Классификация методов социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и  регистрации

социальных   фактов,   подвергающихся   контролю   и    проверке.    Главным

преимуществом непосредственного наблюдения является то,  что  оно  позволяет

фиксировать  события  и  элементы  человеческого  поведения  в   момент   их

совершения,  в  то  время  как  другие   методы   сбора   первичных   данных

основываются  на предварительных  или  ретроспективных  суждениях  индивидов.

Другим  важным достоинством этого метода является  то,  что исследователь в

определенной  степени не зависит от объекта  своего  исследования,  он  может

собирать  факты независимо от желания индивидов  или группы  говорить  или  от

их умения отвечать на вопросы.

    В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается

самой  установкой  фиксирования  происходящих  ситуаций,  явлений,   фактов.

Однако  в  этой  процедуре  имеется  и  субъективный   элемент.   Наблюдение

предполагает  неразрывную связь наблюдателя  с  объектом  наблюдения,  которая

накладывает   отпечаток   и   на    восприятие    наблюдателем    социальной

действительности,   и   на   понимание   сути   наблюдаемых   явлений,    их

интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан  с  объектом  наблюдения,  тем

больший элемент субъективизма, тем  больше  эмоциональная  окрашенность  его

восприятия.   Еще   одной    важной    особенностью    метода    наблюдения,

ограничивающего его применение, является сложность, а порой и  невозможность

проведения  повторного наблюдения.

    В зависимости от характера  процесса наблюдения выделяют  его  следующие

типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и  невключенное,  полевое

и лабораторное, случайное и систематическое  и т. д.

    Наиболее  распространенным  методом  сбора  социологической  информации

является  опрос. Опрос  предусматривает,  во-первых,  устное  или  письменное

обращение исследователя к определенной совокупности людей —  респондентов  с

вопросами, содержание которых  представляет  изучаемую  проблему  на  уровне

эмпирических  индикаторов, во-вторых, регистрацию  и статистическую  обработку

полученных  ответов, а также их  теоретическую  интерпретацию.  По  формам  и

условиям   общения   социолога   с   респондентом   различаются   письменные

(анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту  жительства,  по  месту

работы  и в целевых аудиториях (зрители  в кинотеатрах, пациенты в клиниках  и

т. д.),  очные  (личные)  и  заочные  (обращение  с  анкетой  через  газету,

телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

    Метод опроса используется в  ряде случаев: 1) Когда  изучаемая   проблема

недостаточно  обеспечена документальными источниками  информации,  либо  когда

такие источники  вообще  отсутствуют.  2)  Когда  предмет  исследования  или

отдельные его характеристики недоступны для  наблюдения. 3)  Когда  предметом

изучения  являются  элементы  общественного  или  индивидуального  сознания:

потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности,  убеждения  людей  и

т. д. 4) В качестве контрольного  (дополнительного)  метода  для  расширения

возможностей  описания и анализа изучаемых  характеристик и  для  перепроверки

данных, полученных другими методами.

    Метод опроса предусматривает   получение  социологической   информации  в

ситуации  социально-психологического  общения.  И   это   накладывает   свой

отпечаток  на  содержание  и  качество  получаемых  данных.   В   социологии

выработано  значительное количество методических требований  и  процедур  для

того, чтобы  преодолеть субъективизм,  повысить  надежность  и  эффективность

данной  формы сбора социологической  информации. 

3.  Способы   анализа  и   интерпретации,   данных,   получение   эмпирически

обоснованных  обобщений, выводов и рекомендаций

Заключительный    этап    эмпирического    социологического     исследования

предполагает   обработку,   анализ   и   интерпретацию   данных,   получение

эмпирически обоснованных обобщений, выводов и  рекомендаций.

