Казахстан в мировом сообществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

Политика любого государства, Казахстана в частности, зависит от ряда факторов - политического, географического, демографического, социально-классового, национального, экономического, экологического, международного. Их соотношение и взаимовлияние напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику государства.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. С исторической даты - 16 декабря 1991 года, с момента принятия закона "О государственной независимости Республики Казахстан", началась современная история независимого Казахстана. В 1995 году по предложению Президента была принята новая Конституция, утверждающая Республику Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством. Высшими ценностями были признаны человек, его жизнь, права и свободы.

Работа содержит 1 файл

казахстан в мировом сообществе.docx

— 28.22 Кб (Скачать)

На сегодняшний  день в Казахстане не существует частной  собственности на землю. Введена  только частная собственность на садово-огородные и приусадебные участки, а также на землю, которая  нужна для технологической деятельности предприятий. Из 3,2 миллионов собственников  земельных участков и землепользователей в настоящее время акты на землю  имеют 2,4 миллиона или 75 %.

Это перечисление нужно для понимания процессов  структурной перестройки сельскохозяйственного  производства, которая осуществляется в государстве. Колхозно-совхозная  система была затратной и полностью  держалась на дотациях государства  и директивных кредитах. Реформирование земельных отношений на селе, как  бы болезненно они не проходили, это  веление времени и объективных  обстоятельств. В результате проводимых реформ начал появляться целый класс  средних земельных собственников. Если на 1 января 1991 года было всего 324 крестьянских (фермерских) хозяйств, то к 1 января 1998 года их число увеличилось до 51347.

Наибольшее число  фермерских хозяйств сосредоточено  в Южно-Казахстанской области - 11 тысяч (21% от их числа в целом по республике); Алматинской - 8,6 тыс. (17%); Восточно-Казахстанской - 5,5 тыс. (11%); Костанайской - 4,5 тыс. (9%) и Северо-Казахстанской - 4 тыс. (8%).

Крестьянским хозяйствам в постоянное пользование и аренду по состоянию на 1 января 1998 г. передано 27,2 млн. га сельскохозяйственных угодий (12% от всех сельхозугодий в республике) в том числе 4,1 млн. га (15%) пашни, более 0,8 млн. га (16%) сенокосов, 21 млн. га (12%) пастбищ, 5,6 тыс. га (4%) многолетних насаждений.

Средний размер земельного надела крестьянского хозяйства  в целом по республике составил 434 га.

Повсеместно создается  рыночная инфраструктура аграрного  сектора. На 1 мая 1998 года образовано 331 МТС, дополнительно создано 138 сельхоз  ассоциаций, 25 оптовых продовольственных  рынков, 13 служб маркетинга и т.д.

Что касается показателей  производимой сельскохозяйственной продукции, то в этом плане Казахстан находится  далеко позади развитых индустриальных стран мира.

Одним из показателей  стабильности развития экономики является торговля. По импорту республика приобретает  топливно-энергетические ресурсы и  минеральное сырье, средства транспорта, приборы и аппараты, химические товары, продовольственные товары, продовольственное  сырье, металлы и изделия из них. Продает Казахстан, в основном, полезные ископаемые.

Социальное развитие является одним из важнейших показателей  изменений в обществе по той простой  причине, что экономические показатели напрямую зависят от содержания и  характера социальной деятельности людей: уровня их культуры, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, социального обеспечения и т.п.

Система здравоохранения  в РК сочетает в себе государственный  и негосударственный секторы, многоканальность финансирования - бюджетные средства, страховая и платная медицина. Бюджет на нужды здравоохранения  в 1995 году выделял 6 млрд. тенге (99,8 млн. долл.), а в 1998 году - 47,8 млрд. тенге (597,5 млн. долл.). Таким образом, на каждого  представителя РК в год выделяется 2909 тенге (около 40 долларов).

Экономические проблемы для Казахстана стоят весьма остро, так как его территория является одной из самых уязвимых и неустойчивых ландшафтных областей континента. Достаточно сказать, что на сегодняшний день официально зарегистрировано 56875 источников выбросов загрязняющих веществ, из которых 39872 являются организованными источниками  выбросов. Разработан и поэтапно реализуется  Национальный план действий по охране окружающей среды. В качестве критериев  условно выделено три зоны: прикаспийская (предотвращение загрязнений от разработки месторождений нефти); восточная (устранение загрязнений рек Нуры и Иртыша); Южная (водообеспечение населения и сельского хозяйства, предотвращение опустынивания южных районов страны).

В 1997 году капитальные  вложения на мероприятия по охране природы и рациональное использование  природных ресурсов составили 4459,5 млн. тенге, что в 15 раз больше, нежели в 1994 году (146,3 млн. тенге).

