Католическая модель социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

Главным принципом католической модели является вспомогательность. В христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближние должны помогать друг другу. В затруднении человек обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор.

Работа содержит 1 файл

польша.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТОЛИЧЕСКОЙ (ЛАТИНСКОЙ) МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Главным принципом католической модели является вспомогательность. В  христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближние должны помогать друг другу. В затруднении человек обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор.

В основу социального  учения католицизма была положена теория «естественного права», из которой  выводилось право частной собственности. Церковь пропагандирует такие принципы, как принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип «общего блага» (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по-разному истолковывается католическими авторами); принцип вспомоществования, означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам. Эти общие абстрактные принципы в церковных документах и работах католических авторов наполнялись конкретным содержанием.

Рассмотрим католическую (латинскую) модель социальной политики на примере Польской Республики.

 

  1. СЕМЬЯ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ

Средняя статистическая польская семья имеет 1,5 ребенка, число, близкое к европейским странам, несмотря на сильные возражения католической церкви против контрацепции. Рождаемость падает, так как новая рыночная экономика оставляет людям меньше времени, чтобы быть с семьей.

У поляков совершеннолетие  наступает в 18 лет, после чего они  получают право голоса и право  легально пить. Нередко пенсионеры живут со своими женатыми детьми, чтобы помочь им по дому и с детьми, так как большинству пожилых людей требуется материальная помощь от своих детей, поскольку государственная пенсия всего около 150 долларов в месяц недостаточна для нормальной жизни. Домов престарелых очень мало, и люди, не имеющие членов семьи, способных им помочь материально, с трудом сводят концы с концами. Старшее поколение пользуется уважением в польском обществе.

Определяя роль государства  в сфере социальной политики, польские теоретики и практики говорят о формировании новой модели этой политики, которая, с одной стороны, не может игнорировать многие организационные формы, функционировавшие в условиях реального социализма (например, общественные фонды потребления, социальную деятельность предприятий и т.д.) , а с другой - должна учитывать организационные и структурные изменения рыночного характера. Сегодня в Польше общепризнанно, что предпосылкой создания основ многоуровневой социальной деятельности на этапе трансформации является возрождение местного самоуправления, основанного на общественной инициативе, активизирующего семью и личность, добровольческие организации, группы взаимопомощи. В новой модели социальной политики именно они должны быть партнерами как государственной администрации, так и местного самоуправления в обеспечении и распределении средств для деятельности организаций, оказывающих общественные услуги.

 

 

  1. ЗАНЯТОСТЬ В ПОЛЬШЕ

Безработица, которая  в 1989, по официальным данным, составляла менее 1% (7,3% в 1950), выросла до 13,7% в 1996. Значительное расширение частного сектора привело к снижению этого показателя до 9,6% в 1998. В индустриальных и урбанизированных районах Силезии, Варшавы и Лодзи уровень безработицы значительно ниже, чем в менее развитых сельских районах; так, в 1992 в Варшавском районе он не превышал 5%, а в северо-восточной части страны составлял 21%.

По оценкам 1996, трудовые ресурсы Польши составляли 22 млн. человек, или 57% населения. В 1996 частный сектор насчитывал более 65% всех занятых. Рабочая сила в Польше – одна из самых молодых в Европе: около 60% занятых имеют возраст до 40 лет. Из общего числа занятых у 11% высшее, у 66% – среднее образование. В конце 1995 в сельском хозяйстве было 26,5% всех занятых, в промышленности – 25% (3,5% в пищевой, 2,5% – в горнодобывающей, 5,2% – в машиностроении), 12,7% – в торговле, 5,7% – в строительстве и 5% – на транспорте.

Парадокс польского  рынка труда в том, что, несмотря на рост безработицы, многие вакансии остаются открытыми. Требуются не только специалисты рабочих профессий. Из-за кризиса к претендентам предъявляют все более высокие требования. Уже недостаточно высокой квалификации, требуется умение работать в команде, хорошие коммуникационные и организационные навыки, внимание к клиентам и инициативность. 

Востребованные профессии в Польше:

В Польше требуются работники  для ухода за лицами пожилого возраста, медсестры, врачи, особенно дантисты. Востребованы строительные рабочие для прокладки дорог и строительства домов. Перечень рабочих специальностей достаточно широк: от штукатуров, каменщиков и плотников до слесарей, токарей и фрезеровщиков. Есть острая нужда в кассирах, упаковщиках товаров и даже в бухгалтерах.

Польша заинтересована также в хороших спортсменах  и тренерах. Снято ограничение на преподавателей иностранных языков, быть носителями языка они не должны.

Уровень безработицы  в Польше в марте 2004 года составил 20,5%. В абсолютных цифрах в Польше сейчас зарегистрировано более 3265 тысяч безработных. Уровень безработицы в Польше значительно выше, чем в соседних странах.

