Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 13:31, контрольная работа
Небольшая контрольная работа. Самое основное.
Социология изучает практически все общественные явления, самые разнообразные проявления человеческой жизни и деятельности. Для более полного изучения и понимания предмета социология необходимо рассмотреть историю становления и развития социологической науки.
Введение 3
Основная часть
Идеи О. Конта 4
Натуралистическое и психологическое
направления в социологии 5
Учение Карла Маркса 6
Теории М.Вебера и Э. Дюркгейма 7
Заключение 10
Библиографический список 11
Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский
государственный университет
Классический этап
в
развитии социологии
Контрольная работа
Студентки 310 гр. ФЗО
Гулевич С.А.
Минск 2009
Содержание
Введение 3
Основная часть
направления в социологии 5
Заключение 10
Библиографический
список 11
Введение
Социология
изучает практически все
Одним
из важнейших этапов исторического
развития науки социология является
период XIX - начало ХХ века, или так
называемый классический период. Идея
прогресса, разрабатываемая первоначально
в социальной философии, получает постепенно
естественнонаучное подтверждение. Особое
значение в этом плане имела концепция
эволюционного развития в биологии.
После выхода в свет работ Чарльза
Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается
в философии и науке, стимулируя формирование
новых исследовательских программ и методологических
установок. Проникает эта идея и в социологию,
определяя теоретический статус зарождающейся
науки, акцентируя внимание исследователей
на генетическом объяснении изучаемых
явлений. В этой своей направленности
социология тесно смыкалась с историческими
дисциплинами, нацеленными на изучение
первобытных формаций, этнографии, фольклора
и т.д. Поэтому в качестве представителей
этого направления в социологии выступали
не только чистые социологи, но и ряд видных
специалистов в области вспомогательных
дисциплин.
На структуру науки социологии на классическом этапе её развития сильное влияние оказали бурно развивающиеся естественные науки: физика, биология, химия. Родоначальник социологии французский мыслитель Огюст Конт стремился создать доказательную, общепризнанную, «позитивную» (научную, объясняющую) социальную теорию общества, основанную на научных методах. В те времена не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики, О.Конт разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи, государства, религии ит.д.); вторая – на осмысление проблем социального развития и изменения общества. О том, что социальные законы столь же точны и неизменны как законы механики, и едины для всех эпох и народов, писал также бельгийский учёный-криминолог Ламбер Адольф Жак Кетле (1796-1874). Однако он свёл «социальную физику» лишь к статистическому исследованию общественных явлений, а в понимании Конта социология должна была быть не столько статистической, сколько теоретической наукой. Несмотря на то, что Конт вошёл в историю как создатель кроме собственно социологии ещё и позитивистской социологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений характером эпохи. Конт отстаивал необходимость частной собственности и считал, что неважно, в чьих она руках, – лишь бы её использование шло на благо общества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые путём согласования мирского и духовного порядка, когда каждый стремится быть первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей. Большое влияние в XIX в. на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, породив эволюционизм – направление общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом, иногда ещё называют «теорией одного фактора». Сюда относятся концепции, которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.
Виднейшим
представителем натурализма в социологии
был английский учёный Герберт Спенсер
(1820-1903), который в созданной им
системе синтетической
В конце XIX в. усилилось влияние психологической тенденции в социологии, имеющей следующие самостоятельные направления: «психология народов», тесно связанное с этнографией; «групповая психология»; «интеракционизм» (от лат. interaction – взаимодействие), считающее первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисков явилось появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Сторонники психологического эволюционизма считали, что социальные силы – это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека. Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Лестер Уорд (1841-1913), американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации, считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил. Сторонники «психология народов» признают главной силой истории «народный дух», или «дух целого». Основная задача сторонников концепции: познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов. Идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) исходил из признания примата социального над индивидуальным. Мид считал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение». Согласно его концепции, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств– символов, к которым он относил жесты и язык. По мнению Мида человек осознает себя, всматриваясь в других людей как в психологическое зеркало, а также действуя совместно с ними. При этом он полагал, что человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Люди постоянно разгадывают намерения других людей, анализируют их поведение, опираясь на свой опыт действий в подобных ситуациях.
Сущность
теории символического интеракционизма
состоит в том, что межличностное
взаимодействие рассматривается как
непрерывный диалог. Осмысление и
интерпретация стимула
В свою очередь, немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1836) рассматривает общественные отношения как волевые. Он подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли. Естественная инстинктивная воля, примером которой может быть материнская любовь, направляет поведение человека бессознательно. Рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером может служить торговля. Естественная воля порождает общину, рассудочная – общество. В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, в обществе – расчетливый разум. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа.
Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-истрической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации. Социальный конфликт является не только повсеместно распространённым, но и неизбежным свойством социальной системы. Вследствие чего он должен стать одним из основных объектов её социального анализа, высшим сосредоточением и воплощением таких конфликтов становится социальная революция, которая разрешает все антагонистические противоречия и конфликты и представляет собой главное социально-политическое орудие перехода к новому социальному устройству. Такой переход, по мысли Маркса, совершиться в отдаленной исторической перспективе, когда объединёнными усилиями всех народов будет сделан реальный шаг к гармоничному социальному развитию. При этом свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех и тем самым будут созданы предпосылки для устранения социальных антагонизмов и эксплуатации из жизни общества.
Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и это событие нужно также связывать, прежде всего, с именами таких выдающихся европейских социологов, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть «понимающей», поскольку действия индивида – «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие «идеальный тип», которое и служит главным инструментом познания. «Идеальный тип, – писал Вебер, – это картина однородного мышления, существующая в воображении учёных и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов» [ 1, стр. 35]. Идеальные типы – это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.
По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократия», «религия», «государство» и др. Он считал, что «такие сложные понятия, как «капитализм», «религия» и «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов» [7, стр. 492.]. На основе приложения к политике такого понятия, как «социальное действие», Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):
- легальный тип, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;
- традиционный тип, обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
-харизматический тип, основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.
«Он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства, что позволяет считать его одним из создателей политической социологии» [3, стр. 63.]. Социология, по мнению Вебера, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.