Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:50, реферат
«Нормальным» поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы «Оно», не вступают в противоречие с нормативными требованиями «Сверх- Я», отраженными в сознании («Я»), порождая внутренний конфликт. Сознание – «Я» - стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может «выпустить пар» занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство и т.д..
Основная тема творчества
Фромма – человеческое одиночество,
вызванное отчуждением от природы
и от других людей. Такая изоляция
не обнаруживается у животных.
Такая тема тесно
связана с темой свободы, которую
Фромм, в этом плане, рассматривает,
как негативную категорию. Всякое освобождение
приводит (логически) к большему ощущению
одиночества и отчужденности.
Следовательно, (по Фромму)
возможны два пути – объединиться
с другими на основе любви и
сотрудничества или искать подчинения.
По Фромму любое
устройство (переустройство) общества
– есть реализация попытки разрешения
базового человеческого противоречия.
Таковое состоит в том, что
человек одновременно является и
частью природы, и отдельным от нее
– одновременно и животное и человеческое
существо. То есть человек обладает
и потребностями (животное), - и самосознанием,
разумом, человеческими переживаниями
(человек).
(В этом плане
разум и сознание приобретают
характер тяжкого груза,
Фромм выделяет пять
базовых потребностей.
Потребность в связи
с другими – проистекает из
вырванности человека из исходного
единства с природой. Вместо инстинктивных
связей, которыми обладают животные, человек
вынужден создавать собственные
отношения, причем наиболее удовлетворительными
оказываются основанные на продуктивной
любви. (Взаимная забота, уважение, понимание.)
Потребность в трансценденции
– стремление человека подняться
над своей животной природой, стать
не созданием, а создателем. (При
препятствиях человек становится разрушителем.)
Потребность в укорененности
– люди хотят ощущать себя частью
мира, принадлежать ему. Наиболее здоровое
проявление – в ощущении родства
с другими людьми.
Потребность в идентичности
– потребность в уникальности
своей индивидуальности. Если эта
потребность не реализуется в
творчестве, то может реализовываться
в принадлежности к группе или
в идентификации с другим человеком.
(Не бытие кем-либо, а принадлежность
кому-либо.)
Потребность в системе
ориентации – система ориентиров,
стабильный и последовательный способ
восприятия и понимания мира.
По Фромму эти
потребности носят чисто
Формы и способы
удовлетворения этих потребностей и
развитие личности определяются конкретным
обществом (похоже на подход Мертона).
Приспособление человека к обществу
– компромисс между внутренними
потребностями и внешними требованиями.
Пять типов социального
характера, определяющих способ отношения
индивидов друг к другу:
- рецептивный –
потребляющий,
- эксплуативный,
- накопительский,
- рыночный,
- продуктивный.
Позже им выдвинут другой
дихотомический способ классификации
характеров – на биофильный (направленный
на живое) и некрофильный (направленный
на мертвое). Сходство с танатосом
Фрейда только внешнее, Фромм опровергал
его тем, что единственная исходная
сила – жизнь, а инстинкт смерти
вступает в действие, когда жизненные
силы фрустрированы.)
По Фромму важно,
чтобы характер ребенка воспитывался
в соответствии с требованиями данного
общества, чтобы он хотел его сохранения.
Это объясняется тем, что по Фромму
всякое изменение общественного
устройства ведет к нарушениям в
социальном характере индивида. Прежняя
его структура не соответствует
новой действительности, что усиливает
чувство отчужденности. Последнее
усиливает опасность
Убеждения Фромма:
1)
человек обладает врожденной
сущностной природой,
2)
общество должно существовать
для того, чтобы эта природа
могла реализоваться,
3)
до сих пор это ни одному
обществу не удалось,
4)
но это возможно в принципе.
Гуманистическая психология
Подход гуманистической
психологии
Здесь исходят из
того, что при реакции индивида
на различные внешние
Информация о работе Классический и современный психоанализ З. Фрейд