По данным экспертов, ежегодно на польский рынок труда  вливается около 600 тысяч молодых  поляков.

Польская экономика  считается одной из самых успешных экономик переходного периода, где  ВВП на душу населения в 2005 году был на 50% больше уровня 90-х годов. С другой стороны, согласно региональному исследованию бедности, проведенному Всемирным Банком в 2005 году, Польша является одной из двух стран в регионе Европы и СНГ, где уровень абсолютной бедности рос за последние годы.

Тенденции сужения рынка  работы в Польше могут иметь прямое отношение к этому, поскольку  уровень безработицы в Польше был одним из самых высоких  в Европе с середины 90-х годов. Улучшения в сфере бедности и социальной интеграции едва ли возможны, если ситуация с безработицей не будет решена.

Общий уровень зарегистрированной безработицы в Польше был в  районе 18-20%, начиная с 2001 года. Это  примерно в два раза выше среднеевропейского уровня. Кроме того, скрытая безработица (в основном в сельской местности) оценивается примерно в 1 миллион человек, а число лиц, занятых на неофициальной, временной работе, оценивается немногим менее одного миллиона человек.

Тенденции сужения рынка  работы особенно неблагоприятны для  женщин и молодежи. Длительная безработица (лица, оставшиеся без работы по меньшей мере 12 месяцев) также очень значительна и составляет более 50% всей безработицы. Неудивительно, что уровень занятости в Польше довольно низкий: всего лишь 51,5% в 2003, что на много ниже среднего уровня ЕС15, где занятость составляет 64% и США с 71% занятости.

Согласно переписи населения  Польши 2002 года, работа была основным источником дохода для примерно 12,4 миллиона польских работников (из 16 миллионов от общего числа людей в возрасте 15-64). Примерно 10,7 миллиона человек указали на пенсии, пособия по нетрудоспособности и другие пособия в качестве их основного источника дохода; в то же время 14,5 миллиона человек (9 миллионов из них младше 15 лет) были на иждивении других работавших. Данные цифры говорят о том, что в среднем один польский работающий должен содержать двух неработающих поляков. Нагрузка на польскую систему социального страхования из-за такого соотношения работающих и неработающих замедляет экономический рост в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной - может стать препятствием экономического роста.

 

  1. СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ

Началом отсчёта формирования польского страхового рынка можно  считать принятие Сеймом закона «О страховании» в 1990году. В 1995году в этот законе были внесены поправки для  согласования с положениями, которые действуют на территории Европейского союза. А в 2004 году в действие вступил новый закон, который завершил приведение национальной страховой структуры в соответствие с системой Евросоюза.

Разрешённой формой страховой  деятельности являются общества взаимного страхования и акционерные общества. Такие общества должны предоставлять услуги по любым видам страхования и не имеют права заниматься какой-либо другой экономической деятельностью.

Любая компания, занимающаяся страхованием на территории страны, должна являться членом Польской Страховой Палаты, а те, которые специализируются на ОСАГО, ещё и обязана быть участником Стразового гарантийного Фонда. Контроль над такими компаниями проводится Комиссией Финансового контроля.

Взносы за медицинское страхование в Польше обязательны со всех лиц, которые имеют постоянную работу, вне зависимости от того, гражданином какой страны является работник. Такие взносы обязан платить работодатель. При обращении в медицинское учреждение, пациент предъявляет страховой полис.

Структура польского  страхового рынка сильно консолидирована, более чем 65% рынка принадлежит  пяти страховым компаниям. Подобная консолидация происходит , в основном, из-за того, что сама крупнейшая компания PZU (бывший Госстрах) владеет 39% страхования жизни и 47% рисковых страхов. Но постепенно доля этой компании в общем рынке страхования уменьшается. Увеличивается в страховом рынке и доля иностранного, в основном немецкого, капитала.

Рост страхового рынка  Польши на протяжении 10 лет опережает рост польской экономики, приращивая ежегодно по 10%. При этом перспективы роста остаются такими же высокими.

Согласно Закону о  социальном страховании от 13 октября 1998 года, предусматривается принцип  равенства всех застрахованных, невзирая на их национальную принадлежность. Все, кто имеет постоянную работу в Польше, то есть работает на основании трудового договора или договора-поручения, подлежит страхованию Национальным фондом здравоохранения (NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia).

Работодатель обязан уплачивать взносы на социальное страхование за всех работников в период действия трудового договора до момента его расторжения или прекращения срока действия. После расторжения трудового договора страхованием занимается Управление социального страхования (Zaklad Ubiezpieczen Spolecznych).

