Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:47, реферат
Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Юность и ее проблемы……………………….……………..…………………………………...4
Становление самоопределения в юности……………………...…………………………….....7
Заключение……………………………………………………………………….……………..11
Список литературы………………………………………………………………………..……12
Чтобы построить жизненный план, в юности человек должен ответить на следующие вопросы:
1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?
2. Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?
3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?
Все эти вопросы
беспокоят каждого нормально
развивающегося молодого человека уже
к 15-16 годам. Чем успешнее развивается
личность молодого человека, тем в
большей степени решение
Самоопределение
в юности существенным образом связано
с развитием познавательных интересов
человека. Фактически формирование всех
когнитивных функций человека -
Перечисленные
выше общие особенности личностного
развития в юношеском возрасте отражают
оптимальный вариант развития, и,
разумеется, не выполняются с неизбежностью
законов природы. Внутренние интенции,
сила и напряженность поиска истины и
нравственного идеала определяют систему
ценностей личности. От чего зависит сила
внутреннего «драйва», а также его направленность
вертикальная или горизонтальная? Что
предлагает социальная среда в качестве
стимулов при выборе сфер, целей и средств социальной
активности? И как из многочисленных внешних
воздействий отбираются и актуализируются
в качестве факторов развития немногие?
Могут ли определенные социальные институты
целенаправленно повлиять на этот выбор?
И в конечном итоге, каков он, идеальный
человек завтрашнего дня, матрица современного
юношества?
Самооценка в юности еще не является полностью автономной и отчасти зависит от окружающих людей.
Девушки оценивают своих сверстниц независимо от уровня самооценки. У юношей выявлена взаимосвязь между самооценкой и оценкой сверстников своего пола как "положительного другого", так и "отрицательного другого": чем выше юноша оценивает себя, тем доброжелательнее он относится к сверстникам, т.е. чем выше самооценка, тем выше в большинстве случаев оценка сверстников.
У девушек жизненное
и профессиональное самоопределение
не связаны между собой, для них
характерны большая эмоциональность
и ситуативность
На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.
Профессиональные
и жизненные планы имеют
Анализ индивидуальных особенностей старших школьников и студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше. При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля.
данные о влиянии
характера и профиля
важнейшим в юношеском возрасте является процесс отделения от родительской семьи. Он протекает по-разному. У девушек он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. Процесс отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного слоя своих родителей.
Отмечается, что отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:
1. Созревание когнитивных и эмоциональных функций может вести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.
2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей. Такое "обесценивание" последних - проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.
3. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Определенную роль играют особенности, связанные с внешним видом.
4. Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Мнение об абсолютном отрицании в этот период всех родительских ценностей не соответствует действительности. Хотя примерно у половины молодых людей происходят такие столкновения и родители как центр ориентации и идентификации отступают у них на задний план, это относится лишь к определенным областям жизни.
5. Несмотря на уменьшение
влияния семьи в период взросления, она
остается важной референтной группой.
Хотя процесс отрыва от семьи - обязательное
условие достижения самостоятельности,
обособление от родителей в большинстве
случаев временное и неполное, прекращающееся
после достижения молодыми людьми независимости.
Когнитивное развитие юноши практически полностью зависит от него самого. С помощью создания направленной программы саморазвития юноша может делать свои когнитивные функции более совершенными.
Многое в структуре и стимуляции познавательных интересов юноши сохраняется от прежней возрастной ступени. Но меняется сам молодой человек и, следовательно, направленность его интересов.
Учитывая сложность, противоречивость становления познавательных интересов, исследователи данной проблемы выявили, что:
1) познавательные интересы более чем у половины юношей и девушек оказывают влияние на их жизненные планы;
2) источником своих познавательных интересов юноши считают родителей, учителей и сверстников.
Усвоение юношей
нравственного образца
Нравственные
убеждения возникают и
Одновременно
с развитием убеждений
Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Заключение
Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность - период
жизни человека, размещенный онтогенетически
между отрочеством и
Список литературы
2. Братусь Б. С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 121-124.