    Обработка   данных   включает   в   себя   следующие   компоненты:   1)

Редактирование и кодирование  информации.  Основное  назначение  этого  шага

состоит в унификации и формализации той  информации, которая была получена  в

ходе  исследования. 2) Создание  переменных.  Собранная  на  основании  анкет

информация  в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы,  которые  необходимо

решить  в  исследовании.  Поскольку  вопросы  получили  форму  индикаторов  в

процессе  операционализации.  Сейчас   же   необходимо   провести   обратную

процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на  вопросы

исследования.  3)  Статистический  анализ.  Этот  шаг  является  ключевым  в

процессе  анализа социологических  данных.  В  ходе  статистического  анализа

выявляются  некоторые статистические закономерности  и  зависимости,  которые

позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения

статистического  анализа  социологи  используют  большое   число   различных

математических  методов,  позволяющих  полно  и  всесторонне   анализировать

собранную  информацию.  В  современной  социологии  для  этой  цели  активно

применяются   ЭВМ,   дополненные    программами    математико-статистической

обработки.

    В  зависимости  от  методов   получения  первичной  информации  возможно

применение  различных приемов обработки  и анализа данных. Так, если  социолог

определенную  часть информации извлекает из документальных источников, то  он

использует  два  основных  метода  анализа   документов:   неформализованный

(традиционный)  и  формализованный  (контент-анализ).  Традиционный   анализ

основан на восприятии,  понимании,  осмыслении  и  интерпретации  содержания

документов  в  соответствии  с  целью  исследования.  Формализованный  анализ

документальных  источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан  на

извлечение  социологических информаций  из  больших  массивов  документальных

источников, недоступных традиционному интуитивному анализу.  Он  основан  на

выявлении  некоторых  количественных  статистических  характеристик  текстов

(или  сообщений). При этом предполагается, что количественные  характеристики

содержания  документов  отражают  некоторые  существенные  черты   изучаемых

социальных  явлений и процессов.

    Формализованный анализ документов  основан  на  стандартизации  процедур

поиска, определения в содержании  документа  единиц  счета,  которыми  могут

быть  отдельные слова (термины, географические названия,  имена  политических

деятелей  и  т.  д.),  суждения,  выраженные  в  виде  предложений,  абзацев,

фрагментов  текстов и т. д., а также различные  виды  публикаций  (по  жанру,

типу  авторов, темам и т. п.). Единицы  счета определяются  в  зависимости  от

целей социологического исследования. Процедура  исследования, основанного  на

технике контент-анализа, состоит из 18  операций,  описанных  в  специальной

литературе.

    При обработке и анализу данных,  полученных  методом опроса,  широко

применяются  методы  ранжирования,  шкалирования,  корреляции  и  др.   Так,

ранжирование  —  это   процедура   установления   относительной   значимости

(предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания.  Ранг

— это  показатель, характеризующий порядковое место  оцениваемого  объекта  в

группе, и других объектов, обладающих существенными  для  оценки  свойствами.

Для каждого  объекта вычисляют сумму рангов, полученную  от  всех  экспертов,

затем упорядочивают эту  сумму.  Ранг  1  присваивают  объекту,  получившему

наименьшую  сумму,  самый  низкий  ранг  —  объекту  с   наивысшей   суммой.

Ранжирование  дополняется, как правило, другими  методами экспертных оценок.

   Завершается эмпирическое  социологическое исследование  формированием

выводов, предложений и  рекомендаций.  Выводы,  предложения  и  рекомендации

должны  носить  конкретный,  реалистический  характер,   иметь   необходимые

обоснования в  материалах  исследования,  подтверждаться  документальными  и

статистическими данными. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических  исследованиях. -М.,

1974.

Здравомыслов  А.Г. Методология и процедуры социологических  исследований. -

М., 1969.

Мацковский  М.С., Ермакова О.В. Методические вопросы  переработки

социологической информации // Проблемы обработки и  автоматизированного

поиска  социологической информации. - М., 1977. - С. 54-83.

4. Михайлов  С. Эмпирическое социологическое  исследование. - М., 1975.

Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. - М., 1978.

Осипов  Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии. - М., 1980.

Паниотто  В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических

Информация о работе Классификация методов социологического исследования