Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:50, реферат
«Нормальным» поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы «Оно», не вступают в противоречие с нормативными требованиями «Сверх- Я», отраженными в сознании («Я»), порождая внутренний конфликт. Сознание – «Я» - стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может «выпустить пар» занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство и т.д..
Функции – мышление,
чувство, ощущение, интуиция. (Мышление
– рационально; чувство – оценочная
функция, определяющая ценность вещей,
дает субъективные переживания; ощущение
– перцептивная реалистическая функция;
интуиция – восприятие на основе бессознательных
процессов и содержаний.)
Взаимодействие систем
личности:
Системы могут: компенсировать
друг друга; противостоять и объединяться.
Компенсация:
- между экстраверсией
и интроверсией,
- между эго и
анимой мужчин / анимусом женщин.
Оппозиция:
- между эго и
личным бессознательным,
- между эго и
тенью,
- между персоной
и анимой/анимусом,
- между персоной
и личным бессознательным,
- между коллективным
бессознательным и персоной.
Объединение: (процесс,
похожий на диалектическую триаду)
позволяет компонентам
Единство противоположностей
достигается за счет трансцендентной
функции.
Динамика личности.
Понятие психической
энергии: - проявление жизненной энергии,
энергии организма, как биологической
системы. Это гипотетическая конструкция,
не могущая быть измеренной, но подчиняющаяся
тем же физическим законам, что и
энергия в обычном смысле.
Психические ценности
– количество энергии, вложенной
в тот или иной элемент личности,
мера напряженности (или силы в побуждениях
и управлении поведением). Возможно
обнаружение лишь относительной
ценности элемента (сравнительно с
другими, но не объективно, то есть только
внутри данной личности).
Принцип эквивалентности
– (частное проявление закона сохранения
энергии) – если энергия расходуется
на одно, то она появится в другом
(одна ценность ослабевает, другая усиливается).
Принцип энтропии - (аналогия
второго закона термодинамики) -
распределение энергии психики
стремится к балансу. Состояние
идеального распределения энергии
– самость.
Развитие личности
по Юнгу
Цель – самореализация,
как максимально полная дифференциация
и гармоничное сочетание всех
аспектов личности. Новый центр –
самость, взамен старого центра –
эго.
Каузальность и
телеология – два подхода к
изучению личности, один из которых
рассматривает причины, другой –
исходит из целей, из того, к чему
личность движется. Юнг пропагандировал
мысль, что для правильного понимания
того, что движет поступками человека,
необходимо использовать оба подхода.
Стадии развития
личности:
До пятилетнего
возраста – появляются сексуальные
ценности, и достигают вершины
в подростковый период.
Юность и ранняя
взрослость – доминируют основные
жизненный инстинкты, человек энергичен,
страстен, зависим от других (даже в
форме сопротивления им).
Сороковые годы –
смена ценностей – с
Этот период и
наиболее значим для личности, и
наиболее опасен, если в переносе энергии
на новые ценности наблюдаются нарушения.
Прогрессия и регрессия
– развитие может направляться в
обе стороны.
Прогрессия –
противостоящие силы объединяются в
гармоничном течении
Регрессия – сознательное
эго согласуется с требованиями
среды и требованиями бессознательного.
Если фрустрирующие обстоятельства
не могут быть преодолены, - энергия
либидо не направляется на экстравертные,
ориентированные на среду, ценности,
иначе говоря, объективные ценности
эго трансформируются в субъективные.
(слово «ценности» понимается здесь в
юнгианском смысле).
Достоинство юнгианского
подхода к истолкованию личности
– утверждение о внутренней тенденции
человека к развитию в направлении
гармоничного единства. (Раскрытие
изначальной врожденной целостности.)
Индивидуальная психология
Адлера
Согласно Адлеру,
младенец появляется на свет с двумя
базовыми чувствами – неполноценности
и общности с себе подобными. Он стремится
к совершенству, как к компенсации
своей неполноценности и к
установлению значимых социальных отношений.
Компенсация «на
полезной стороне жизни (по Адлеру)
ведет к формированию ощущения собственной
ценности, что предполагает доминирование
чувства общности над индивидуалистическим
стремлением к превосходству. В
случае «компенсации на бесполезной
стороне жизни» чувство неполноценности
трансформируется в комплекс неполноценности,
составляющий основу невроза, либо в
«комплекс превосходства». В то же
время, Адлер видел корни отклонений
не столько в самих комплексах,
сколько в неспособности
В качестве важного
фактора формирования личности Адлер
выделяет структуру семьи. Место
ребенка в ней и соответствующий
тип воспитания оказывают значительное
влияние на возникновение девиантного
поведения. Например, гиперопека ведет
к развитию мнительности и комплекса
неполноценности.
