Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:09, реферат
Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития России в XXI веке. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собою сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семьями, свободными гражданами.
Введение…………………………………………………………………3
Уровень и качество жизни населения…………………………………5
Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России……………………………………11
Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России……………………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………24
Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих достижение максимально высокого качества жизни населения, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост качества жизни граждан.
Количественную
характеристику уровня и качества жизни
определяет система индикаторов, которые
позволяют проводить анализ реального
уровня и качества жизни населения, рассчитывать
их показатели по регионам, по социально-демографическим
группам населения, определять тенденции
показателей и осуществлять международные
сопоставления.
Система индикаторов включает интегральные и частные, натуральные и стоимостные индикаторы.
Уровень
и качество жизни определяются системой
индикаторов, причем для каждого определения
используется собственная система индикаторов.
Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России.
Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:
- во-первых, через систему социальной политики государства;
- во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики.
Социальная государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения и государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения.
Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и в массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества.
Социальная политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики: государственная, региональная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не только система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества.
Т.е., социальная политика – это многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.
Объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС) - систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:
• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт;
• туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
• рынок труда, занятость, безработица;
• социальное партнерство;
• социальная защита;
• оплата и охрана труда;
• социальное страхование;
• пенсионная система и др.
Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
В то же время эффективность реализации социальной политики России зависит от экономической политики и темпов экономического роста.
По мнению большинства экономистов, главный путь борьбы с бедностью – это экономический рост.
Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше.
Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%).
В существующей стратегии развития отмечается, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе возможен на уровне 5-7% в год по общим объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства.
Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь идет о "натуральном" капитале, т. е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв.
Во-вторых, это ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.
В-третьих, это относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998-1999 гг. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.
Таким
образом, возможно реализовать малокапиталоемкий
вариант развития большинства отраслей
народного хозяйства и
С
позиций современных практики и
теории экономического роста выход
из кризиса и новый хозяйственный
подъем исключены без нацеливания
государственной бюджетной
В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.
В
целях создания условий для обеспечения
динамичного и устойчивого
Программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.
Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.
В связи с этим Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.
Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации и выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации.
Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.
Кроме того, Правительство Российской Федерации будет разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.
Будет
продолжено проведение административной
реформы и реформы
Для
обеспечения инновационной
В
целях развития российских регионов
необходимо перейти от малоэффективного
выравнивания экономического развития
регионов к созданию условий, стимулирующих
субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования к
мобилизации имеющихся ресурсов экономического
роста. Это должно достигаться путем повышения
эффективности государственного управления,
формирования и развития производственных
кластеров, совершенствования межбюджетных
отношений, направленного на стимулирование
проведения реформ в регионах.
Информация о работе Качество и уровень жизни населения, пути их повышения