Классификация человеческих потребностей А. Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Содержание

1. Потребность: что такое?
2. Классификация потребностей
3. Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу
4. Удовлетворение базовых потребностей
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат социология.docx

— 81.27 Кб (Скачать)

Теперь острая боль от одиночества, неприятия и недружелюбия сильнее  всего остального и соответственно он будет думать, что был бы абсолютно  счастлив, если в его жизни появилась  любовь. Для человека очень важно  чувствовать принадлежность, добрососедские отношения на одной территории, среди  класса, компании, коллег, т.к. что их стремление сбиться в стаю держаться  вместе, быть частью группы есть у них  от природы.

Если же у человека есть любовь, он любит, и любим, начинает проявляться новая группа потребностей, еще более высокого уровня – это  потребность в уважении.

 

4. потребность в уважении-признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)

 

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих.  Эти потребности Маслоу разделяет  на два класса.

К первому классу относятся  сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность пред лицом внешнего мира, независимость  и свобода.

Ко второму Маслоу относит, то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа (определяя  их как оценку или уважение со стороны  других людей), а также статус, известность  и славу, превосходство, признание  внимание, значительность, чувство  собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребности  в самоуважении вызывает чувство  уверенности в себе, своей ценности, силе, способностях и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости  в мире. Препятствие на пути к  удовлетворению ведут к появлению  чувства неполноценности, слабости беспомощности. Эти чувства ведут  за собой, подавленность или невротические  склонности. Нужно учесть, что формирование самооценки на основе мнения других людей  таит в себе опасность, т.к. она не учитывает реальные способности  личности, ее компетентность. Наиболее стабильное и, следовательно, здоровое чувство самоуважения базируется на заслуженном уважении со стороны  других людей, а не на показной славе  и известности и неоправданной  лести. Нужно уметь отличать действительные компетентность и достижения в основе, которой лежат исключительная сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естественным путем, без всякого труда, одними врожденными  качествами конституцией и биологической  судьбой.

 Даже если все вышеперечисленные   потребности удовлетворены человек  часто, если не всегда, может  ожидать, что вскоре вновь возникнут  беспокойство и неудовлетворенность,  они возникают, если человек  не занимается тем, для чего  он создан.

 

5.  потребность в самоактуализации (развитие способностей, человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности)

 

Музыканты должны создавать  музыку, художники должны писать картины, поэты сочинять  стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей  природе. Эта потребность и называется самоактуализацией. Она относиться к желанию людей реализовывать себя, проявлять в себе, то, что заложено в нем потенциально. Она может быть определена, как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен.  Конкретное воплощение отличается значительным разнообразием. У одного это может быть желание быть непревзойденным родителем, у другого спортсменом.

По мнению А.Маслоу, потребности  одного типа должны быть удовлетворены  полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится  и станет действующей.

Но, как и у любой  системы, у пирамиды существуют свои правила и свои исключения. Их Маслоу описывает в своем труде "Мотивация  и личность".

 

Маслоу пишет, что  в  действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это  может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства  исследованных людей, в общем  виде, подчинялись описанному порядку, но были и исключения из этого правила.

