Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. Она имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке
Введение 2
Глава I 4
Биография Карла Маркса 4
1.1 Жизнь ученого и революционера 6
1.2 Политическая экономия 7
1.3 Материалистическая диалектика (диалектический материализм) 9
1.4 Материалистическое понимание истории (исторический материализм) 10
1.5 Социально-политическая доктрина («научный коммунизм») 11
1.6 Судьба идейного наследия Маркса 12
Глава II 14
Социология Карла Маркса 14
2.1. Анализ К. Марксом общества 14
2.2 Социология классов и классовой борьбы 20
2.3 Закон народонаселения Маркса 22
2.4 Понятие марксистской социологии 23
2.5 Диалектический материализм и социология 28
2.6 Социология познания 32
Заключение 34
Список литературы 38
Закон народонаселения Маркса — специфический экономический закон, сформулированный Карлом Марксом. Заключается в следующем. Наличие избытка рабочих рук и невозможность поглощения промышленностью больших масс населения не являются следствием той или иной абстрактной численности рабочего населения, а обусловливаются масштабами капиталистического накопления и циклическим характером капиталистического производства.
По мере развития производства рабочее население делает себя относительно избыточным, производя дополнительный капитал. Рост численности населения, по мнению Маркса, противостоит регрессу и уничтожению. Он также считает, что есть социальные, а не природные ограничители роста населения.
Капиталистическое перенаселение:
население,
не участвующее в производстве (никогда
не бывает избыточным, всегда необходимо
для потребления
безработные
(имеют потребности, но не средства
их удовлетворения, обуза, их становится
больше благодаря влиянию научно-
Решение проблемы Маркс видит в изменении способа производства, отказе от погони за экономической эффективностью и прибылью как главными целями деятельности.[7]
В настоящее
время социология марксизма подвергается
основательной и порой
Социология марксизма — это теория социального
развития общества, созданная К. Марксом
и Ф. Энгельсом в середине — второй половине
XIX века. Ее место и роль в истории социологической
мысли определяются тем, что функционирование
общества, сознание и поведение живущих
в нем людей анализируются, прежде всего,
через призму материальных условий их
жизни, через противоречия и конфликты
в реально существующем способе производства[6].
Это, прежде всего материалистическое
понимание истории, выработанное на основе
исследования реального содержания исторического
процесса, его объективных закономерностей.
Следует, прежде всего, отметить две принципиальные
концепции.
1. Идеи рассматриваются в контексте социокультурных
ценностей того времени и пространства,
где и когда они жили. Поэтому неправомерно
отождествлять их воззрения с ленинизмом,
сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д.,
где используются авторитет и отдельно
взятые идеи марксизма как средство привести
в жизнь политические идеи самого разного
толка. Словом, есть социология марксизма
и множество постмарксистских течений,
школ, которые называются марксистскими.
2. Маркс и Энгельс одними из первых стали
использовать эмпирические социологические
исследования в своих теоретических работах
— “Анкета для рабочих”, “Положение
рабочего класса в Англии” и др.
На становление социологии марксизма
в той или иной степени оказали влияние
диалектика Гегеля, а также политико-экономические
и социологические воззрения таких мыслителей
предшествующего периода, как А. Смит,
Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное
диалектико-материалистическое понимание
истории дает свое объяснение материалистических
основ жизни общества, характера взаимодействия
его основных сторон, объективной направленности
его развития и роли сознательной деятельности
людей в историческом процессе.
Марксистская социология остается одной
из наиболее влиятельных в настоящее время.
Она противостоит многим классическим
и современным социологическим теориям.
Исторический материализм привел к появлению
множества различных объяснительных версий
исторического процесса, к формированию
значительной совокупности достаточно
плодотворных исследовательских программ.
Многие из них демонстрируют всевозрастающие
возможности в понимании социальных феноменов.
В своей претензии описывать социальную
жизнь как тотальность марксизма, видимо,
не имеет себе равных и в конце XX столетия.
Вникая в ближайшие причины, положившие
начало разработке социологии в так называемом
материалистическом направлении, мы можем
разделить их на две категории: 1) причины
общего и необходимого характера и 2) причины
частичные, более случайные.
К разряду первых следует отнести следующие
три благоприятные условия:
1. Высокая степень развития, достигнутая
экономическими отношениями за последнее
столетие, и значение, которое они приобрели
во всех областях общественной жизни.
