Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:30, реферат
Политика любого государства, Казахстана в частности, зависит от ряда факторов - политического, географического, демографического, социально-классового, национального, экономического, экологического, международного. Их соотношение и взаимовлияние напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику государства.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. С исторической даты - 16 декабря 1991 года, с момента принятия закона "О государственной независимости Республики Казахстан", началась современная история независимого Казахстана. В 1995 году по предложению Президента была принята новая Конституция, утверждающая Республику Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством. Высшими ценностями были признаны человек, его жизнь, права и свободы.
На сегодняшний
день в Казахстане не существует частной
собственности на землю. Введена
только частная собственность на
садово-огородные и
Это перечисление
нужно для понимания процессов
структурной перестройки
Наибольшее число фермерских хозяйств сосредоточено в Южно-Казахстанской области - 11 тысяч (21% от их числа в целом по республике); Алматинской - 8,6 тыс. (17%); Восточно-Казахстанской - 5,5 тыс. (11%); Костанайской - 4,5 тыс. (9%) и Северо-Казахстанской - 4 тыс. (8%).
Крестьянским хозяйствам в постоянное пользование и аренду по состоянию на 1 января 1998 г. передано 27,2 млн. га сельскохозяйственных угодий (12% от всех сельхозугодий в республике) в том числе 4,1 млн. га (15%) пашни, более 0,8 млн. га (16%) сенокосов, 21 млн. га (12%) пастбищ, 5,6 тыс. га (4%) многолетних насаждений.
Средний размер земельного надела крестьянского хозяйства в целом по республике составил 434 га.
Повсеместно создается рыночная инфраструктура аграрного сектора. На 1 мая 1998 года образовано 331 МТС, дополнительно создано 138 сельхоз ассоциаций, 25 оптовых продовольственных рынков, 13 служб маркетинга и т.д.
Что касается показателей производимой сельскохозяйственной продукции, то в этом плане Казахстан находится далеко позади развитых индустриальных стран мира.
Одним из показателей стабильности развития экономики является торговля. По импорту республика приобретает топливно-энергетические ресурсы и минеральное сырье, средства транспорта, приборы и аппараты, химические товары, продовольственные товары, продовольственное сырье, металлы и изделия из них. Продает Казахстан, в основном, полезные ископаемые.
Социальное развитие является одним из важнейших показателей изменений в обществе по той простой причине, что экономические показатели напрямую зависят от содержания и характера социальной деятельности людей: уровня их культуры, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, социального обеспечения и т.п.
Система здравоохранения в РК сочетает в себе государственный и негосударственный секторы, многоканальность финансирования - бюджетные средства, страховая и платная медицина. Бюджет на нужды здравоохранения в 1995 году выделял 6 млрд. тенге (99,8 млн. долл.), а в 1998 году - 47,8 млрд. тенге (597,5 млн. долл.). Таким образом, на каждого представителя РК в год выделяется 2909 тенге (около 40 долларов).
Экономические проблемы для Казахстана стоят весьма остро, так как его территория является одной из самых уязвимых и неустойчивых ландшафтных областей континента. Достаточно сказать, что на сегодняшний день официально зарегистрировано 56875 источников выбросов загрязняющих веществ, из которых 39872 являются организованными источниками выбросов. Разработан и поэтапно реализуется Национальный план действий по охране окружающей среды. В качестве критериев условно выделено три зоны: прикаспийская (предотвращение загрязнений от разработки месторождений нефти); восточная (устранение загрязнений рек Нуры и Иртыша); Южная (водообеспечение населения и сельского хозяйства, предотвращение опустынивания южных районов страны).
В 1997 году капитальные вложения на мероприятия по охране природы и рациональное использование природных ресурсов составили 4459,5 млн. тенге, что в 15 раз больше, нежели в 1994 году (146,3 млн. тенге).
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить ряд особенностей Казахстана, которые влияют на его внешнеполитический курс и определяют его место в нем.
Геополитические особенности
1. На хождение Казахстана в центре Евразии.
2. Гипертерриториальность Казахстана.
3. Отсутствие прямого доступа к мировому океану.
4. Географическое расположение
Казахстана между двумя
Этно-демографические
1. Этнический состав Казахстана,
отсутствие численно
2. Перспективы развития
Экономические особенности
1. Обладание Казахстаном чертами,
2. Сочетание уникальных запасов природных богатств с сильной структурной зависимостью от республик бывшего СССР.
3. Монополизм крупных
Политико-идеологические особенности
1. Политическая стабильность в государстве
2. Особенности Казахстанского
3. Информационная зависимость
Принимая во внимание особенности Казахстана и придерживаясь принципа многовекторности внешних связей, Президентом была сформулирована стратегия внешнеэкономических связей РК, изложенная в работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства" (1992 год) и дополненная затем в послании Президента Народу Казахстана - "Казахстан 2030" (1998 год).
Формирование концептуальной основы внешнеполитической деятельности Казахстана проходило в своем развитии несколько этапов:
I этап - декабрь 1991 - 1993 годы - формирование
международно-правовой базы
II этап - 1994 - 1996 годы Формирование
механизмов обеспечения
III этап - с 1996 г. по настоящее
время - разработка и утверждение
концепции, которая определяет
приоритеты и основные
Как отметил министр иностранных дел Республики Казахстан К.К.Токаев, с момента провозглашения Казахстана суверенным государством ".в основу казахстанской внешней политики были заложены такие характеристики, как сбалансированность и многовекторность, предполагающие прагматизм в выборе внешнеполитических партнеров, высокую степень маневренности, отсутствие прямой зависимости внешней политики Казахстана от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения коньюктуры мирового рынка".
Проводя самостоятельную внешнюю политику, Казахстан должен учитывать и второстепенные факторы. После развала Советского Союза произошли фундаментальные изменения в международных отношениях - нет политического и идеологоического противоборства двух социальных систем, стратегия и тактика мировой экономики предполагают развитие отношений между двумя различными странами в форме межгосударственной интеграции и сотрудничества. Казахстан сегодня является полноправным членом мирового сообщества, поэтому вполне понятна зависимость внутренней и внешней политики от тенденций развития человечества и, соответственно, тенденций международных отношений.
Интеграция на территории постсоветского пространства по сценарию, предложенным Н.А.Назарбаевым в проекте "Евразийский союз".
Один из вариантов возможной геостратегии Казахстана - зафиксировать и принять статус периферийной страны промышленно развитого "Севера", не претендовать на нечто большее, занять именно эту нишу в мирохозяйственных и мирополитических отношениях, извлекая выгоду и преимущества из промежуточного положения между промышленно развитым "Севером" и бедным "Югом".
Президент Казахстана Н. Назарбаев в представленном 30 сентября 1998 г. парламенту докладе "Об основных направлениях внешней политики РК" отметил, что за последние годы внешняя политика Казахстана успешно прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента нашей государственной политики.
Характеризуя итоги
На сегодняшний день суверенитет
Казахстана признали 120 государств мира.
Со 105 из них установлены
За семь лет независимого существования заключено более 800 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Созданы национальные кафедры, академия дипломатической службы, Университет мировых языков и международных отношений, инфраструктура для проведения эффективной дипломатии, впервые принят закон о дипломатической службе.
Республика присоединилась к 54 международным конвенциям, Пактам и Соглашениям, стала полноправным членом 72 международных организаций, в том числе ООН, организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирного банка, Азиатского банка развития, Международного банка развития и реконструкции, Всемирной организации здравоохранения, Юнеско и другим договорам.