Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:23, доклад
Современная молодежь часто посвящает свой досуг просмотру кино. Сегодня техника позволяет делать это не только в кинотеатрах и по телевизору. Пользуясь компьютерами и другими различными гаджетами, можно смотреть кино в дороге, на природе и на работе. Популярное, коммерчески успешное кино чаще всего показывают по телевизору и оно доступнее в сети Интернет. Сюжеты популярного кинематографа охватывают большой спект различных социальных отношений, поэтому многие молодые люди с помощью кино могут найти для себя возможные решения каких-либо жизненных проблем или новые идеалы, новые задачи, к которым можно будет стремиться.
Кино как социальный опыт. Кино в первую очередь является инструментом развлечения и снятия психологического напряжения. Но в то же время кино вполне может являться и средством формирования социальных установок. К кино как носителю социального опыта чаще обращается именно молодежь. Во-первых, как мы уже убедились, молодежь составляет самую большую часть киноаудитории, а во-вторых, по сравнению с другими социально-возрастными группами молодежь ощущает наибольшую потребность в приобретении социального опыта. На мой взгляд, данная потребность обусловлена желанием осуществить благоприятную интеграцию в общество. В доказательство этому могут служить результаты исследования отношения к кино у различных возрастных групп в областных центрах и Москве под руководством доктора социологических наук М. И. Жабского в 2008 году. Изучение характера интереса к фильмам людей различных возрастов показал, что по сравнению с другими возрастными группами группа «18-29 лет» распределила цель просмотра фильмов практически пополам15.В областных центрах 56% молодежи выбрали цель «отдохнуть», соответственно цель «получить пищу для размышлений о жизни» - 40%. У молодых москвичей и вовсе цель «получить пищу для размышлений о жизни» набрала 52% и цель «отдохнуть» - 48% соответственно. Заметим, что у остальных возрастных групп процент респондентов, отметивших цель «получить пищу для размышлений о жизни» меньше.
Эти показатели еще раз доказывают, что молодежь может обращаться к кино как к некому наставнику, который подскажет выход в каких-либо ситуациях, даст идеалы и примеры, к которым можно стремиться. Кино содержит и распространяет определенные социальные и культурные ценности, которые проявляются за счет тем фильмов, сюжетов, героев. Таким образом, общий поток фильмов создает некоторое «ценностное поле», которое оказывает воздействие на ментальность аудитории. Наличие идеальной модели героя, созданной средствами духовной культуры в качестве образца для подражания, является однимиз необходимых условии и факторов социализации молодежи16.
Сегодня молодежь (как впрочем, молодых людей в разные времена) привлекают киногерои, наделенные такими качествами как ум, предприимчивость, изобретательность в нахождении выхода из сложных ситуаций, целеустремленность, благородство. Подобными качествами были наделены киногерои и раньше, а так же присутствовали в литературных произведениях. Но модель героя и модель его поведения – это выражение культурного типа определенного общество в определенную эпоху, который отражает потребности общества. Это позволяет «ознакомить» молодежь с тем обществом, в котором им предстоит жить. В данном случае кино служит молодежи, но в то же время оно помогает и самому обществу в целом, внедряя в сознание молодых людей соответствующий общественный уклад и направляя их на удовлетворение необходимых ему (обществу) потребностей.
1 Андрей Бессмертный «Кино и общество»
//http://psyfactor.org/
2 Андрей Бессмертный «Кино и общество»
//http://psyfactor.org/
3 «Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность». М., НИИ киноискусства, 2000 г. С. 14
4 С. А. Зелинский «Кинематограф и литература. Единство и борьба противоположностей в контексте влияния на подсознание». Глава из монограммы «Манипуляция массами и психоанализ» //http://psyfactor.org С. 5
5 М. И. Жабский «Социология и кинематограф»-М., 2012.- С. 197
6 Андрей Бессмертный «Кино и общество»
//http://psyfactor.org/
7 М. И. Жабский «Социология и кинематограф»-М., 2012.- С. 31
8 С. А. Зелинский «Важнейшее из искусств» — как современная форма манипулирования массовыми психическими процессами». Глава из монограммы «Манипуляция массами и психоанализ» //http://psyfactor.org С. 6
9 Виктор Сороченко отрывок из «Энциклопедии методов пропаганды» //http://psyfactor.org
10 Summers G.F. Attitude Measurement. N.Y., 1971. //psihotesti.ru/gloss/tag/
11 Шафикова А. презентация Киноаудитория России, MovieResearchCompany, 2010 (http://movieresearch.ru C. 2)
12 Шафикова А. презентация Киноаудитория России, MovieResearchCompany, 2010 (http://movieresearch.ru C. 4)
13
Самые кассовые фильмы 2011 года в российском
прокате (http://ria.ru/infografika/
14 Шафикова А. презентация Киноаудитория России, MovieResearchCompany, 2010 (http://movieresearch.ru C. 9)
15 М. И. Жабский Кинематограф – зеркало или молот? -М., 2010 С. 271
16 И. Полуэхтова Американские
фильмы как фактор социализации в России
90-х годов (ecsocman.hse.ru/data/642/680/
Информация о работе Кино как средство формирования социальных установок