Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:38, реферат
Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием
рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета
представляют собой готовый важный материал);
4) выделить в проблемной
чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
5) проанализировать уже
целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы
с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают
специалисты — ученые или опытные практики.
Производственная проблема
характеристик:
1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность
производства, высокая социально-психологоческая напряженность в трудовом
коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все
это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить
на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а
социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими
стандартами?
2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном
подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы,
здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она
распространена в организации. Какие подразделения она затронула.
[pic]
3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем)
или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы,
специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего
заинтересованы в ее решении?
4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в
абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или
денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна
в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она
обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для
организации в целом? Что может получить организация от ее решения?
5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема?
Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически?
Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?
В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое
выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может
значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа
исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным
документом любого социологического исследования, независимо от того,
является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа
социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1)
теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение
понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора
данных, методы обработки и анализа данных; 3) организационный (план
исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и
финансовых ресурсов и т. д.). Основные элементы программы прикладного
социологического исследования показаны на рисунке.
Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения
заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого
результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов,
необходимых для получения результата.
Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована
проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями
организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин
низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и
разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи
исследования представляют собой содержательную, методическую и
организационную конкретизацию цели.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральный
вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же
эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые
являются предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает
предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном
пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического
исследования. Так, в обозначенном нами примере исследования социолог может
предположить, что причиной является неэффективная система принятия решения,
тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это
может стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль
коллективных органов в подготовке и принятии решений; 3) роль штатных
специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и
совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность
за решения, их внедрение и контроль за внедрением. Но социолог может
предположить, что основная причина низкой эффективности управления
заключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по
другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ
документов, то во втором случае — анкетный опрос и психологическое
тестирование.
Теоретическая и эмпирическая
интерпретация понятия —
разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные
задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются
в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических
проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное
обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить
измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных,
статистических показателей.
Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд
последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной
ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем
этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные
составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом.
Кроме
структурной интерпретации
необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему
его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий,
которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие
элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-
индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное
описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки
эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это
научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального
явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы
вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные
правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в
согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых
она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых
для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно
объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно
выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более
тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный
характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг
другу гипотезами.
Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы
эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости
от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования
нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от
теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные
и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они
образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию
понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные
Информация о работе Классификация методов социологического исследования