Качесто жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является поиск путей повышения качества жизни населения в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной в работе целью определены ключевые задачи:
Выявить теоретическую сущность понятия качество жизни;
Рассмотреть теоретические и практические основы оценки качества жизни
Анализировать зарубежный опыт роста качества жизни
Анализировать качество жизни в Республике Беларусь
Разработать пути повышения качества жизни в Республике Беларусь

Содержание

Введение……………………………………
1.Теоритические и практические основы оценки качества жизни 5
1.1. Понятие качества жизни населения …………………………5
1.2. Показатели и уровни «качества жизни населения»
1.3. Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов 11
1.4. Зарубежный опыт
2. Анализ качества жизни в РБ
3. Основные пути повышения уровня качества жизни в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

качество жини.docx

— 167.61 Кб (Скачать)

         Индекс продолжительности жизни измеряет достигнутый страной относительный прогресс в увеличении ожидаемой при рождении продолжительности жизни.

Расчёт индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I1): минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное – 85 годам:

 

 Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения.

Индекс достигнутого уровня образования (I2) .Сначала рассчитывается индекс грамотности взрослого населения и индекс общего показателя поступивших в учебные заведения. Затем эти два индекса сводятся в единый индекс образования, причем вес в две трети приходится на индекс грамотности  среди взрослого населения и вес в одну треть – на общий показатель поступивших в учебные заведения. При исчислении индексов грамотности и Хmin принимается равным  0, а Хmax = 100%:

 

 Индекс ВВП рассчитывается с использованием скорректированного показателя ВВП на душу населения (ППС в долл. США). В ИРЧП все аспекты развития человечского потенциала, не нашедшие отражения в показателях долгой и здоровой жизни и знаний, выражаются через сурогатный показатель дохода. Показатель дохода устанавливается приблизительно, т.к. для достижения достойного уровня развития человечского потенциала не требуется неограниченного дохода. Поэтому используется логарифм дохода.

При расчете индекса реального  ВВП на душу населения принимается  Хmin =100 долл. ППС, а Хmax = 40000 долл. ППС:

 

 

 

Таким образом,

ИРЧП =(I1+I2+I3)/3

Чем ближе значение этого  индекса к единице, тем выше степень  развития человеческого потенциала в стране и тем ближе общество находится на пути к желаемым целям. В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5) уровень.

На данном этапе такими целями специалисты программы развития ООН считают повышение средней  продолжительности жизни до 85 лет, доступность образования для всех и обеспечения достойного уровня доходов населения( 3, Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов./Под ред.проф. М.Г. Назарова. М.- Финстатинформ, 2002. – 976 с.с. 284).

Естественно, рассматриваемый  показатель нельзя считать всеобъемлющей единицей измерения развития человеческого потенциала, но анализ его значений достаточно наглядно показывает, сколько ещё предстоит сделать стране для достижения вышеназванных ориентиров.

 

 

1.4. Международный  опыт…

 

Послевоенное восстановление Японии сочетало в себе рекордный  и устойчивый экономический рост с немалыми достижениями в развитии человека. В период с 1955 по 1970 год годовые темпы роста реального ВВП на душу населения составляли порядка 10%. Одновременно с этим происходило значительное сокращения уровня нищеты и разницы в доходах. В период с начала 60-х до середины 80-х годов доля национального дохода, получаемого богатейшими 20% процентами домашних хозяйств, снизилась с 50% до 45%, в то время как доля беднейших 20% повысилась с 5% до 10%.

В послевоенный период правительство  строило свою макроэкономическую политику на низких процентных ставках, умеренной инфляции и упорядоченной политике поддержания бюджетного сальдо. Оно также стремилось обеспечить низкий уровень безработицы, активное создание бесчисленных рабочих мелких предприятий. На протяжении периода очень высоких темпов роста по крайней мере 55% несельскохозяйственных рабочих было занято на предприятиях с числом работников менее 100 человек. Уровни же заработной платы неуклонно росли с ростом производительности. Отношения между работодателем и рабочим характеризовались приверженностью делу и доверием. Рабочие чувствовали себя в достаточной мере защищенными, что также способствовало более позитивному отношению к введению технических новшеств, игравших важную роль в повышении производительности. Важной особенностью Японии является гарантия пожизненного найма. Прогресс в развитии человека стимулировался экономическим ростом и одновременно был фактором роста.

