Классический и современный психоанализ З. Фрейд

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:50, реферат

Описание работы

«Нормальным» поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы «Оно», не вступают в противоречие с нормативными требованиями «Сверх- Я», отраженными в сознании («Я»), порождая внутренний конфликт. Сознание – «Я» - стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может «выпустить пар» занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство и т.д..

Работа содержит 1 файл

теории.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

Функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция. (Мышление – рационально; чувство – оценочная  функция, определяющая ценность вещей, дает субъективные переживания; ощущение – перцептивная реалистическая функция; интуиция – восприятие на основе бессознательных  процессов и содержаний.) 

  

  

Взаимодействие систем личности: 

Системы могут: компенсировать друг друга; противостоять и объединяться. 

Компенсация:  

- между экстраверсией  и интроверсией, 

- между эго и  анимой мужчин / анимусом женщин. 

Оппозиция:  

- между эго и  личным бессознательным, 

- между эго и  тенью, 

- между персоной  и  анимой/анимусом, 

- между персоной  и личным бессознательным, 

- между коллективным  бессознательным и персоной. 

Объединение: (процесс, похожий на диалектическую триаду) позволяет компонентам создавать  качественно новое, направленное на интеграцию личности (самость). 

Единство противоположностей достигается за счет трансцендентной  функции. 

  

Динамика личности. 

  

Понятие психической  энергии: - проявление жизненной энергии, энергии организма, как биологической  системы. Это гипотетическая конструкция, не могущая быть измеренной, но подчиняющаяся  тем же физическим законам, что и  энергия в обычном смысле. 

Психические ценности – количество энергии, вложенной  в тот или иной элемент личности, мера напряженности (или силы в  побуждениях  и управлении поведением). Возможно обнаружение лишь относительной  ценности элемента  (сравнительно с  другими, но не объективно, то есть только внутри данной личности).  

  

Принцип эквивалентности  – (частное проявление закона сохранения энергии) – если  энергия расходуется  на одно, то она появится в другом (одна ценность ослабевает, другая усиливается). 

Принцип энтропии - (аналогия второго закона термодинамики) -  распределение энергии психики  стремится к балансу. Состояние  идеального распределения энергии  – самость. 

  

Развитие личности по Юнгу 

  

Цель – самореализация, как максимально полная дифференциация и гармоничное сочетание всех аспектов личности. Новый центр –  самость, взамен старого центра –  эго. 

  

Каузальность и  телеология – два подхода к  изучению личности, один из которых  рассматривает причины, другой –  исходит из целей, из того, к чему личность движется. Юнг пропагандировал  мысль, что для правильного понимания  того, что движет поступками человека, необходимо использовать оба подхода.  

Стадии развития личности: 

До пятилетнего  возраста – появляются сексуальные  ценности, и достигают вершины  в подростковый период. 

Юность и ранняя взрослость – доминируют основные жизненный инстинкты, человек энергичен, страстен, зависим от других (даже в  форме сопротивления им).  

Сороковые годы –  смена ценностей – с биологических  на более культурные (культурно детерминированные), человек более интровертирован, менее импульсивен. Энергичность уступает мудрости (и как цели, и как  инструменту достижения таковой). Ценности личности сублимируются в социальные, религиозные, гражданские и философские  символы.  

Этот период и  наиболее значим для личности, и  наиболее опасен, если в переносе энергии  на новые ценности наблюдаются нарушения. 

  

Прогрессия и регрессия  – развитие может направляться в  обе стороны. 

Прогрессия –  противостоящие силы объединяются в  гармоничном течении психических  процессов.  

Регрессия – сознательное эго согласуется с требованиями среды и требованиями бессознательного. Если фрустрирующие обстоятельства не могут быть преодолены, - энергия  либидо не направляется на экстравертные, ориентированные на среду, ценности, иначе говоря, объективные ценности эго трансформируются в субъективные. (слово «ценности» понимается здесь в юнгианском смысле). 

