Качество и уровень жизни населения, пути их повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития России в XXI веке. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собою сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семьями, свободными гражданами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Уровень и качество жизни населения…………………………………5
Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России……………………………………11
Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России……………………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ОНОТ.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Проблемы  и перспективы  повышения уровня и качества жизни  населения России.

     Анализ  показывает, что главные проблемы социальной сферы России в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан основные проблемы связаны с соблюдением социальных гарантий в области труда: отсутствие работы, низкие трудовые доходы, нарушение трудовых прав. Для тех групп населения, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно адаптироваться к новым условиям, на первый план выдвигается возможность получения социальной помощи. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения.

     В целом же ситуацию в социальной сфере  можно охарактеризовать как сложную. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления  приобрели застойный характер, отдельные  социальные проблемы усугубились и  стали представлять серьезную опасность социально-экономической стабильности и согласию в обществе.

     Многочисленные  проблемы и негативные явления в  социально-трудовой сфере в зависимости от степени остроты, настоятельности решения и их причин могут быть представлены следующим образом:

     1)      бедность значительной части населения;

     2)   длительное сохранение низкого уровня трудовых доходов населения. Хотя в структуре доходов ведущее место по-прежнему занимает заработная плата, отмечается устойчивая тенденция к снижению ее удельного веса в совокупных доходах. Несмотря на рост заработной платы в абсолютном выражении, ее покупательная способность падает;

     3)   глубокое социальное расслоение. При наметившемся замедлении процесса расслоения населения по уровню материальной обеспеченности одновременно продолжает происходить процесс перераспределения доходов в пользу более обеспеченных групп;

     4)   ухудшение демографической ситуации, выражающейся в старении населения, увеличении смертности, ухудшении здоровья и снижении продолжительности жизни;

     5)   несоблюдение социальных гарантий в сфере труда, выражающееся в длительных задержках выплаты заработной платы из-за взаимных неплатежей и несвоевременного финансирования организаций бюджетных отраслей;

     6)   снижение правовой и экономической грамотности работающих, возможное в ближайшее время падение качества труда;

     7)   низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Это ведет к вымыванию наиболее активной и дееспособной части высококвалифицированных специалистов из социально-значимых отраслей народного хозяйства;

     8)   аварийное состояние все растущего количества предприятий социальной сферы. Ветшает материально-техническая база отраслей социальной сферы: в аварийном состоянии находятся многие здания учреждений образования, больниц, библиотек, домов культуры. Безотлагательного ремонта требуют объекты теплоснабжения, электрические сети и другое инженерное оборудование;

     9)   миграционная ситуация требует обустройства вынужденных переселенцев, обеспечения их жильем и работой.

     Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно включать решение нескольких ключевых задач, а именно:

     1)   повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно;

     2)   обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;

     3)   усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов, а также платежей работодателей и государства на компенсацию утраты доходов в связи с наступлением страховых случаев;

     4)   обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий ( в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.), а наиболее социально-уязвимым слоям и прежде всего нетрудоспособным - адресной социальной поддержки от предпринимателей и государства;

     5)   развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров.

     С целью решения указанных проблем  Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и повышение уровня и качества жизни населения России.  

     Заключение.

     Реформы 90-х привели к кардинальным изменениям в сфере социально-трудовых отношений  и уровне жизни населения.

     Значительное  влияние на снижение реальных доходов  населения и рост бедности оказали  гиперинфляция и обесценивание  основных видов доходов населения - заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, а также сбережений граждан. Снижение объемов производства и закрытие многих предприятий привело к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников, росту явной и скрытых форм безработицы. В результате около четверти населения страны находятся за чертой бедности.

     Произошли существенные изменения в области региональной концентрации денежных доходов. Она резко усилилась в городах-мегаполисах Санкт-Петербурге и, особенно, в Москве при весьма тревожном положении в ряде других регионах.

     Сегодня в России по сведениям официальной  статистики около 30 млн. российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения. Одной из основных причин бедности населения стала безработица 90-х годов. В конце 2005 года 3,2 млн. человек, или 3,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные.

     Еще одним, по мнению большинства специалистов главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни  населения России, является низкий уровень заработной платы. Проблема Российской бедности заключается не в том, что бедными являются безработные граждане, за чертой бедности находится и работающее население.

     Дешевый труд разоряет страну, тормозит технический  прогресс, блокирует структурную  перестройку, рационализацию занятости  населения, убивает стимулы к творческой, эффективной работе, порождает массовую бедность разрушает нравственность и трудовую мораль, подрывает конкурентоспособность экономики, снижает инвестиционную привлекательность отдельных объектов и целых отраслей.

     Только  в случае постоянного увеличения экономического благосостояния России общество может надеяться на повышение уровня и качества жизни населения.

     Но, экономический рост государства  не гарантирует автоматическое улучшение  уровня и качества жизни всех без  исключения слоев общества. Существуют особые категории граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, уровень и качество жизни которых напрямую зависит от пособий государства.

     Понятие неконкурирующих групп играет важную роль при объяснении неравенства  в распределении доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Они существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать.

     Социальная  политика государства - одно из направлений  его деятельности по регулированию  социально-экономических условий  жизни общества. Ее суть заключается  в поддержании отношений как  между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Благодаря сбалансированной социальной политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству.

     Резкое  и устойчивое снижение уровня жизни  населения свидетельствует о  крайней необеспеченности национальной безопасности страны.

     Подчеркивая необходимость проведения назревших  реформ в социальной сфере, необходимо понимать, что главным препятствием на их пути является бедность основной массы населения. Пока граждане России находятся в депрессивном психологическом состоянии, никакие социальные реформы (пенсионная, ЖКХ и др.) проводить невозможно.  
 

     Список  литературы:

    1. Аверин А.Н. Социальная политика государства. - М.: АНХ, 2002. - 166 с.
    2. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник.- М.: `Дашков и К`, 2003. - 416 с.
    3. Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное //Общ. ред. д.э.н., проф.Н.А.Волгин.Отв. ред.д.э.н., проф. Б.В. Ракитский. - М.:Изд-во РАГС.2002.-456 с.
    4. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели// Человек и труд. 2005, №6.- С. 76-79.
    5. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2.-С.90-106
    6. Конторович В. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №3. - С. 14-18
    7. http://www.Libertarium.ru Разумов А.А. Социальная политика России.

Информация о работе Качество и уровень жизни населения, пути их повышения