После второй мировой войны правительство продолжало вкладывать средства в социальный сектор за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне (менее 1% ВВП). В 2006 году военные расходы составили лишь 0,8% ВВП. Это благотворно влияло на положение в области образования и здравоохранения. В период с 1960 по 1990 год доля населения трудоспособного возраста, имеющего среднее или высшее образование, удвоилась. С конца 50-х годов уровень младенческой смертности сократился почти в десять раз – с 40 на 1000 живорождений до 4,3, что является одним из самых низких показателей в мире. Продолжительность жизни увеличилась с менее 70 лет в 1958 году до 80 лет в 1993. В 1990 году государственные расходы на образование и здравоохранение были в числе самых высоких из расчета на душу населения – примерно 2208$ США, тогда как средний показатель по миру в целом составлял только 336$. Уделение особого внимания образованию означает уделение первоочередного внимания научным исследованиям и разработкам и профессиональной подготовке рабочих.

Хотя важнейшей сферой японской экономики остается промышленность, значение непроизводственного сектора растет опережающими темпами (особенно в области финансов, сферы обслуживания, научных исследований и разработок). Сельское хозяйство дает 1,4% ВВП, промышленность – 30,9%, сфера услуг – 67,7%.

        Модель  экономического развития, созданная  после Второй мировой войны в Германии получила название социально-ориентированной рыночной экономики. Основные ее черты таковы:

  • «смешанная экономика», в которой достаточно весомая доля государственной собственности;
  • макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
  • особое значение для государственных органов имеет поддержка конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
  • высокая доля госбюджета в ВВП;
  • развитая система социальной поддержки населения государством, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета.

   15 июня1883 года рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле1884 года— закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 года ввёл обязательное страхование по инвалидности и по старости. Вслед за Германией принимаются законы об обязательном социальном страховании и в других странах Европы.

Суть данной системы состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наёмные работники, но и предприниматели; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм, что делало систему государственного социального страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные.

         По страховым законам Германии застрахованному предоставлялись бесплатное лечение, бесплатные лекарства и денежное пособие, размер которого зависел от основания выплаты (всем застрахованным; женщинам в связи с родами или в течение шести недель после родов; на похороны в случае смерти больного; при производственной травме; в случае болезни; при частичной или полной утрате трудоспособности; семье в случае потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве).

        Пенсия по старости назначалась по достижении работником 70 лет. Она состояла из двух частей: основной суммы и твёрдой суммы, выплачиваемой за счёт государственных средств. Особый механизм предусматривался для определения размера пенсий по инвалидности от общего заболевания. Этот размер формировался из трёх частей: 1) постоянная годовая сумма, размер которой зависел от категории застрахованного по уровню заработной платы; 2) приплата государство в твёрдой сумме; 3)постоянно возрастающая сумма, исчисляемая с учётом продолжительности страхового стажа.

       Существовавшая в Германии модель социальной защиты считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Ещё в 1890-е годы при Бисмарке были приняты три закона, которые легли в основу этой системы: закон о страховании по болезни лиц промыслового труда, закон о страховании от несчастных случаев на производстве и закон об инвалидности и страховании по старости (1891 год).

       В начале XX века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) назначалась шахтёрам с многолетним стажем работы.

       Современная модель социальной защиты ФРГ имеет основные характеристики: принцип профессиональной солидарности, принцип перераспределения, принцип вспомоществования и принцип самоуправления страховых учреждений.

Принцип профессиональной солидарности

Создаются страховые фонды, управляемые на равноправных началах работниками и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жёсткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль.