  

Достоинство юнгианского  подхода к истолкованию личности – утверждение о внутренней тенденции  человека к развитию в направлении  гармоничного единства.  (Раскрытие  изначальной врожденной целостности.) 

  

 

Индивидуальная психология Адлера 

  

Согласно Адлеру, младенец появляется на свет с двумя  базовыми чувствами – неполноценности  и общности с себе подобными. Он стремится  к совершенству, как к компенсации  своей неполноценности и к  установлению значимых социальных отношений. 

Компенсация «на  полезной стороне жизни (по Адлеру) ведет к формированию ощущения собственной  ценности, что предполагает доминирование  чувства общности над индивидуалистическим стремлением к превосходству. В  случае «компенсации на бесполезной  стороне жизни» чувство неполноценности  трансформируется в комплекс неполноценности, составляющий основу невроза, либо в  «комплекс превосходства». В то же время, Адлер видел корни отклонений не столько в самих комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с  окружающей средой.  

В качестве важного  фактора формирования личности Адлер  выделяет структуру семьи. Место  ребенка в ней  и соответствующий  тип воспитания оказывают значительное влияние на возникновение девиантного  поведения. Например, гиперопека ведет  к развитию мнительности и комплекса  неполноценности. 

 

Фриц Риман 

  

Риман связывает  выделение различных типов личности с характерными личностными страхами и соответствующей реакцией на них. Существует четыре типа основных личностных страхов, с которыми, так или иначе, сталкивается каждый человек. Первый –  это страх потери собственной  идентичности, переживаемый, как утрата «Я» и зависимость. Все мы живем  в обществе и должны подстраиваться под других людей, принимать навязываемые нам обществом модели мышления и  поведения. При этом нам вполне может  грозить утрата собственной индивидуальности, «растворение Я». 

  

  

Второй – это  страх, одиночества, неприятия нас  группой, обществом, переживаемый, как  беззащитность и изоляция. Мы должны сохранить свою индивидуальность, но мы должны, так же и наладить отношения  с окружающими. Ведь человек реализуется  только в обществе себе подобных. Страх  перед социальным отторжением так  же начинает проявляться в довольно раннем возрасте. 

  

  

Третий вид страха связан с конечностью нашего существования  – страх перед изменением, переживаемый, как неуверенность. Все мы обречены умереть. Человек – единственное живое существо, осознающее свою конечность. Это осознание не может не вызывать страха. Обычно он трансформируется в  страх перед всем преходящем, изменчивым, всем, что символизирует преходящий характер человеческой жизни. У детей  достаточно рано проявляется страх  перед изменениями, несущими, как  кажется угрозу их существованию. 

  

Наконец, четвертый  вид страха – это страх перед  неизменностью, переживаемый, как окончательность  и несвобода. Любая жизнь предполагает изменчивость, рост, где-то хаос. Неизменность есть ограничение жизненной активности, в ней стихийная жизнь чувствует  угрозу себе. Эту угрозу ребенок  воспринимает, усваивая различные правила, подчиняясь нормам, ограничивающим его  жизненные проявления.  

  

Легко заметить, что  страхи носят парный характер –  первый со вторым и третий с четвертым  – противоположные виды страхов. 

  

Гармонично развитая, здоровая личность должна уметь преодолеть каждый из этих страхов. Мы должны научиться  взаимодействовать с другими, без  опасений потерять собственную идентичность. Так же мы должны уметь сохранять  свою индивидуальность и не жертвовать ею ради конформизма. Аналогичным образом, мы должны примириться с тем, что  «все течет, все меняется», и мы сами – не вечны. Так же необходимо признавать наличие вечных принципов, направляющих и организующих наше существование, уметь ограничивать свою спонтанность. Если какой-либо страх оказывается  не переработанным (что характерно для большинства людей), возникают  личностные типы соответствующих профилей.  

