Классический и современный психоанализ З. Фрейд

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:50, реферат

Описание работы

«Нормальным» поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы «Оно», не вступают в противоречие с нормативными требованиями «Сверх- Я», отраженными в сознании («Я»), порождая внутренний конфликт. Сознание – «Я» - стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может «выпустить пар» занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство и т.д..

Работа содержит 1 файл

теории.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

  

Основная тема творчества Фромма – человеческое одиночество, вызванное отчуждением от природы  и от  других людей. Такая изоляция не обнаруживается у животных. 

Такая тема тесно  связана с темой свободы, которую  Фромм, в этом плане, рассматривает, как негативную категорию. Всякое освобождение приводит (логически) к большему ощущению одиночества и отчужденности.  

Следовательно, (по Фромму) возможны два пути – объединиться с другими на основе любви и  сотрудничества или искать подчинения.  

По Фромму любое  устройство (переустройство) общества – есть реализация попытки разрешения базового человеческого противоречия. Таковое состоит в том, что  человек одновременно является и  частью природы, и отдельным от нее  – одновременно и животное и человеческое существо. То есть человек обладает и потребностями (животное), - и самосознанием, разумом, человеческими переживаниями (человек).  

(В этом плане  разум и сознание приобретают  характер тяжкого груза, непосильного  для человека, и такой дуализм  несет оттенок сожаления об  утраченной животности (А.Х.)) 

  

Фромм выделяет пять базовых потребностей. 

Потребность в связи  с другими – проистекает из вырванности человека из исходного  единства с природой. Вместо инстинктивных  связей, которыми обладают животные, человек  вынужден создавать собственные  отношения, причем наиболее удовлетворительными  оказываются основанные на продуктивной любви. (Взаимная забота, уважение, понимание.) 

Потребность в трансценденции – стремление человека подняться  над своей животной природой, стать  не созданием, а создателем. (При  препятствиях человек становится разрушителем.) 

Потребность в укорененности  – люди хотят ощущать себя частью мира, принадлежать ему. Наиболее здоровое проявление – в ощущении родства  с другими людьми. 

Потребность в идентичности – потребность в уникальности своей индивидуальности. Если эта  потребность не реализуется в  творчестве, то может реализовываться  в принадлежности к группе или  в идентификации с другим человеком. (Не бытие кем-либо, а принадлежность кому-либо.)  

Потребность в системе  ориентации – система ориентиров, стабильный и последовательный способ восприятия и понимания мира. 

По Фромму эти  потребности носят чисто человеческий характер. Причем они не порождаются  обществом (с тем или иным устройством), а возникают эволюционно. 

Формы и способы  удовлетворения этих потребностей и  развитие личности определяются конкретным обществом (похоже на подход Мертона). Приспособление человека к обществу – компромисс между внутренними  потребностями и внешними требованиями.  

Пять типов социального  характера, определяющих способ отношения  индивидов друг к другу: 

- рецептивный –  потребляющий, 

- эксплуативный, 

- накопительский, 

- рыночный, 

- продуктивный. 

  

Позже им выдвинут другой дихотомический способ классификации  характеров – на биофильный (направленный на живое) и некрофильный (направленный на мертвое). Сходство с танатосом  Фрейда только внешнее, Фромм опровергал его тем, что единственная исходная сила – жизнь, а инстинкт смерти вступает в действие, когда жизненные  силы фрустрированы.) 

По Фромму важно, чтобы характер ребенка воспитывался в соответствии с требованиями данного  общества, чтобы он хотел его сохранения. Это объясняется тем, что по Фромму всякое изменение общественного  устройства ведет к нарушениям в  социальном характере индивида. Прежняя  его структура не соответствует  новой действительности, что усиливает  чувство отчужденности.  Последнее  усиливает опасность некритичного выбора (или принятия от других) способов спасения от одиночества. 

Убеждения Фромма: 

1)                      человек обладает врожденной  сущностной природой, 

2)                      общество должно существовать  для того, чтобы эта природа  могла реализоваться, 

3)                      до сих пор это ни одному  обществу не удалось, 

4)                      но это возможно в принципе. 

 

Гуманистическая психология 

  

Подход гуманистической  психологии 

  

Здесь исходят из того, что при реакции индивида на различные внешние обстоятельства существенное значение имеет личностная интерпретация ситуации. В зависимости  от того, как именно человек осмысливает  те или иные социальные взаимодействия, он может действовать либо «нормально», либо, напротив – «девиантно». Внимание акцентируется на содержании человеческого  сознания: «Как различные представления, взгляды, отношения, «идеи» воздействуют на поведение человека. Это заставляет обращаться к проблеме общего мировосприятия, важнейшей составляющей которого является система ценностей индивида. 

Информация о работе Классический и современный психоанализ З. Фрейд