Расцвет этот совпал с заметным упадком
таких господствующих прежде факторов
эволюции, как религия и метафизическое
учение, а также с крайней специализацией
научных исследований. Не будучи объединены
соответствующей философией, отдельные
науки не могли открыто притязать на роль
верховных руководительниц общественного
прогресса; они влияли и действовали только,
так сказать, за кулисами истории.
2. Глубокие, хотя на первый, поверхностный
взгляд и незаметные перемены, происшедшие
в основных нравственных началах, в этических
обобщениях, от новых, установившихся
между людьми отношений, смутно выразившихся,
например, в известной трехчленной формуле
французской революции: свобода, равенство,
братство. Этический процесс резко сказался
в падении прежних, христианских, аскетических
идеалов бедности, воздержания, лишений
всякого рода и в замене их противоположными
идеалами материалистического довольства,
земного блаженства и счастья.
3. Быстрые успехи как наук о явлениях мира
неорганического и органического, наиболее
тесно связанных с экономической деятельностью
человека, так и техники, основанной на
этих отраслях знаний. Ускоренный и могучий
рост этот выгодно контрастировал в течение
всего XIX столетия с отсталостью наук о
явлениях сверхорганического мира - самой
социологии и производной от нее психологии.
Такое положение вещей, в силу общего закона
соотношения между развитием специальных
наук и эволюцией философии, не могло не
отразиться и на господствующих мировоззрениях.
Действительно, свое внутреннее обоснование
современная философия, как в позитивизме,
так в эволюционизме и неокритицизме и
даже в учениях левого крыла гегельянства
(не забудем, что из него вышли Герцен,
Бакунин, Прудон и др.) получила от ряда
более совершенных, так называемых естественных
наук. В новейших философских системах,
имевших влияние на массу умов, ясно чувствуется
материалистическая или сенсуалистическая
односторонность (соответствующая господству
наук физико-химических и биологических).
Идеализм, в строгом смысле слова, пользовался
успехом лишь в небольших кружках; и успех
его был преходящий, непрочный. Вообще,
за исключением первой трети столетия,
да и то только в Германии, идеализм в XIX
веке был не глубок; он легко вырождался
в спиритуализм, в мистицизм и играл роль,
хотя бы, например, в России, временной
реакции против крайних увлечений противоположными
взглядами.
Если же принять во внимание, что на общий
характер практической деятельности человека
непосредственно влияет не специальное
знание, а выразительница его, философия,
то нельзя удивляться тому, что деятельность
эта расположила умы к восприятию и усвоению
социологических теорий преимущественно
материалистического и сенсуалистического
характера. Теми же влияниями объясняются
и первоначальное смешение социологии
с политической экономией (которая, кстати
сказать, дала марксизму, чуть ли не две
трети его содержания), и относительный
успех биологической, антропогеографической
и, в особенности, этнологической школ
в социологии. Учение Маркса явилось логическим
заключением всего предыдущего развития,
выводом из совокупности распространенных
в его время научных истин и заблуждений.
Таким образом, вопрос о внутренней ценности
экономического материализма неизбежно
превращается в вопрос о ценности его
теоретических, философских и социологических
предпосылок.
Частные и уже более случайные причины,
обусловившие сильный и быстрый рост экономического
материализма, весьма многочисленны.
В своих ранних работах Маркс проявлял
интерес к понятию отчуждения; эта тема
в том или ином контексте проходит и через
многие его последующие работы. Маркс
широко известен своими взглядами на связь
между экономической жизнью и другими
социальными институтами. В основе его
интересов лежал, прежде всего, анализ
жизнедеятельности обществ, организованных
в социальные классы. Теория социального
изменения находит у Маркса выражение
в теории классовой борьбы, которая выступает,
по его утверждению, "двигателем истории";
эта идея настолько глубоко пронизывает
творчество Маркса, что марксистскую теорию
в западной социологии именуют иногда
просто "теорией конфликта".
Принципиальный
вопрос, имеющий для социологии первостепенное
значение, — это вопрос о взаимодействии
материальных и духовных ценностей
в жизни общества.
