Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:56, контрольная работа
Целью работы является поиск путей повышения качества жизни населения в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной в работе целью определены ключевые задачи:
Выявить теоретическую сущность понятия качество жизни;
Рассмотреть теоретические и практические основы оценки качества жизни
Анализировать зарубежный опыт роста качества жизни
Анализировать качество жизни в Республике Беларусь
Разработать пути повышения качества жизни в Республике Беларусь
Введение……………………………………
1.Теоритические и практические основы оценки качества жизни 5
1.1. Понятие качества жизни населения …………………………5
1.2. Показатели и уровни «качества жизни населения»
1.3. Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов 11
1.4. Зарубежный опыт
2. Анализ качества жизни в РБ
3. Основные пути повышения уровня качества жизни в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам при условии, что их среднедушевой доход, определяемый в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости). Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина).
Право на единовременное
социальное пособие имеют
Что касается социальной поддержки ветеранов и пожилых людей, то по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь проживало 37,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны – 26,8 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп – 7,7 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 3,1 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 155,0 тыс. человек.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что уровень жизни в Республике Беларусь достаточно высокий (65-ое место в рейтинге ООН), и она относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития; организуются статистичекие исследования различных аспектов жизни населения; разрабатываются и применяются новые стратегии и планы развития; проводятся мероприятия направленные на повышения качества жизни населения.
Глава 3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
Важнейшей
тенденцией мирового развития и Республики
Беларусь в частности, является переход
со второй половины XX столетия
к построению нового постиндустриального
информационного общества. Основу мировой
экономики составят отрасли и производства,
базирующиеся на использовании новых
знаний и информации, современных видах
услуг (телекоммуникационные, информационные,
маркетинговые, правовые, банковские,
депозитные, страховые, консалтинговые
и др.). Для того чтобы идти в ногу с мировыми
тенденциями, Беларусь должна максимально
использовать свои сильные стороны (потенциальные
конкурентные преимущества): выгодное
экономико-географическое и геополитическое
положение страны, развитые системы транспортных
коммуникаций и производственной инфраструктуры,
значительные земельные, водные, лесные
ресурсы, наличие ряда важных полезных
ископаемых (калийные и каменные соли,
сырье для производства строительных
материалов и др.), относительно развитый
научно-технический потенциал, многоотраслевой
промышленный комплекс, достаточно мощную
строительную базу, высокий образовательный
уровень населения и сложившуюся систему
подготовки квалифицированных кадров,
многовекторные внешнеэкономические
связи, а также максимально смягчить или
преодолеть воздействие негативных факторов:
высокий уровень износа активной части
основных производственных фондов, высокую
материалоемкость продукции, недостаточную
обеспеченность топливно-энергетическими
ресурсами и высокую энергоемкость выпускаемой
продукции, слабую развитость рыночных
институтов и рыночной инфраструктуры,
недостаточный уровень развития инновационной
сферы.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
Сейчас подробнее о направлениях развития национальной экономики.
Во-первых, это всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения. В условиях глобализации и жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырьевые ресурсы, построения нового постиндустриального информационного общества важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации. Поэтому приоритет отдается совершенствованию систем материального и духовного развития человека, качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг, способствующих формированию всесторонне развитого человека.
Во-вторых, развитие агропромышленного
комплекса и сопряженных
В-третьих, развитие малых и средних городов. В связи с этим необходимо повысить уровень комплексного развития производительных сил регионов, обеспечить размещение в малых и средних городах новых предприятий, филиалов и цехов действующих, расширение сферы услуг, прежде всего за счет малого предпринимательства. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения независимо от мест его проживания.
В-четвертых, жилищное строительство. Оно было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны, являясь основным звеном в системе стимулирования развития не только строительного комплекса, но и сопряженных отраслей и производств, материальной основой улучшения демографической ситуации и всестороннего гармоничного развития человека. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить возведение жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления.
Важнейшими
путями повышения уровня и
качества жизни должны стать
усиление роли заработной
Для повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, правительством проводится определенная социальная политика. Основное ее направление – обеспечение социальной защиты граждан. Главная цель социальной защиты населения – обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации; создать необходимые условия для повышения экономической активности населения.
Также следует акцентировать внимание государственной политики на поддержку семей, особенно молодых, так как семья – первичный социальный институт. Именно в семье формируется человек – основа любого общества, государства. Основными целями семейной политики следует определить: создание условий, позволяющих семьям обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, в том числе самозанятости, малого и семейного бизнеса, достаточный для полноценного социального развития детей; совершенствование системы государственной социальной поддержки семей, воспитывающих детей; повышение эффективности и расширение спектра социальных услуг, повышение престижа семьи в обществе. Процесс совершенствования системы государственной социальной поддержки семей с детьми должен осуществляться с учетом развивающихся экономических отношений и обеспечивать социальную стабильность в обществе.
