Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:50, практическая работа
Уровень развития общества, авторитет государства сегодня как никогда зависит от той роли, которую играет благополучие и качество жизни детей. В детстве закладывается фундамент личности, усваиваются основные требования социума и моральные нормы, формируется интеллектуальный и творческий потенциал. Поэтому осознание и понимание такой роли детства определяет огромную ответственность государства при решении социальных, экономических, демографических и других проблем, требующих максимального учета интересов детей
Уровень
развития общества, авторитет государства
сегодня как никогда зависит
от той роли, которую играет благополучие
и качество жизни детей. В детстве
закладывается фундамент
Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономический трудностей. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям из группы риска2.
Система
защиты детства начинается с защиты
семьи, матери и ребенка. На социальную
защиту младенцев и детей дошкольного
возраста мобилизованы учреждения здравоохранения,
образования и социального обеспечения.
Вместе с тем учреждения социальной защиты
семьи, матери и ребенка финансируются
недостаточно, что заставляет искать средства
для проведения мер по социальной защите
детей.
С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления3.
Социальное управление как система воздействия - это сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций4.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М.Х.)5.
Смысл понятия "качество управления" интуитивно ясен и в целом отражает уровень совершенства процессов управления. Вместе с тем применительно к управленческим работам категория "качество" нуждается в анализе не только для раскрытия сущности этой категории, но и в целях четкой структуризации и формирования конкретных путей повышения качества управления экономикой6.
Социальная защита – это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Понятие "социальная защита" значительно шире понятия "правовая защита", т.к. последнее входит в категорию первого, поскольку юридические средства являются частью социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе в вопросах охраны и защиты личности7.
Из этого следует, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Иначе говоря, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка.
Объектом социальной защиты детства в широком смысле выступают все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с международным законодательством нуждаются в специальной охране и заботе. Субъектами социальной защиты детства выступают организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относятся: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти; сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; органы управления предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и т.д., а также трудовые коллективы, профсоюзы и СМИ. СМИ пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства. Одним из важнейшим субъектов социальной защиты детства выступает непосредственно семья, на которую возложены функций (социализации, репродуктивная, эмоционального удовлетворения, экономическая, защитная и статусная)8.
Важными составляющими при управлении системой социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. Среди них:
- Федеральное Собрание РФ, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;
- Президент РФ, подписывающий принятые Федеральным Собранием РФ законы и указы;
- Правительство РФ, принимающее постановления по социальной защите детства;
- Суды РФ – Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные суды всех инстанций, рассматривающие спорные м проблемные ситуации социальной защиты детства;
- Министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;
- органы власти и управления субъектов РФ и местного самоуправления;
- руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей – воспитанников, учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.
Эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти. Широко известна, например, президентская программа «Дети России». Подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей: «Дети Москвы», «Дети Липецкой области», «Дети Карелии», «Подросток», «Дети улицы» и другие.
Так же следует отметить, что на территории России осуществляются различные международные программы. Следует отметить работу ЮНИСЕФ. Этот международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН разрабатывает и осуществляет различные программы по защите детей, борьбе с их дискриминацией, защите их здоровья и планированию семьи.
Материальную базу системы социальной защиты детства составляют многочисленные здания, сооружения с современной, вплоть до компьютерных сетей, «начинок». Это школьные, внешкольные и школьные комплексы, детские дома, пансионаты, санатории, базы отдыха – детского, семейного, дворцы, стадионы, парки, пришкольные площадки летнего отдыха, лагеря, земельные участки и другие объекты9.
Масштабность и значимость проблемы социальной защиты детства явно недооценивается обществом, рассматривается и решается фрагментарно и по остаточному, а не приоритетному принципу. Острота проблемы усиливается и тем, что до сих пор в нашей стране не сложилась целостная, теоретически обоснованная и обеспеченная ресурсами система социальной защиты детства. Однако опыт многих стран, в том числе и России, свидетельствует о том, что наиболее результативным субъектом реализации политики социальной защиты детства являются институты местного самоуправления. Именно на этом уровне появляется возможность в наибольшей степени учесть весь комплекс социальных, психологических, медицинских и других проблем детства. Социальная защита детства на муниципальном уровне приобретает индивидуализированный, адресный характер, содействующий ее результативности и эффективности; создаются условия для более рационального использования финансовых, материальных, организационных, коммуникативных и других ресурсов муниципалитета в интересах детства.
Для определения качества системы управления социальной защиты детства существует ряд подходов: целевой, методический, подходы с точки зрения соответствия принятый управленческий решений и результатов законодательству и анализа взаимодействия субъектов управления10.
Целевой подход рассматривает качество управления как его результат. В наиболее общем виде целевые критерии качества управления выражают меру, в которой управленческие решения обеспечивают реализацию, выполнение социального заказа общества, народа, населения страны и ее регионов, социальных групп и коллективов на желаемый и объективно возможный уровень удовлетворения их насущных потребностей. Одновременно целевые критерии отражают вытекающий из этих потребностей уровень развития экономического, производственного, ресурсного потенциала страны, региона, предприятия, любого другого объекта управления, с которым связаны управленческая деятельность, принятие управленческих решений и осуществление управляющих воздействий.
Если взять управление системой социальной защиты детства, то на региональном уровне с точки зрения целевого подхода можно рассмотреть Целевую Программу «Дети Карелии». Цель Программы "Дети Карелии": создание благоприятных условий для улучшения основных показателей качества жизни детей, комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Программы "Дети Карелии":
Достижение указанных целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу "Дети Карелии".
В структуре Программы "Дети Карелии" предлагается семь самостоятельных подпрограмм, решающих конкретные задачи, в соответствии со структурой, сроками и основными направлениями Президентской программы "Дети России" и ограничена 2001-2003 годами. Это подпрограммы: "Дети - сироты", "Дети - инвалиды", "Развитие системы социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Охрана здоровья детей", "Одаренные дети", "Каникулы: отдых. здоровье, развитие".
В целом необходимо отметить, что даже при недостаточном финансировании аккумуляция средств бюджета на реализацию целевых программ позволяет добиваться улучшения качества и условий детской жизни. Целевая программа на 2008-2011 гг. включает в себя другие подпрограммы. Это подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». В последней выделяются следующие направления: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Семья с детьми-инвалидами». С точки зрения целевого подхода качество управления системой социальной защиты детства на региональном уровне достаточно высоко в соответствии с достигнутыми целями11.
Информация о работе Качество управления системы социальной защиты детства