Качество управления системы социальной защиты детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:50, практическая работа

Описание работы

Уровень развития общества, авторитет государства сегодня как никогда зависит от той роли, которую играет благополучие и качество жизни детей. В детстве закладывается фундамент личности, усваиваются основные требования социума и моральные нормы, формируется интеллектуальный и творческий потенциал. Поэтому осознание и понимание такой роли детства определяет огромную ответственность государства при решении социальных, экономических, демографических и других проблем, требующих максимального учета интересов детей

Работа содержит 1 файл

Качество управления системы социальной защиты детства.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      Уровень развития общества, авторитет государства  сегодня как никогда зависит  от той роли, которую играет благополучие и качество жизни детей. В детстве  закладывается фундамент личности, усваиваются основные требования социума  и моральные нормы, формируется интеллектуальный и творческий потенциал. Поэтому осознание и понимание такой роли детства определяет огромную ответственность государства при решении социальных, экономических, демографических и других проблем, требующих максимального учета интересов детей1.

      Ведущим аспектом социальной защиты детства  является всесторонний учет интересов  детей в условиях социально-экономический  трудностей. Особое значение приобретает  помощь социально незащищенным детям  и детям из группы риска2.

      Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения социальной защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер по социальной защите детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления3.

      Социальное  управление как система воздействия - это сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций4.

      Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М.Х.)5.

      Смысл понятия "качество управления" интуитивно ясен и в целом отражает уровень  совершенства процессов управления. Вместе с тем применительно к  управленческим работам категория "качество" нуждается в анализе не только для раскрытия сущности этой категории, но и в целях четкой структуризации и формирования конкретных путей повышения качества управления экономикой6.

      Социальная  защита – это система гарантированных  государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Понятие "социальная защита" значительно шире понятия "правовая защита", т.к. последнее входит в категорию первого, поскольку юридические средства являются частью социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе в вопросах охраны и защиты личности7.

      Из  этого следует, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Иначе говоря, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка.

      Объектом социальной защиты детства в широком смысле выступают все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с международным законодательством нуждаются в специальной охране и заботе. Субъектами социальной защиты детства выступают организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относятся: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти; сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; органы управления предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и т.д., а также трудовые коллективы, профсоюзы и СМИ. СМИ пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства. Одним из важнейшим субъектов социальной защиты детства выступает непосредственно семья, на которую возложены функций (социализации, репродуктивная, эмоционального удовлетворения, экономическая, защитная и статусная)8.

      Важными составляющими при управлении системой социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. Среди них:

  1. Постановления и решения компетентных органов. В системе социальной защиты детства такими органами являются:

      - Федеральное Собрание РФ, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

      -   Президент РФ, подписывающий принятые Федеральным Собранием РФ законы и указы;

      -     Правительство РФ, принимающее постановления по социальной защите детства;

      -   Суды РФ – Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные суды всех инстанций,  рассматривающие спорные м проблемные ситуации социальной защиты детства;

      -    Министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

      - органы власти и управления субъектов РФ и местного самоуправления;

      - руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей – воспитанников, учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.

  1. Программы.

      Эта форма характерна для органов  социальной защиты детства государственной  власти. Широко известна, например, президентская программа «Дети России». Подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей: «Дети Москвы», «Дети Липецкой области», «Дети Карелии», «Подросток», «Дети улицы» и другие.

      Так же следует отметить, что на территории России осуществляются различные международные программы. Следует отметить работу ЮНИСЕФ. Этот международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН разрабатывает и осуществляет различные программы по защите детей, борьбе с их дискриминацией, защите их здоровья и планированию семьи.

  1. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Указом Президента РФ (14.08.95) Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации, определяющий основные направления государственной политики по улучшению положения детей в РФ. Цель Плана – формирование единой государственной политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии достижения мер по реализации указанных приоритетов, целей и задач, максимальная реализация Конвенции ООН «О правах ребенка». План действий включает следующие разделы: правовая защита детей: семья как естественная среда жизнеобеспечения детей; безопасное материнство и охрана здоровья детей, питание детей; воспитание, образование и развитие детей; дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах: механизмы реализации Плана. Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих планах министерств, ведомств, органов управления субъектов РФ и местного самоуправления.
  2. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства (ресурсы), мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства. Финансовую базу социальной защиты детства составляют:
    • бюджетные средства Федерации. Субъектов Федерации, муниципальных образований;
    • внебюджетные средства различных фондов Федерации, субъектов, муниципалитетов;
    • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями по социальной защите детей своих сотрудников;
    • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
    • средства, выделяемые спонсорами;
    • другие источники – церковь, кооператоры-садоводы и прочие.