Маркс выдвинул и обосновал ту независимую
переменную, которая, по его мнению, играет
решающую роль, — способ материального
производства. При этом он отстаивал положение
о первичности бытия по отношению к общественному
сознанию не в смысле появления во времени
сначала первого, а затем второго, а в плане
признания решающей роли первого в процессе
взаимодействия. Отправным пунктом анализа
всех обществ для Маркса являлось выяснение
состояния производительных сил, научного
и технического знания, материальных отношений
между людьми. Идеи же, субъективные чаяния
людей отражение, прежде всего этих отношений
и поэтому не могут выступать в качестве
главного, решающего фактора общественных
перемен. “Способ производства материальной
жизни, обусловливает социальный, политический
и духовный процессы жизни вообще. Не сознание
людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их сознание”[8].
Пожалуй, никакое другое положение, как
это (и в прошлом, и ныне), не подвергается
самой интенсивной критике, что Маркс
исходит из экономического детерминизма,
т.е. объясняет возникновение определенных
социальных структур и отношений, политических
и культурных институтов всецело из тенденции
экономического развития, хотя в жизни
сплошь и рядом можно наблюдать обратные
связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют
на экономику, на характер реального производства.
Можно соглашаться или нет с оппонентами
Маркса, однако очевидно, что резкое акцентирование
роли способа производства материальной
жизни вольно или невольно умаляет значимость
культурных, духовных, религиозных ценностей
в развитии общества. Следует заметить,
что многие советские и другие последователи
марксизма столь абсолютизировали эту
марксову мысль, что вовсе игнорировали
важную роль культурных ценностей. Вместе
с тем в высказываниях самого Маркса, никак
не просматривается стремление свести
действие всех факторов общественной
жизни лишь к одному — экономическому,
не отрицается их взаимодействие. Более
того, при жизни сам Маркс всячески открещивался
от экономического детерминизма, заявляя,
что нельзя трактовать экономическую
необходимость так, будто лишь она является
активным фактором, а все остальное —
лишь пассивное следствие.
Маркс был первым социологом, который
рассматривал общество как объективную
саморазвивающуюся реальность. Источником
этого саморазвития являются противоречия
и конфликты, прежде всего в материальной
жизни. “На известной ступени своего развития,
— пишет он, — материальные производительные
силы общества приходят в противоречия
с существующими производственными отношениями,
или — что является только юридическим
выражением последних — с отношениями
собственности, внутри которых они до
сих пор развивались. Из форм развития
производительных сил эти отношения превращаются
в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной
революции... Сознание надо объяснять из
противоречий материальной жизни, из существующего
конфликта между общественными производительными
силами и производственными отношениями[
9]”.
Следует обратить внимание на три принципиальных.
Движущей силой развития общества выступает
противоречие между производительными
силами и производственными отношениями.
Социальная революция — есть не политическая
случайность, а закономерное проявление
исторической необходимости. Сознание
людей отражает реальные жизненные противоречия.
Иными словами, независимо от субъективных
желаний отдельных людей, правящих верхов
массы думают и действуют в зависимости
от характера противоречий, прежде всего
в материальной жизни. Изменяются противоречия
и конфликты — соответственно изменяются
формы мышления людей, происходит переоценка
ценностей. Если постоянно не учитываются
материальные интересы масс, если противоречия
нарастают и углубляются, то возникает
революционное сознание, приводящее массы
в движение, и через социальную революцию
происходит радикальное изменение, качественное
обновление общественных отношений.Такой
взгляд на общество вошел в историю общественной
мысли как диалектический материализм.
Он был применен Марксом к конкретному
анализу капитализма его времени. “Буржуазные
производственные отношения, — отмечал
он, — являются последней антагонистической
формой общественного процесса производства,
антагонистической не в смысле индивидуального
антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего
из общественных условий жизни индивидуумов;
но развивающиеся в недрах буржуазного
общества производительные силы создают
вместе с тем материальные условия для
разрешения этого антагонизма. Поэтому
буржуазной общественной формацией завершается
предыстория человеческого общества”[10].
Итак, по Марксу, на определенном уровне
развития производительных сил буржуазные
отношения становятся препятствием на
пути прогресса, которое устраняется в
результате социальной революции. Вместе
с тем, в последние годы жизни Маркс искал
и альтернативные варианты, имеющие прямое
отношение к социологическому анализу
возникающих новых реалий капиталистического
строя. Так в третьем томе “Капитала”
он отмечал серьезные трансформации в
самом способе производства капиталистического
общества. Приведем некоторые, на наш взгляд,
наиболее значимые выдержки, которые так
и не были подвергнуты серьезному научному
анализу в догматических версиях марксизма.