 

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛЬШЕ

В Польше существую следующие  виды социальной помощи:

• помощь инвалидам и больным;

• помощь малоимущим;

• помощь престарелым;

• помощь лицам, находящимся в зависимости (напр. алкогольной, наркотической) и их близким;

• содержание и поддержка детских  домов, приемных семей, оказание услуг  по усыновлению, помощь сиротам или другие социальные услуги, адресованные детям и молодежи;

• организованное распределение вещественных даров, одежды, продуктов питания и финансовой поддержки;

• содержание приютов для бездомных, либо помощь им иным способом;

• помощь жертвам стихийных бедствий;

• помощь беженцам;

Организационная структура социальной защиты:

Соотношение финансирования сферы социального обслуживания из государственного бюджета и из местных бюджетов является сегодня  одним из важных показателей передачи на места прав и обязанностей по развитию сферы социального обслуживания населения. Хотя расходы местных органов власти на эти цели (за счет собственных средств) не являются преобладающими, тем не менее они составляют уже почти 50% совокупного финансирования сферы культуры, почти 20% - просвещения, воспитания и здравоохранения, почти 22% - сферы социальной опеки. Однако это не отражает реальный финансовый поток, проходящий через органы власти на местах. Так, например, основная часть средств, выделяемых государством на борьбу с безработицей и ее последствиями, проходит через местные органы по трудоустройству, выплачивающие пособия по безработице и осуществляющие профессиональную переподготовку. Вопреки возможностям и провозглашенным намерениям, социальная составляющая расходов государственного бюджета увеличивается. Основная часть социальной работы спускается на низший местный уровень - гмину. В большинстве органов местного самоуправления созданы центры социальной помощи, ведется подготовка работников социальной службы, в том числе и на основе использования западного опыта и помощи. На уровне гмины осуществляется также сотрудничество с другими учреждениями и общественными организациями, в том числе с церковными органами различных конфессий, с хозяйственными организациями с целью изучения реальной социальной обстановки и более эффективной помощи нуждающимся. В соответствии с законом «О социальной помощи» на основе предварительно заключенного с вышеперечисленными организациями соглашения гмина берет на себя финансирование конкретных мероприятий.

В функции гминных  органов входит содержание домов  социальной помощи и центров опеки (имеющих местное значение), а также направление туда лиц, нуждающихся в этом, назначение и выплата целевых пособий, предоставление вещественной помощи, обеспечение питанием, одеждой и ночлегом лиц, нуждающихся в этом, организация и финансирование погребения, предоставление помощи лицам для обретения экономической самостоятельности и др.

В задачи гмины входят: начисление и выплата текущих  пособий, а также надбавок к ним; начисление и выплата временных  пособий; начисление и выплата целевых пособий в связи со стихийными или экологическими бедствиями; обеспечение реализации правительственных программ социальной помощи, направленных на защиту уровня жизни отдельных лиц и семей. Для лиц, на которых не распространяется действие социального страхования и пенсионного обеспечения, предусматривается предоставление финансовой помощи на лечение и на приобретение лекарств, а также протезно-ортопедических средств. Кроме того, местные органы власти организуют консультационную помощь по социальным, правовым и психологическим вопросам. Физическим лицам (семьям) может предоставляться также помощь в решении их вопросов в органах власти, а также решении их бытовых проблем и помощь в поддержании контактов с внешним миром.

По новому закону важным направлением деятельности местных органов стала помощь в обеспечении экономической самостоятельности физических лиц (семей). Порядок и принципы ее предоставления определяются особыми распоряжениями министерства труда и социальной политики. Подобная помощь может оказываться в натуральной или в денежной форме. Помощь в натуральной форме состоит в предоставлении оборудования и инструментов, позволяющих организовать собственное рабочее место, в том числе и для инвалидов. Помощь в денежной форме может предоставляться в виде единовременного целевого пособия или беспроцентного займа. Заем может быть полностью или частично списан, если это обеспечит более быстрое достижение целей социальной помощи.

Текущее пособие предоставляется лицам, нетрудоспособным по возрасту или инвалидности, в связи с воспитанием ребенка, нуждающегося в постоянной опеке или уходе, лицам, которые не могут работать из-за инвалидности, полученной до достижения ими 18 лет (независимо от материального положения этого лица). Величина текущего пособия составляет 28% той средней заработной платы, которая является основной для начисления и пересчета пенсий и текущих пособий, а также разницы между доходом на одного члена семьи и минимальной пенсией.

Временное пособие предоставляется лицам (семьям) в том случае, если их доход (или на одного члена семьи) не превышает минимальной пенсии или если их доход и денежные ресурсы, находящиеся в их распоряжении, недостаточны для удовлетворения насущных потребностей, возникающих в связи с длительной болезнью, инвалидностью, невозможностью работать, отсутствием права на получение соответствующего семейного пособия, а также в других обоснованных законом случаях. Органы местной власти определяют срок, на который предоставляется временное пособие, а его размер также составляет 28% от средней заработной платы.

Информация о работе Католическая модель социальной политики