  

Первый личностный тип – это шизоидный, испытывающий страх перед самоотдачей. Его  стремления направлены, прежде всего, на независимость и самодостаточность. Не нуждаться ни в чьей помощи, не быть ни кому обязанным имеет для  него решающее значение. Шизоид стремится  дистанцироваться от других людей, нарушение  дистанции восприн6имается, как угроза «Я» и, потому, пресекается. Этот тип  личности отличается неразвитым эмоциональным  началом, испытывает значительные сложности  в отношениях (особенно близких) с  окружающими. В то же время, шизоиды, обычно, обладают развитым интеллектом, компенсирующим эмоциональную неразвитость. Формирование этого типа относится  к первым месяцам жизни ребенка, когда ему особенно необходимы тепло, забота и эмоциональный контакт  с матерью. Недостаток всего этого  приводит к страху перед окружающим миром, формированию базового недоверия  к миру. 

  

Второй личностный тип – это депрессивная личность, испытывающая страх перед одиночеством и изоляцией. У этих личностей  преобладает стремление любить и  быть любимым, стремление к доверительным  близким контактам. Они стремятся  соотнести свое поведение с запросами  и требованиями окружающих. В любых  межчеловеческих контактах они  сильно зависят от партера, испытывая  постоянный страх утраты. Отдавая  себя партнеру целиком, депрессивные личности утрачивают индивидуальность, отказываясь  от собственных желаний, мнений и  потребностей. Формирование этого типа связано с длительным периодом зависимости  от матери. 

  

Третий личностный тип – это личности с навязчивостями, испытывающие страх перед изменчивостью  и ненадежностью. Отсюда их стремление все оставить по-прежнему, приверженность раз и навсегда данным принципам. Это консерваторы, занятые проблемой  собственной безопасности. Они стремятся  все заранее запланировать и  предусмотреть. Стремление удержать жизнь  от изменений с помощью правил и схем приводит их к навязчивым психическим процессам. Такие личности боятся любви, которая предполагает хаос и необузданность чувств и, потому, воспринимается, как угроза. Они  часто вступают в брак по расчету. Для них характерна выраженная воля к власти, опирающаяся на внутреннюю потребность властвовать (а значит, и контролировать) и подчиняться (наличие правил). Формирование этого  типа личности относится к периоду  между двумя и четырьмя годами, когда ребенок впервые сталкивается с системой правил и запретов. Чрезмерный контроль, окружающий «выдрессированного»  ребенка способствует формированию навязчивых расстройств. 

  

Четвертый личностный тип – истерические личности, испытывающие страх перед необходимостью и  ограничением чувства свободы. Они  боятся всяческих ограничений, традиций, порядка, так значимых для лиц  с навязчивым развитием. Они живут  по принципу «один раз – не в  счет», или «если нельзя, но очень  хочется – то можно». Истерические личности всячески избегают любой ответственности, напоминающей им о необходимости. Они  склонны идти на поводу у своих  чувств, артистичны и, обычно, высокого мнения о себе. Истерики любят праздники  и стремятся всегда быть в центре внимания, отличаются импульсивностью  и несдержанностью. Формирование истерической личности связано с периодом от четырех  до шести лет, когда ребенок активно  овладевает новыми поведенческими моделями. Здесь особенно необходимы чуткое руководство  и стабильное окружение, дающее примеры  для подражания. Если окружающая среда  характеризуется неустойчивостью, хаотичностью, отсутствием четких правил, если с ребенком обращаются как с  малышом, и он не имеет достойных  примеров для подражания, – развиваются  истерические наклонности. 

 

Эрих Фромм 

  

Находился под влиянием Маркса и Фрейда, отдавая первому  предпочтение и, в своем представлении, используя психоанализ для заполнения пробелов у Маркса. Оба эти влияния  обнаружимы в построениях Фромма. 

Информация о работе Классический и современный психоанализ З. Фрейд