      Материальную  базу системы социальной защиты детства  составляют многочисленные здания, сооружения с современной, вплоть до компьютерных сетей, «начинок». Это школьные, внешкольные и школьные комплексы, детские дома, пансионаты, санатории, базы отдыха – детского, семейного, дворцы, стадионы, парки, пришкольные площадки летнего отдыха, лагеря, земельные участки и другие объекты9.

      Масштабность  и значимость проблемы социальной защиты детства явно недооценивается обществом, рассматривается и решается фрагментарно и по остаточному, а не приоритетному принципу. Острота проблемы усиливается и тем, что до сих пор в нашей стране не сложилась целостная, теоретически обоснованная и обеспеченная ресурсами система социальной защиты детства. Однако опыт многих стран, в том числе и России, свидетельствует о том, что наиболее результативным субъектом реализации политики социальной защиты детства являются институты местного самоуправления. Именно на этом уровне появляется возможность в наибольшей степени учесть весь комплекс социальных, психологических, медицинских и других проблем детства. Социальная защита детства на муниципальном уровне приобретает индивидуализированный, адресный характер, содействующий ее результативности и эффективности; создаются условия для более рационального использования финансовых, материальных, организационных, коммуникативных и других ресурсов муниципалитета в интересах детства.

      Для определения качества системы управления социальной защиты детства существует ряд подходов: целевой, методический, подходы с точки зрения соответствия принятый управленческий решений и результатов законодательству и анализа взаимодействия субъектов управления10.

      Целевой подход рассматривает качество управления как его результат. В наиболее общем виде целевые критерии качества управления выражают меру, в которой управленческие решения обеспечивают реализацию, выполнение социального заказа общества, народа, населения страны и ее регионов, социальных групп и коллективов на желаемый и объективно возможный уровень удовлетворения их насущных потребностей. Одновременно целевые критерии отражают вытекающий из этих потребностей уровень развития экономического, производственного, ресурсного потенциала страны, региона, предприятия, любого другого объекта управления, с которым связаны управленческая деятельность, принятие управленческих решений и осуществление управляющих воздействий.

      Если  взять управление системой социальной защиты детства, то на региональном уровне с точки зрения целевого подхода можно рассмотреть Целевую Программу «Дети Карелии». Цель Программы "Дети Карелии": создание благоприятных условий для улучшения основных показателей качества жизни детей, комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Задачи Программы "Дети Карелии":

    • создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, укрепление здоровья детей, в том числе репродуктивного;
    • создание благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития детей в интересах личности, общества и государства;
    • профилактика социального неблагополучия семей с детьми, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
    • совершенствование системы работы с детьми в детских домах и интернатах в направлении образования, культурного, творческого развития и социализации детей, подготовки их к самостоятельной жизни;
    • совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    • проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
    • создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
    • профилактика социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот;
    • обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений;
    • совершенствование системы организованного детского отдыха, способствующего развитию физических, нравственных, интеллектуальных, творческих качеств личности, полезной занятости.

      Достижение  указанных целей и задач будет  осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу "Дети Карелии".

      В структуре Программы "Дети Карелии" предлагается семь самостоятельных подпрограмм, решающих конкретные задачи, в соответствии со структурой, сроками и основными направлениями Президентской программы "Дети России" и ограничена 2001-2003 годами. Это подпрограммы: "Дети - сироты", "Дети - инвалиды", "Развитие системы социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Охрана здоровья детей", "Одаренные дети", "Каникулы: отдых. здоровье, развитие".

      В целом необходимо отметить, что даже при недостаточном финансировании аккумуляция средств бюджета на реализацию целевых программ позволяет добиваться улучшения качества и условий детской жизни. Целевая программа на 2008-2011 гг. включает в себя другие подпрограммы. Это подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». В последней выделяются следующие направления: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Семья с детьми-инвалидами». С точки зрения целевого подхода качество управления системой социальной защиты детства на региональном уровне достаточно высоко в соответствии с достигнутыми целями11.

Информация о работе Качество управления системы социальной защиты детства