  1. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии, и в основе его лежит представление о том, что сильные, властные люди, люди, которые вызывают уважение и даже страх, люди уверенные в себе, ведущие себя наступательно и агрессивно, заслуживают большей любви или, по крайней мере, с большим правом пользуются ее плодами. Именно в силу этого представления человек, которому недостает любви и который ищет ее, может демонстрировать самоуверенное, агрессивное поведение. Но в данном случае самоуважение – не конечная цель, оно выступает как средство удовлетворения другой потребности. Такие люди занимают активную, наступательную позицию не ради самоутверждения как такового, а для того, чтобы добиться любви.
  2. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. Надо отдать должное таким людям – испытываемая ими потребность в воплощении своих творческих возможностей не всегда вызвана пресыщением базовых потребностей, очень часто они творят вопреки неудовлетворенности.
  3. Человек может навсегда остаться на одном, достаточно низком уровне мотивационной жизни, он может смириться со своими «земными» потребностями, забыть о самом существовании высших целей человеческого бытия или отказаться от них. Например, человек, некогда терпевший лишения, например, бывший безработный, до конца своих дней может радоваться только тому, что он сыт.
  4. Психопат – еще один образчик утраты потребности в любви. Как показывают клинические исследования, психопат, в раннем детстве испытавший недостаток любви, навсегда утрачивает желание и способность получать и дарить любовь (подобно тому, как у животных угасают сосательный и клевательный рефлексы, если в первые дни жизни они не получают достаточного подкрепления).
  5. Еще один пример подмены потребностей можно обнаружить в тех случаях, когда человек, не встречая никаких преград на пути удовлетворения своих желаний, не постигает всей ценности дарованного ему. Люди, которые не знают, что такое голод, насколько жестокому испытанию подвергается голодный человек, со всей убежденностью считают еду чем-то неважным, несущественным. Если они движимы какой-то более высокой потребностью, то именно она представляется им самой важной, самой значимой. Ради нее они готовы терпеть лишения, готовы поступиться удовлетворением своих физиологических потребностей. Однако можно предположить, что [тут явно какая-то лакуна в русском переводе – В.Д.] той или иной базовой потребности они будут вынуждены согласиться с тем, что «низкая» потребность, более насущная, жизненноважная потребность требует к себе более уважительного отношения. Например, человек решает бросить работу, потому что считает, что его недооценивают, но полгода спустя, испытав материальные затруднения, он уже готов поступиться амбициями и не прочь оказаться на прежнем рабочем месте.
  6. Очень может быть, что видимость реверсии возникает еще и потому, что мы пытаемся говорить об иерархии препотентности скорее в терминах осознаваемых желаний и стремлений, нежели в терминах поведения. Известно, что поведение не всегда отражает стоящие за ним мотивы. Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека – не единственные детерминанты его поведения.
  7. Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть. Мы сможем лучше понять чувства этих людей, если согласимся с основополагающей концепцией (или гипотезой), которую в кратком изложении звучит следующим образом: удовлетворение базовых потребностей в раннем детстве закладывает основы повышенной фрустрационной толерантности. Можно предположить, что у людей, которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены в своих базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей, что фрустрация не страшит их хотя бы потому, что они обладают сильным, здоровым характером, истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности. Это – сильные личности, они не боятся осуждения и не отступят перед трудностями, они умеют плыть против течения, против общественного мнения, они всегда стоят за правду, чего бы это ни стоило им. Они умеют по-настоящему любить, и они любимы другими, они способны к настоящей дружбе, той, которой не страшны никакие испытания.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Удовлетворение базовых потребностей.

Говоря о степенях удовлетворения  нужно учесть, что прежде чем появляется более высшая потребность, предыдущая необязательно должна быть удовлетворена на 100 %.

В действительности у большинства  членов общества часть базовых потребностей удовлетворена, но некоторые наряду с этими остаются неудовлетворенными.

У среднего гражданина физиологические  потребности удовлетворены на 85%, на 70% потребности в безопасности, 50% потребности в любви, 40% в уважении, и 10% в самоактуализации.

Явление возникновения новой  потребности после удовлетворения доминирующей не является внезапным, а  скорее постепенным, шаг за шагом.

Удовлетворение какой  бы то ни было потребности, способствует формированию характера и ведет  к совершенствованию, усилению и  здоровому развитию личности. Удовлетворение потребностей тесно связано с  развитием некоторых, а возможно и многих черт характера.

Степень удовлетворения базовых  потребностей связана с уровнем  психического здоровья. Маслоу считает, что полное удовлетворение базовых  потребностей и здоровье – это  одно и то же.

Исследования здоровых людей  показывает, что они одновременно обладают чрезвычайным индивидуализмом  и здоровым эгоизмом, с одной стороны  и проявляют высокую степень  сострадания и альтруизма с другой.

Если предположить, что  здоровый организм полностью удовлетворен в отношении базовых потребностей - он свободен для самоактуализации, соответственно предполагается, что  формируется за счет внутренних сил, нежели силами извне. Организм, испытывающий дефицит удовлетворения базовых  потребностей страдает неврозом, поэтому  удовлетворению могут способствовать и другие люди, следовательно, такой организм более зависим от других людей и менее самодостаточен и автономен. Он в большей степени сформирован природой окружения, чем своей внутренней сущностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Вывод

А. Маслоу внес огромный вклад в развитие общества, а также оказал неоценимую помощь в понимании человека как личности и социальной единицы. Пирамида потребностей Маслоу расставила все важные для жизни человека потребности и желания в определенной последовательности, которая является основой гармоничного развития и существования человека в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список используемой  литературы:

 

1.  А. Маслоу  «Мотивация  и личность», Санкт-Петербург, 2006г.

2. А. Маслоу «Новые рубежи человеческой природы», Санкт-Петербург, 1999г.

3.  Веб-сайт  www.hr-portal.ru

4. Веб-сайт www.wikipedia.org

5.  Ronald Cohn "Пирамида потребностей по Маслоу", 2012

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация человеческих потребностей А. Маслоу