Одним из ведущих путей повышения уровня и качества жизни в РБ является переход на инновационный путь развития, переход на наукоемкие отрасли производства.
Для этого осуществляется выпуск продукции по программе "Передовые информационные и телекоммуникационные технологии". В частности, сданы в эксплуатацию распределенные автоматизированные системы управления медицинскими диагностическими центрами на базе Главного клинического госпиталя. В их составе 20 автоматизированных рабочих мест врачей-хирургов и врачей-диагностов. Аналогичная телемедицинская система в составе двух автоматизированных рабочих мест рентгеновской и радиоизотопной диагностики внедрена на базе Брестской областной больницы. Созданы специализированные базы данных для автоматизированного спектрометрического анализа компонентов фармацевтических препаратом, косметических средств и пищевых добавок.
В общем рейтинге ПРООН по индексу человеческого развития (ИЧР) за 2009 год Беларусь находится на первом месте среди стран СНГ. Для того чтобы улучшить эту позицию, республике надо более быстрыми темпами наращивать инновационный потенциал, хотя большинство разработок белорусских ученых по количеству патентов, "ноу-хау" и перспективам коммерциализации соответствует мировому уровню. Например, за последние годы только по научному направлению системы здравоохранения "Технология конкурентоспособности химико-фармацевтических средств" создано около 40 передовых производственных технологий, в том числе 27 новых и 7 - не имеющих аналогов в мире. Действуют свыше 10 патентов на объекты промышленной собственности фармакологии, 3 из них поддерживаются за рубежом. Аналогичные примеры можно привести и по другим отраслям.
В то же время создавать принципиально новые технологии с каждым годом становится все труднее. Ситуация усугубляется слабостью современной приборной базы. Срок службы 60% основного научного оборудования превысил период морального старения, а вспомогательное изношено не только морально, но и физически. Сегодня оснащенность научным оборудованием в расчете на одного исследователя в республике гораздо меньше, чем в развитых странах.
Государственная политика в области развития материально-технической базы науки направлена на содействие фундаментальным исследованиям - основ для выполнения прикладных разработок, нацеленных на конкретный результат, способный стать инновационным продуктом. В настоящее время в республике созданы необходимые правовые, экономические, финансовые и организационные условии для планомерного обновления научной материально-технической базы. В ГКНТ выработан механизм целевого финансирования приобретения дорогостоящего оборудования, формируются центры коллективного пользования оборудованием и приборами. Их уже в республике более 20. Сейчас стоит задача обеспечить их эффективную деятельность и провести аттестацию.
К настоящему времени в республике зарегистрировано 4 технопарка, 9 инкубаторов малого бизнеса, 57 центров поддержки предпринимательства, более 20 центров трансфера технологий и около 300 малых предприятий. Наукоемкие технологии и отрасли хозяйства являются сегодня основной движущей силой развития экономики как в масштабах отдельно взятой страны или группы стран, так и в мировом масштабе. Это относится и к сфере производства, и к сфере услуг.
К началу ХХI в. в развитых странах четыре наукоемких отрасли - аэрокосмическая, производство компьютеров и конторского оборудования, производство средств телекоммуникаций и фармацевтика - обеспечивали порядка 10-18% общего объема выпуска обрабатывающей промышленности, а наукоемкие отрасли сферы услуг - до 30% общего объема последних в стоимостном выражении.
В ХХI веке дальнейшее развитие наукоемких технологий, их проникновение во все отрасли производства и услуг, в повседневный быт людей является столбовой дорогой научно-технического и экономического прогресса. Ни одна страна, претендующая на заметную роль на мировой арене и стремящаяся к обеспечению экономического роста, повышению уровня и продолжительности жизни своих граждан, не сможет решить этих задач без концентрации усилий на совершенствовании, укреплении и максимально эффективном использовании своего научно-технического потенциала.
Таким образом, проанализировав показатели уровня и качества жизни Беларуси, можно сказать, что если до 2011г. изменение уровня доходов населения имело положительную динамику, то теперь, согласно анализу данных Национального статистического комитета РБ, реальные доходы белорусов, пусть и незначительно, стали снижаться.
Важнейшими путями повышения уровня и качества жизни должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Уровень здравоохранения в нашей стране значительно растет. Причем растет как количество врачей, так и количество учреждений здравоохранения.
Итоги прошедшей переписи населения свидетельствуют о росте уровня образования жителей Беларуси. Уровень грамотности 15-24-летних жителей страны равен 99,8%.
Приоритетной задачей преодоления бедности является создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, усиления мотивации труда; недопущение неоправданной дифференциации доходов. Средний слой населения в долгосрочной перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70–75% от всего населения страны. Для сокращения бедности и повышения эффективности труда потребуются глубокие преобразования в социальной и экономической сферах