Классификация социальных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 02:59, реферат

Описание работы

Виды социальных технологий, сущность и характеристика социальной диагностики, общие проблемы и принципы социальной диагностики

Работа содержит 1 файл

Классификация социальных технологий.docx

— 63.48 Кб (Скачать)

 

Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный  теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных  знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в понятийно-котегориальном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимального возможной объективности, достоверности и точности.

 

Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и  оценок о том:

 

- в каком направлении желательно  развитие объектов в исследуемой  области;

 

- как действительно может протекать  развитие;

 

- каков механизм преодоления  негативных тенденций.

 

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение  и мотивирование цели развития; определение  средств, способов, путей достижения целей.

 

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

 

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и  путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и  т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

 

Социальное прогнозирование - прогнозирование  всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

 

Зарубежный опыт (в частности  США) свидетельствует, что прогнозирование  социальных систем занимает ведущее  место (53%) среди других областей исследования. По временным параметрам соотношение  исследований в процентах таково: на 5 - 10 лет - 52%; на 5 - 25 лет - 64%; на 10 - 25 и более лет - 26%.

 

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они  бывают:

 

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

 

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

 

- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

 

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

 

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых  тенденций в отечественном и  зарубежном опыте); выявление проблем:

 

- уже решенных, но их внедрение  и реализация только начинаются;

 

- тех проблем, которые решены, но не нашли практического  использования;

 

- оценки экспертов по ведущим  научным исследованиям в данной  области.

 

При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно  разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности  прогноза и рекомендации по заимствованию  его положительных черт.

 

Методологические аспекты включают в себя, например, использование  системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

 

Неотъемлемой составной частью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такие  как:

 

- создание временного творческого  коллектива (ВТК) и определение  функций его и каждого члена  в отдельности;

 

- определение методов, объектов  исследования;

 

- разработка методики прогнозирования;

 

- определение методов исследования  ЭВМ, социологические исследования.

 

Таким образом, социальное прогнозирование  позволяет предвидеть результаты и  своевременно устранять причины  возникновения социальных проблем.

 

3. Методы социального прогнозирования

 

Социальное прогнозирование как  исследование с широким охватом  объектов анализа опирается на множество  методов. При классификации методов  прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать  по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

 

Степень формализации в методах  прогнозирования в зависимости  от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует  отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное  моделирование, анкетирование, метод  интервью, методы коллективной генерации  идей, методы историко-логического  анализа, написания сценариев и  т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования  и экспертизы.

 

Экстраполяция означает распространение  выводов, касающихся одной части  какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция  основывается на гипотезе о том, что  ранее выявленные закономерности будут  действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно  сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

 

Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

 

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

 

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема  и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести  экспериментирование с реального  социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

 

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

 

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме  экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая  и достаточная информация о прошлом.

 

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов  учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

 

- факторы, предопределяющие неудовлетворительное  состояние;

 

- направления, тенденции, наиболее  характерные для данного состояния  ситуации;

 

- особенности, специфика развития  наиболее важных составных;

 

- наиболее характерные формы  работы, средства, с помощью которых  осуществляется деятельность.

 

Второй блок вопросов включает в  себя анализ деятельности тех организаций  и служб, которые осуществляют эту  деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в  их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

 

Экспертную оценку проводят специальные  центры экспертизы, научные информационно-аналитические  центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

 

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

 

- определяется круг экспертов;

 

- выявляются проблемы;

 

- намечается план и время  действий;

 

- разрабатываются критерии для  экспертных оценок;

 

- обозначаются формы и способы,  в которых будут выражены результаты  экспертизы (аналитическая записка,  «круглый стол», конференция,  публикации, выступления экспертов).

 

Итак, социальное прогнозирование  опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

 

4. Принципы действия и условия  надежности социального прогнозирования

 

Эффективность и надежность прогнозов  предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением  основных принципов подхода и  самого процесса исследования.

 

К числу важнейших из них относятся:

 

- выбор основных факторов и  элементов данной системы, определение  их роли и значимости в социальной  сфере;

 

- выявление на основе анализа  основных тенденций развития  исследуемых процессов (безработицы,  социальной защиты и т.д.);

 

- экстраполяция этих тенденций  на будущее;

 

- синтез этих будущих траекторий  в настоящих социальных процессах;

 

- интеграция с прогнозами в  других сферах общественной деятельности;

 

- составление комплексного многоуровневого  прогноза как в целом, так  и по отдельным процессам и  направлениям;

 

- непрерывная корректировка прогнозов.

 

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

 

а) глубину и объективность анализа;

 

б) знание конкретных условий;

 

в) оперативность, компетентность и  быстроту в проведении и обработке  материалов.

 

Особое значение в социальном прогнозировании  имеет информация, банк данных статистического  материала.

 

В теоретико-методологическом отношении  необходимо учитывать ряд важнейших  положений:

 

- восприятие социальных процессов  как объективной реальности;

 

- использование целостного, системного  подхода к исследованию;

 

- исторический детерминизм, т.е.  признание следственно-причинных  обусловленностей данных процессов.

 

 

 

 

Социальное  проектирование

 — это конструирование индивидом,  группой или организацией действия, направленного на достижение  социально значимой цели и  локализованного по месту, времени  и ресурсам. Таково самое общее  определение деятельности, которую  мы будем изучать.

Сущность социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие  от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального  проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления  проекта ресурсы.

Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером  Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

Однако в любом возрасте и  при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т. п. мы воспринимаем свой обыденный мир  целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем  сознании, и эта конструкция позволяет  нам достаточно уверенно действовать  и оценивать действительность.

Механизмы социального конструирования  реальности лежат в основе социального  проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или  менее уверены, что проблема состоит  в том-то и том-то, уверены, что  для ее разрешения нужно сделать  то-то и то-то и что это в  наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь  другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но — среди прочих — приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания  утверждать, что социальный проект — инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень  малой степени произвольно, оно  осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

Информация о работе Классификация социальных технологий