“Образование акционерных обществ. Благодаря
этому:
1. Колоссальное расширение масштабов
производства и возникновение предприятий,
которые были невозможны для отдельного
капиталиста. Вместе с тем такие предприятия,
которые раньше были правительственными,
становятся общественными.
2. Капитал, который сам по себе покоится
на общественном способе производства
и предполагает концентрацию средств
производства и рабочей силы, получает
здесь непосредственную форму общественного
капитала (капитала непосредственно ассоциированных
индивидуумов) в противоположность частному
капиталу, а его предприятия выступают
как общественные предприятия в противоположность
частным предприятиям. Это — упразднение
капитала как частной собственности в
рамках самого капиталистического способа
производства.
3. Превращение действительно функционирующего
капиталиста в простого управляющего,
распоряжающегося чужими капиталами...”
[11]
Проблемы эти Маркс успел лишь наметить.
Но даже одно их упоминание свидетельствует,
что социолог осознал возникновение качественно
нового общества, к которому нельзя некритически
применять характеристики традиционного
капитализма. Отнюдь не случайно уже после
смерти Маркса Энгельс с особой силой
подчеркивал, что в социологии марксизма
ценны не те или иные отдельно взятые положения,
а диалектико-материалистический - подход
к анализу общества.
Таким образом, Маркс устанавливает довольно
однозначную и убедительно трактуемую
связь между экономической жизнью общества
и всеми другими социальными институтами.
Со времен Маркса в социологии само понятие
"материализм" имеет специфический
смысл отношения к тем теориям, в которых
базовой причиной всех социальных явлений
выступают экономические отношения.
Маркс
первым стал разрабатывать проблемную
область, или социологическую
Наиболее
концентрированное выражение
В процессе
анализа разнообразных
<Социолог познания> в таком понимании превращался в своего рода <срывателя масок>, <разоблачителя> и <разгребателя грязи>, действительной или мнимой. При этом, разоблачая классовые иллюзии различных мыслителей, Маркс забывал применить <социологию познания> к своей собственной доктрине.
Уверовав
в то, что ее связь с интересами
самого <прогрессивного> класса, пролетариата,
гарантирует ей свободу от идеологических
предрассудков, истинность и необычайную
действенность, он всерьез не задумывался
над тем, как его учение будет
реально функционировать в
В творчестве
Маркса научные и политико-
В онтологическом аспекте Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто включено в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.
Хотя
главные постулаты
Как
и Конт, Маркс не проводил четкого
различия между обществом и
На понимание Марксом социальной реальности сильнейшее влияние оказали его радикализм, социально-политическая утопия, провиденциалистская вера в повсеместное торжество коммунизма и в освободительную миссию пролетариата. Его научные исследования были прежде всего средством обосновать post festum эти уже сформировавшиеся ранее идеалы. Отсюда деление на предысторию и подлинную историю, перерастание исследования революций в тезис о необходимости непрерывной революционизации общества, превращение изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли могильщика, а в роли убийцы господствующих классов.
В эпистемологическом аспекте важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на большой эмпирический материал. Как и Конт, Маркс исходит из представления о существовании законов исторического развития и исторической необходимости, что нередко приводит его к историческому провиденциализму и фатализму. В его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого рода противоречий и конфликтов, к объяснению ими различных социальных процессов. На Маркса как на одного из своих предшественников ссылаются две противоположные традиции социологической методологии: позитивистской и объясняющей, с одной стороны, антипозитивистской и понимающей- с другой. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального и др.
Научная
этика Маркса носила двойственный характер.
Вообще профессиональная этика социолога
предполагает, что он как ученый
всегда готов поставить под вопрос
существующие социальные институты. В
этом отношении профессиональная этика
Маркса, безусловно, была социологической.
Эта этика бескомпромиссного
поиска истины, основанная на признании
преходящего характера
Поиск социологической истины неотделим от социальной критики, и этот элемент в марксовой социологии несомненно присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все и вся приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем объяснить его. Он был нетерпим к своим научным оппонентам. Поэтому этика политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого.