Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:30, реферат
Политика любого государства, Казахстана в частности, зависит от ряда факторов - политического, географического, демографического, социально-классового, национального, экономического, экологического, международного. Их соотношение и взаимовлияние напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику государства.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. С исторической даты - 16 декабря 1991 года, с момента принятия закона "О государственной независимости Республики Казахстан", началась современная история независимого Казахстана. В 1995 году по предложению Президента была принята новая Конституция, утверждающая Республику Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством. Высшими ценностями были признаны человек, его жизнь, права и свободы.
Подготовила: Абдрахметова А. 11 «Б»
Казахстан в мировом сообществе.
Политика любого государства, Казахстана в частности, зависит от ряда факторов - политического, географического, демографического, социально-классового, национального, экономического, экологического, международного. Их соотношение и взаимовлияние напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику государства.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. С исторической даты - 16 декабря 1991 года, с момента принятия закона "О государственной независимости Республики Казахстан", началась современная история независимого Казахстана. В 1995 году по предложению Президента была принята новая Конституция, утверждающая Республику Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством. Высшими ценностями были признаны человек, его жизнь, права и свободы.
В настоящее время
в РК в основном завершено конституционное
строительство, создан устойчивый институт
сильной государственной
В целях создания
более экономической системы управления
административно-
Сейчас в республике - 14 областей, 160 районов, 84 города, в том числе города республиканского и областного значения, 195 поселков, 2150 аульных (сельских) округов.
Среди 180 государств -членов Организации Объединенных Наций, Республика Казахстан по территории (2724,9 тыс. кв. км.) занимает 9-е место в мире, соответственно после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины.
На территории Республики Казахстан могут разместиться Франция, Португалия, Норвегия и Финляндия вместе взятые.
Протяженность границ по суше - 15 тыс. км., из них около 8 тыс. - с Россией, около 5 тыс. - с государствами Средней Азии и около 2 тыс. - с Китаем. Протяженность водных границ составляет 1,5 тыс. км. Таким образом, общая протяженность границы РК составляет 6,5 тыс. км.
Казахстан по праву
считается срединной
На сегодняшний день в Республике Казахстан проживает два крупнейших этноса: казахский и русский; каждая из других национальностей составляет не более 5% от общего числа населения.
Значительная часть казахов оказалась, в свое время, за пределами республики: в Китае - более миллиона человек, в России - 800 тыс., многочисленны диаспоры в Турции, Германии, Австралии.
Среди двух тысяч
этносов, казахи по общей численности
занимают 70-е место. По европейским
стандартам они по численности догнали
болгар и мадьяр, сравнялись с греками
и португальцами. "Средний" вариант
демографического потенциала казахов,
который будет исчерпан к концу
следующего XXI века, составляет без
малого 30 миллионов человек, или
почти в два раза больше, чем
современное население
Формирование межнациональной структуры населения Казахстана проходило в несколько этапов.
Присоединение Казахстана к России; образование Уральского, Сибирского и Семиреченского казачества. В ходе крестьянского переселения из России, Украины, Белоруссии прибыло более 1 млн. 150тыс. человек.
Развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Только в первые годы советской власти в Казахстан прибыло более 250 тыс. человек.
Депортация народов. Миграционная политика НКВД, когда Казахстан превратился в место ссылки и спецпоселений. В республику в разные годы было депортировано около 800 тысяч немцев, 18,5 тысяч корейских семей, 102 тысячи поляков, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. Кроме того, в Казахстан были сосланы крымские татары, греки, турки, калмыки. 1 млн. 200 тысяч человек было переселено в предвоенные годы из европейской части СССР.
Военные и послевоенные годы. В годы Великой Отечественной войны закрытые военные объекты Казахстана приняли 150 тысяч человек. На освоение целины прибыло 1.5 млн. человек.
Коренное население республики - казахи. Казахи преобладают в следующих областях: Атырауской, Кзыл-ординский, Запаздно-Казахстанской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Семипалатинской, Мангистауской; наименьший их удельный вес в Северо-Казахстанской, Кустанайской и Карагандинской областях (12-17%) . Регионами преимущественного проживания казахов являются: Кзыл-ординская (92%), Атырауская (83,2%), Актюбинская (61%), Мангистауская (61%), Южно-Казахстанская (61%).
В Казахстане живут народы самого разного демографического возраста. Средний медианный возраст казахов 22 года (русских - 45), среднеарифметический - 25 лет (русских - 50 лет). Численность населения - 15,8 млн. человек; прирост 3% в год; плотность населения - 6 человек 1 кв. км.
В 90-е годы, в связи с образованием на постсоветском пространстве суверенных государств и, соответственно, усилением миграционных процессов, происходит значительное изменение в этническом составе населения республики, прежде всего в численности крупнейших этносов.
Прогноз этнодемографических процессов в отношении численности казахского и русского населения выглядит следующим образом.
Увеличение численности
казахского населения происходит за
счет высокой рождаемости и
Уменьшение численности русского населения происходит из-за более низкой рождаемости, естественного прироста, высокой смертности и миграционного оттока.
Одним из основополагающих
положений общенациональной модернизации
Казахстана является конституционно-правовое
обеспечение этнокультурного и
этнолингвистического плюрализма. Практическим
шагом в его реализации стало
образование в марте 1995 года ассамблеи
народа Казахстана как консультативно-
Деятельность Ассамблеи
вносит огромный вклад в сохранение
и укрепление межнационального единства
и согласия, в возрождение и
развитие культуры народов Казахстана.
Проведение национальных праздников,
фестивалей; организация культурно-
Современная национальная
структура Казахстанского общества
весьма сложная: номенклатурная бюрократия
и рядовое чиновничество, профессиональные
политики, промышленники, администраторы,
квалифицированные и
Составными элементами экономического фактора являются: либерализация экономики, приватизация, налогообложение, кредитование, индексация.
Казахстан считается самообеспеченным государством в плане топливно-энергитических ресурсов. Разведано более 160 месторождений с общими извлекаемыми запасами около 2,8 млрд. тонн нефти и конденсата и 1,7 трлн. куб. м. газа. Прогнозируемые запасы нефти и конденсата оцениваются более чем в 13 млрд. тонн, а газа - свыше 6 трлн. куб. м. Выявлено более 400 месторождений угля. Крупнейшие месторождение сосредоточено в Карагандинском бассейне - 52,2 млрд. т. общих запасов, 13,9 млрд. т. балансовых запасов, 3,9 млрд. т. коксующихся углей; Тургайский бассейн - 6,7 млрд. т.; Майкубайский - 5 млрд. т.
На территории Казахстана сосредоточены большие запасы железных руд, на базе крупнейшего месторождения которых (более 2,5 млрд. т.) функционирует Соколово-Сарбайский комбинат.
С 1992 года, когда все залежи полезных ископаемых были объявлены исключительной собственностью государства, было введено жесткое лицензирование на экспорт сырья и продуктов нефтяной переработки.
Что касается цветных
металлов, то на долю Казахстана приходится
98% запасов хромитов, 82% - баритов, 64%
- фосфоритов, 53% - вольфрама, 38% - свинца,
28% молибдена, 28% - меди и 22% запасов бокситов,
которыми располагают страны СНГ. Потребности
же Казахстана с учетом структуры
его хозяйства и объема перерабатывающих
мощностей значительно меньше. Следовательно,
есть предпосылки продавать
Одним из стратегических направлений реформирования экономики является привлечение иностранных инвестиций, развитие совместных предприятий. Президент Казахстана Н.Назарбаев особо подчеркивает, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли".
Казахстаном заключен целый ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций; инвестиционный процесс в государстве регулируется свыше 20 законодательными и нормативными актами.
Принимая во внимание значительность привлечения в экономику крупномасштабных инвестиций, Указам Президента Был создан Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям. 30 июня 1998 года был создан Совет иностранных инвесторов при Президенте РК.
Эти меры способствовали притоку иностранных инвестиций в Казахстанскую экономику. Если в 1994 году инвестиции в основной капитал Республики составили 80,9 млрд. тенге (2,26 млрд. долларов), то на начало 1998 года их стало 114,9 млрд. тенге (2,5 млрд. долларов). За шесть месяцев 1998 года освоение инвестиций в республике составило 65,9 млрд. тенге (869,6 млн. долларов).
Экономику Казахстана инвестируют около 40 стран. Общий объем инвестиций за 1993-1998 годы превысил 7 млрд. долларов США.
Как общеизвестно, наиболее эффективными инвестициями являются прямые инвестиции в создание совместных предприятий со смешанным отечественным и зарубежным капиталом (СП) и предприятий с чисто иностранным капиталом (ИП).
Если в 1990 году их было всего 15, в 1996 году - 995, то в 1997 году - 1227, в том числе СП - 732,ИП - 392. В образовании совместных предприятий приняло участие 74 страны мира, в том числе 11 стран, входивших ранее в состав СССР.
По привлечению
прямых иностранных инвестиций в 1997
году Казахстан отнесен
Все перечисленные показатели были бы невозможны без проведения целенаправленной политики приватизации государственной собственности, что сделало экономику более открытой путем структурных изменений.
В 1991-98 годы в Республике были осуществлены три программы разгосударствления и приватизации.
Целью I этапа (1991-92 годы) была продажа объектов торговли и сферы услуг, а также передача государственной собственности трудовым коллективам предприятий. На II этапе (1993-95 годы) осуществлялась помимо малой, массовая приватизация по индивидуальным проектам и приватизация агропромышленного сектора. Третий этап предполагает достижение и закрепление преобладания частного сектора в экономике РК.
Цели, намеченные в вышеуказанных программах, в основном достигнуты. Если до 1991 года государственная собственность составляла более 90 %, то к настоящему времени частный сектор экономики по республике составляет 80 %. С 1991 по 1997 год на аукционах было продано более 17070 объектов.
В послании Президента страны народу Казахстана "Казахстан 2030" поставлена задача завершить процесс приватизации, включая объекты недвижимости и агропромышленный комплекс.
Приватизация напрямую связана с развитием малого и среднего бизнеса. Только в 1997 году было принято 4 закона, 2 Указа Президента, 9 постановлений Правительства, распоряжение Премьер-министра, 7 нормативных актов министерств и ведомств в защиту предпринимательства.
Что касается количественных показателей, то если в 1994 году в республике насчитывалось 11464 малых предприятия, то на начало 1998 года их число увеличилось до 112500. Разработана и осуществляется выдача микрокредитов. К середине 1998 года было выдано 1638 микрокредитов на сумму 50 млн. тенге, что обеспечило занятость более 2620 человек.
Из общих земельных площадей - 2724 тыс. кв. км., 222,7 млн. га (82 %) составляют сельскохозяйственные угодья, в том числе: пшеницы - 35 млн. га, естественных кормовых угодий - 182 млн. га. Площадь земель регулярного орошения составляет 21,6 млн. га. Общая площадь водного фонда - 0,9 млн. га. По площади сенокосов и пастбищ Казахстан занимает 4 место в мире, по площади пашни - 60-е место.