Фриц Риман
Риман связывает
выделение различных типов
Второй – это
страх, одиночества, неприятия нас
группой, обществом, переживаемый, как
беззащитность и изоляция. Мы должны
сохранить свою индивидуальность, но
мы должны, так же и наладить отношения
с окружающими. Ведь человек реализуется
только в обществе себе подобных. Страх
перед социальным отторжением так
же начинает проявляться в довольно
раннем возрасте.
Третий вид страха
связан с конечностью нашего существования
– страх перед изменением, переживаемый,
как неуверенность. Все мы обречены
умереть. Человек – единственное
живое существо, осознающее свою конечность.
Это осознание не может не вызывать
страха. Обычно он трансформируется в
страх перед всем преходящем, изменчивым,
всем, что символизирует преходящий
характер человеческой жизни. У детей
достаточно рано проявляется страх
перед изменениями, несущими, как
кажется угрозу их существованию.
Наконец, четвертый
вид страха – это страх перед
неизменностью, переживаемый, как окончательность
и несвобода. Любая жизнь предполагает
изменчивость, рост, где-то хаос. Неизменность
есть ограничение жизненной
Легко заметить, что
страхи носят парный характер –
первый со вторым и третий с четвертым
– противоположные виды страхов.
Гармонично развитая,
здоровая личность должна уметь преодолеть
каждый из этих страхов. Мы должны научиться
взаимодействовать с другими, без
опасений потерять собственную идентичность.
Так же мы должны уметь сохранять
свою индивидуальность и не жертвовать
ею ради конформизма. Аналогичным образом,
мы должны примириться с тем, что
«все течет, все меняется», и мы сами
– не вечны. Так же необходимо признавать
наличие вечных принципов, направляющих
и организующих наше существование,
уметь ограничивать свою спонтанность.
Если какой-либо страх оказывается
не переработанным (что характерно
для большинства людей), возникают
личностные типы соответствующих профилей.
Первый личностный
тип – это шизоидный, испытывающий
страх перед самоотдачей. Его
стремления направлены, прежде всего,
на независимость и
Второй личностный
тип – это депрессивная личность,
испытывающая страх перед одиночеством
и изоляцией. У этих личностей
преобладает стремление любить и
быть любимым, стремление к доверительным
близким контактам. Они стремятся
соотнести свое поведение с запросами
и требованиями окружающих. В любых
межчеловеческих контактах они
сильно зависят от партера, испытывая
постоянный страх утраты. Отдавая
себя партнеру целиком, депрессивные личности
утрачивают индивидуальность, отказываясь
от собственных желаний, мнений и
потребностей. Формирование этого типа
связано с длительным периодом зависимости
от матери.
Третий личностный
тип – это личности с навязчивостями,
испытывающие страх перед изменчивостью
и ненадежностью. Отсюда их стремление
все оставить по-прежнему, приверженность
раз и навсегда данным принципам.
Это консерваторы, занятые проблемой
собственной безопасности. Они стремятся
все заранее запланировать и
предусмотреть. Стремление удержать жизнь
от изменений с помощью правил
и схем приводит их к навязчивым
психическим процессам. Такие личности
боятся любви, которая предполагает
хаос и необузданность чувств и, потому,
воспринимается, как угроза. Они
часто вступают в брак по расчету.
Для них характерна выраженная воля
к власти, опирающаяся на внутреннюю
потребность властвовать (а значит,
и контролировать) и подчиняться
(наличие правил). Формирование этого
типа личности относится к периоду
между двумя и четырьмя годами,
когда ребенок впервые
Четвертый личностный
тип – истерические личности, испытывающие
страх перед необходимостью и
ограничением чувства свободы. Они
боятся всяческих ограничений, традиций,
порядка, так значимых для лиц
с навязчивым развитием. Они живут
по принципу «один раз – не в
счет», или «если нельзя, но очень
хочется – то можно». Истерические
личности всячески избегают любой ответственности,
напоминающей им о необходимости. Они
склонны идти на поводу у своих
чувств, артистичны и, обычно, высокого
мнения о себе. Истерики любят праздники
и стремятся всегда быть в центре
внимания, отличаются импульсивностью
и несдержанностью. Формирование истерической
личности связано с периодом от четырех
до шести лет, когда ребенок активно
овладевает новыми поведенческими моделями.
Здесь особенно необходимы чуткое руководство
и стабильное окружение, дающее примеры
для подражания. Если окружающая среда
характеризуется
Эрих Фромм
Находился под влиянием
Маркса и Фрейда, отдавая первому
предпочтение и, в своем представлении,
используя психоанализ для
Информация о работе Классический и современный психоанализ З. Фрейд