Исходя из всего  вышесказанного, можно выделить ряд  особенностей Казахстана, которые влияют на его внешнеполитический курс и  определяют его место в нем. 

Геополитические особенности

1. На хождение Казахстана в  центре Евразии.

2. Гипертерриториальность Казахстана.

3. Отсутствие прямого доступа  к мировому океану.

4. Географическое расположение  Казахстана между двумя супердержавами.

Этно-демографические особенности

1. Этнический состав Казахстана, отсутствие численно доминирующего  этноса.

2. Перспективы развития казахского  этноса как носителя государственности

Экономические особенности

1. Обладание Казахстаном чертами,  как развитой страны, так и  развивающейся.

2. Сочетание уникальных запасов  природных богатств с сильной структурной зависимостью от республик бывшего СССР.

3. Монополизм крупных промышленных  предприятий.

Политико-идеологические особенности

1. Политическая стабильность в  государстве

2. Особенности Казахстанского менталитета,  межкультурная и межэтническая  толерантность.

3. Информационная зависимость Казахстана.

Принимая во внимание особенности Казахстана и придерживаясь принципа многовекторности внешних связей, Президентом была сформулирована стратегия внешнеэкономических связей РК, изложенная в работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства" (1992 год) и дополненная затем в послании Президента Народу Казахстана - "Казахстан 2030" (1998 год).

Формирование концептуальной основы внешнеполитической деятельности Казахстана проходило в своем развитии несколько  этапов:

I этап - декабрь 1991 - 1993 годы - формирование  международно-правовой базы сотрудничества  с другими странами, как на  двусторонней основе, так и в  рамках международных форумов;

II этап - 1994 - 1996 годы Формирование  механизмов обеспечения стратегических  национальных интересов за рубежом.

III этап - с 1996 г. по настоящее  время - разработка и утверждение  концепции, которая определяет  приоритеты и основные направления  внешней политики.

Как отметил министр иностранных  дел Республики Казахстан К.К.Токаев, с момента провозглашения Казахстана суверенным государством ".в основу казахстанской внешней политики были заложены такие характеристики, как сбалансированность и многовекторность, предполагающие прагматизм в выборе внешнеполитических партнеров, высокую степень маневренности, отсутствие прямой зависимости внешней политики Казахстана от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения коньюктуры мирового рынка".

Проводя самостоятельную внешнюю  политику, Казахстан должен учитывать  и второстепенные факторы. После  развала Советского Союза произошли  фундаментальные изменения в  международных отношениях - нет политического  и идеологоического противоборства двух социальных систем, стратегия и тактика мировой экономики предполагают развитие отношений между двумя различными странами в форме межгосударственной интеграции и сотрудничества. Казахстан сегодня является полноправным членом мирового сообщества, поэтому вполне понятна зависимость внутренней и внешней политики от тенденций развития человечества и, соответственно, тенденций международных отношений.

Интеграция на территории постсоветского пространства по сценарию, предложенным Н.А.Назарбаевым в проекте "Евразийский  союз".

Один из вариантов возможной  геостратегии Казахстана - зафиксировать и принять статус периферийной страны промышленно развитого "Севера", не претендовать на нечто большее, занять именно эту нишу в мирохозяйственных и мирополитических отношениях, извлекая выгоду и преимущества из промежуточного положения между промышленно развитым "Севером" и бедным "Югом".

Президент Казахстана Н. Назарбаев  в представленном 30 сентября 1998 г. парламенту докладе "Об основных направлениях внешней политики РК" отметил, что  за последние годы внешняя политика Казахстана успешно прошла стадию становления  и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента нашей государственной  политики.

Характеризуя итоги внешнеполитической деятельности, можно привести следующие  данные:

На сегодняшний день суверенитет  Казахстана признали 120 государств мира. Со 105 из них установлены дипломатические  отношения. За рубежом открыто 29 посольств  Казахстана, четыре дипломатические  миссии, два генеральных консульства  и шесть консульств. В Казахстане присутствуют 40 иностранных посольств  и миссий, 16 представительств международных  и национальных организаций.

За семь лет независимого существования  заключено более 800 межгосударственных и межправительственных договоров  и соглашений. Созданы национальные кафедры, академия дипломатической  службы, Университет мировых языков и международных отношений, инфраструктура для проведения эффективной дипломатии, впервые принят закон о дипломатической  службе.

Республика присоединилась к 54 международным  конвенциям, Пактам и Соглашениям, стала  полноправным членом 72 международных  организаций, в том числе ООН, организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирного банка, Азиатского банка развития, Международного банка развития и реконструкции, Всемирной организации здравоохранения, Юнеско и другим договорам.


Информация о работе Казахстан в мировом сообществе