Классификация человеческих потребностей А. Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Содержание

1. Потребность: что такое?
2. Классификация потребностей
3. Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу
4. Удовлетворение базовых потребностей
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат социология.docx

— 81.27 Кб (Скачать)

 

                                        

 

 

Санкт-Петербургский Государственный  Аграрный университет

 

 

Кафедра социологии и философии

 

 

 

Контрольная работа на тему:

 

Классификация человеческих потребностей А. Маслоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:  преподаватель  по социологии

В.В. Лебедева

 

 

                                                                                                Выполнил: студентка 2 курса гр.092122

Романова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание: 

1. Потребность: что такое?

2. Классификация потребностей

3. Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу

4. Удовлетворение базовых потребностей

5. Вывод

6. Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Потребность:  что такое?

Потребность - состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

Потребности растительных форм жизни минимальны - для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы - свет, вода и минеральный субстрат.

Потребности животных более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи - питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства).

Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой - мышлением и речью.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая  цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести  свои субъективные представления о  потребности с ее объективным  содержанием, отыскивая средства овладения  целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые  связаны с задачами его физического  существования, отличны от аналогичных  потребностей животных. В силу этого  они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно  обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности  репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних  потребностей у человека возникают  другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с  наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у нее произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и  онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  потребностей

Критериями для выделения видов  потребностей служит характер деятельности, к осуществлению которой потребности  побуждают субъекта. По этому основанию  выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и другие потребности. В  этой связи выделяют субстанциональные (значимость которых определяется жизненной необходимостью) и функциональные (побуждающие к деятельности). Так, в одном случае на первый план выступает взаимодействие с предметом, в другом – сам процесс. 
Существует несколько десятков классификации человеческих потребностей наиболее распространенными являются:

  • по происхождению (биогенные, психогенные.и социогенные);
  • по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие);
  • по объекту (материальные и духовные);
  • по функции (потребности физического и социального существования; потребности сохранения и потребности развития).

По происхождению принято  различать естественные икультурные потребности. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на материальные, духовные, социальные. В этом смысле говорят о позитивных или негативных мотивах, которые могут, в одних случаях, побуждать к достижению успеха, в других - к избеганию неудач. 
По критерию времени различают постоянные, устойчивые, циклические и ситуативные потребности. Например, потребность в кислороде (постоянная), потребность в общении (устойчивая), потребность в пище (циклическая), потребность в выздоровлении (ситуативная).

При этом существуют смешанные  потребности, в которых трудно разделить  материальное и духовное,  эстетическое и познавательное и др.

Потребности человека развиваются  в онтогенезе (индивидуальном развитии) на основе врожденных предпосылок. Обязательным условием формирования той или иной потребности является опыт соответствующей деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослыми.

Потребность проявляется  в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Потребности человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой  занимает то одна, то другая потребность, в зависимости от реализации одних  и актуализации других. Субъективно  потребности переживаются как желания, влечения, стремления, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций. Сами потребности при этом могут не осознаваться. Актуальные потребности, по мнению Д.А.Леонтьева, организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию важной информации.

 

 

 

 

 

 

 

3. Пирамида потребностей  по Маслоу.

Классифицировать и определить главные потребности человека неоднократно пытались разные ученые и разными  способами, но общепризнанной и самой  объективной является иерархия человеческих потребностей, составленная Абрахамом  Маслоу.

Потребности по Маслоу даны человеку с рождения и создают  иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей  является условием для появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из  пяти категорий.

Она выглядит следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности. 

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Пирамида следующая:

  1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

 

Физиологические потребности, которые обычно принимаются  в  качестве отправной точки для  теории мотивации, представляют собой  так называемые физиологические  влечения и желания. Физиологические  потребности доминируют над всеми  остальными a организме и являются основой мотивации человека. Таким образом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому состояние всего организма можно охарактеризовать, как человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно. Все силы организма начинают  обслуживать удовлетворение потребности в пище, а возможности, которые нельзя задействовать для достижения этой цели отодвигаются на задний план. Т.е. желание купить новые туфли, или автомобиль, в экстремальной ситуации становятся второстепенными. Вместе с этим организм проявляет специфическую особенность, которая состоит в том, что во время, когда в человеке доминирует определяющая потребность, меняется философия его будущего. На нашем примере для хронически голодного человека утопия представляется местом, где полно еды.  Он начинает думать, что при условии гарантированного наличия пищи до конца жизни он будет совершенно счастлив и никогда не пожелает ничего более.  Свобода любовь уважение отодвинуто, как бесполезные безделушки. Но это чрезвычайные обстоятельства, которые, встречаются редко в нормальном мирном обществе и у большинства людей она удовлетворена. Когда физиологические потребности удовлетворены, появляются другие, более высокие по Маслоу следующая потребность в безопасности.

 

  1. потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)

 

Потребности в безопасности, защищенности, стабильности, покровителе, защите, отсутствии страха, тревоги  и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях,  покровителе. По Маслоу к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм может быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности. И вновь доминирующая цель – это определяющий фактор не только для видения мира и философии в настоящий момент, но и философии будущего и философии ценностей. Кстати физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, сейчас недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности  в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д.  или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному. Стремление иметь религию или философию, которая организует вселенную и людей в логически содержательное целое. Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угроза закону, порядку, властям общества.

Но т.к. здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей  частью удовлетворили свои стремления в безопасности, следовательно, вполне реально, что они не имеют больше никаких потребностей в безопасности  в качестве активных мотиваторов.  Соответственно далее вновь проявляются более высокие, в пирамиде Маслоу это потребности третьего уровня, потребности в любви.

 

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)

 

Если физиологические  потребности и потребности в  безопасности удовлетворены, появляются потребности в привязанности  и принадлежности и все что  сказано выше повторяется снова.

Потребность в любви предполагает, как потребность давать, так и  потребность получать любовь. Когда  они неудовлетворенны, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Информация о работе Классификация человеческих потребностей А. Маслоу