Классический этап в развитии социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Небольшая контрольная работа. Самое основное.
Социология изучает практически все общественные явления, самые разнообразные проявления человеческой жизни и деятельности. Для более полного изучения и понимания предмета социология необходимо рассмотреть историю становления и развития социологической науки.

Содержание

Введение 3

Основная часть
Идеи О. Конта 4
Натуралистическое и психологическое

направления в социологии 5
Учение Карла Маркса 6
Теории М.Вебера и Э. Дюркгейма 7

Заключение 10

Библиографический список 11

Работа содержит 1 файл

Классич этап в социологии.docx

— 31.76 Кб (Скачать)

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской  социологической школы, практически  первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический  предмет научного изучения социологии, как «социальная сфера». Им разработаны методология и методы социологических исследований, которые позволили подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» на вопрос «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею коллективизма – преобладание общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество – это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают «социальные факты» [1, стр. 61] , которые существуют вне индивида, к тому же они оказывают на индивида принудительное воздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал «коллективным сознанием» [1, стр. 60].

    Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в  моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином «аномия» [1, стр. 68] (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть «хорошо», а что есть «плохо». Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

    Учение  об обществе Дюркгейма стало основой  многих современных социологических  теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии «социологизм». Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества – традиционному или современному.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Таким образом, в классическом периоде  развития социологии можно выделить такие главные черты:

1) произошла  структурализация уровней социологического  анализа общества;

2) сформировались  различные школы, направления,  теоретико-методологические подходы  в социологии;

3) существенно  обновилось само социологическое  знание.

    История европейской общественной мысли, начиная с Нового времени, во многом развивалась под определяющим воздействием естественнонаучной методологии, складывающейся в результате выдающихся открытий в механике, астрономии и других науках. Естественно, разнообразные школы позитивистского направления в социологии начала ХХ века лишь первые шаги на пути формирования социологии как самостоятельной науки. Социальный дарвинизм в социологии, несмотря на определенные достижения в постановке некоторых социологических проблем (конфликты, этноцентризм и др.) постепенно к началу ХХ ст. исчерпал свой потенциал, потому что основные принципы не связанные с выявлением по существу социальных механизмов развития общества игнорировали его историческую сущность.

    Названные в работе ученые, их школы и их ученики окончательно конституировали социологию как науку, вычленив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития и дифференциации социологической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список: 

1. Бабосов  Е.М. Общая социология: Учебное  пособие для студентов вузов./ Е.М. Бабосов.—2-е изд., стер.—Мн.: «ТетраСистемс», 2004.

2. КондауровВ.И., Страданченков А.С. Социология: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический Проект, 2001.

4. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.

5. Нерсесянц  В.С. Философия права. Учебник для вузов. – ИНФРА-М: НОРМА, 1997.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – Москва: Центр, 1996.

7. Смелзер  И. Социология. – М., 1994.

8. Философия: Учебник. Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е издание. – М.: Юристъ,1998.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классический этап в развитии социологии