Принцип перераспределения

Этот принцип применяется  по отношению к незначительной части  малообеспеченных слоев общества. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов и финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет. Право на получение такой помощи принадлежит лицам, имеющим особые заслуги перед государством, например, государственным служащим или жертвам войны.

Принцип вспомоществования

Этот принцип является непременным элементом системы  социальной защиты, поскольку предыдущие принципы не учитывают все страховые риски. Согласно принципу вспомоществования, социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объёме, если у него нет возможности самостоятельно поправить свое материальное положение.

Принцип самоуправления страховых учреждений

Управление системой социального  страхования осуществляется напрямую заинтересованными лицами-работодателями и работниками, что обеспечивает наиболее полное представительство интересов обеих сторон. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Интересно отметить, что для системы социальной защиты ФРГ характерно разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенций: отдельно функционируют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты, а относится к компетенции федерального ведомства по труду, то есть осуществляется в рамках политики содействия занятости населения. Финансирование системы обязательного социального страхования (помимо него есть и частное, разумеется) производится по смешанной системе: из взносов застрахованных работников и их работодателей (медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице) и за счёт общих налоговых поступлений в госбюджет. Особое положение занимает лишь страхование от несчастных случаев, которое финансируется за счёт взносов работодателя. При возникновении у органов социального страхования финансовых затруднений гарантом выполнения их обязательств выступает государство, что говорит об особой роли органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости.

       «Если вы бедны, вы получаете такую же помощь и лечение, как и другой», - говорят в Германии, противопоставляя этот лозунг характерному для других стран Запада: «если вы бедны, вы умираете раньше», где, как полагают немцы, отсутствует принцип законодательно установленной солидарности.( Stuetzle H. Das soziale Netz in Deutschland, Muenchen, 1994. – S.71). Таким образом, система социальной медицины Германии, не стимулируя социального неравенства, в известной степени устраняет пропасть между людьми с разными уровнями доходов. На сегодняшний день система здравоохранения Германии – одна из наиболее эффективных в мире. Основным ее достоинством является способность обеспечить медицинскими услугами большинство населения страны. Кроме того, важным фактором, свидетельствующим о его эффективности, является общественное согласие в пользу сохранения существующей системы. Опросы свидетельствуют, что более 90% немцев удовлетворены предоставляемыми услугами здравоохранения. На нужды здравоохранения в Германии ежегодно тратится не менее 10% ВВП.( Журнал Современная Европа = Contemporary Europe/ Учредитель: Рос. акад. наук, Ин-т Европы. – М.:XXIвек-Согласие, 2006 №3, с. 124)

 Все эти факторы и обусловливают высокий уровень и качество жизни в Германии на протяжении уже многих десятилетий. (Германия в современном мире: экономические основы сотрудничества. /О.Р.Богутская; Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – 206 с.)

     

 

Глава 2. Анализ качества жизни в Республике Беларусь и  особенности социальной защиты в Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь показателями уровня жизни населения являются: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии.

Программа развития ООН (ПРООН) недавно опубликовала «Доклад о развитии человека» за 2011 год. Помимо прочего, он содержит в себе рейтинг уровня жизни 182 государств. Беларусь в этом рейтинге занимает 65-ое место (ИРЧП -0,756), причем опустившись за год на 4 позиции (в 2010 г. Беларусь находилась на 61 месте). Беларусь и Россия вошли в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Начнем анализ уровня жизни  в Республике Беларусь с такого показателя как количество населения (данные представлены в таблице 2.1).

 

Таблица 2.1 – Население РБ

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность населения (на начало года),тыс. чел.

9880

9751

9741

9690

9493

9480

Мужчины

4583

4556

4635

4522

4424

4417

Женщины

5239

5217

5179

5168

5069

5063

Удельный вес, %

           

Городского

72,0

72,4

72,8

73,4

73,8

74,5

Сельского

28,0

27,6

27,2

26,6

26,2

25,5

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

-51,4

-41,7

-29,4

-26,0

-25,8

 

Информация о работе Качесто жизни