонентов личности студента психолога;
умение работать самостоятельно и в коллективе;
способность критически переосмысливать
накопленный опыт. Научно-исследовательская
компетенция демонстрирует развитие основных
интеллектуальных характеристик научного
стиля мышления и деятельности; осуществление
внутри-научного и методологического
синтеза в учебном процессе, оформление
результатов научно-исследовательской
работы в виде понятий, законов, теорий;
установление междисциплинарных связей,
генерализация идей.
Инструментальная компетенция понимается
как способность к использованию в учебно-познавательной
деятельности элементарные навыки работы
с текстовым материалом (первоисточники,
учебно-методическая литература и др.),
т.е. навыки работы с информацией из различных
источников; организационные навыки в
учебной деятельности: радиальная организация
и планирование учебного труда; интеллектуально-логические
способности. Содержание компонентов,
образующих единое понятие «образовательная
компетенция» дает возможность установить
логические связи в содержании учебного
материала, а также связей между компонентами
компетенций и учебными модулями дисциплины
в рамках образовательной программы.
И.А. Зимняя выделяет десять основных компетенций.
Если представить эти компетенции как
актуальные компетентности, то очевидно,
что последние будут включать: а) готовность
к проявлению компетентности (т.е. мотивационный
аспект); б) владение знанием содержания
компетентности (т.е. когнитивный аспект);
в) опыт проявления компетентности в разнообразных
стандартных и нестандартных ситуациях
(т.е. поведенческий аспект); г) отношение
к содержанию компетентности и объекту
ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
д) эмоционально-волевая регуляция процесса
и результата проявления. Эти компетенции,
проявляясь в поведении, деятельности
человека, становятся его личностными
качествами, свойствами. Соответственно,
они становятся компетентностями, которые
характеризуются и мотивационными, и смысловыми,
и отношенческими, и регуляторными составляющими,
наряду с когнитивными (знанием) и опытом.