Юность и проблемы самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:47, реферат

Описание работы

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Юность и ее проблемы……………………….……………..…………………………………...4
Становление самоопределения в юности……………………...…………………………….....7
Заключение……………………………………………………………………….……………..11
Список литературы………………………………………………………………………..……12

Работа содержит 1 файл

юность.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ

 

Юность  и проблемы самоопределения 
 

                  Выполнил  студент: 
                   

                  Проверила: 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………….3 

Юность и ее проблемы……………………….……………..…………………………………...4 

Становление самоопределения  в юности……………………...…………………………….....7 

Заключение……………………………………………………………………….……………..11 

Список литературы………………………………………………………………………..……12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Развитие личности как процесс «социализации индивида»  осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного  развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.

Психологически  подростковый возраст исключительно  сложен и противоречив. Неслучайно уже с начала XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие.

Проблема допустимости вмешательства в ценностно-нравственное и смысловое развитие личности. Самая глупая и трагичная идея XX ст. — воспитание "нового человека" . Человека не должны лишать права быть "хуже" образца, насаждаемого пропагандой, манипуляцией. Готовые образцы "правильного человека", даже созданные из "лучших" образцов, как правило, приводят к тоталитарности воспитания и образования. Необходимо дать человеку право на самоопределение, и если формировать, то потребность к поиску своего идеала.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Юность  и ее проблемы

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится  сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к  другим людям, а также к моральным  ценностям. Именно в юности молодой  человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра  и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие  личность категории остро волнуют  человека в юности. В юности молодой  человек расширяет диапазон добра  и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне  от прекрасного, возвышенного, доброго  до ужасного, низменного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в  искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию  ума и сердца человека. Знаменательно  для самого юноши и для всего  человечества, если молодой человек  выбрал для себя путь духовного роста  и преуспевания, а не прельстился  пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к  анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных  склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить  или принять исторически обусловленные  нормативы и ценности, которые  определяли его поведение в детстве  и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные  идеи государства, новых идеологов  и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию  в жизни, при этом считает, что  именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск  своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого  она не знает - еще нет опыта  реальной практической и духовной жизни  среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме  того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над  другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому  человеку.

Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с  семьей в поисках своего места  среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него, в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение  родных, стремящихся сохранить прежние  непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для  всех, если в конце своего борения  юноша или девушка возвратятся  обновленными духовно с любовью  и доверием к своим близким.

Юность - период, когда молодой человек ценит  свои рефлексивные упражнения, содержанием  которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша  и девушка - каждый сам по себе стремятся  к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого  она индивидуальна не только по времени  проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав  сознательно строить способы  общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через  идентификацию с идеалом, а у  других - выбор для подражания антигероя  и связанные с этим последствия  развития личности.

Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии  свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым - ироничный  взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так  часто демонстрируемый апломб.

Лишь к концу  юношеского возраста молодой человек  начинает реально овладевать защитными  механизмами, которые не только позволяют  ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его  внутренне. Рефлексия помогает предугадать  возможное поведение другого  и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

В этот период жизни  человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для  реализации себя в труде и в  самой жизни.

В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления.

Именно в юности обостряются способности к вчувствованию  в состояния других, способности  переживать эмоционально эти состояния  как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь  тонка в своих проявлениях  к другим людям, в своем переживании  впечатлений от созерцания природы  и идентификации с ней, в своем  отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшает сферу  чувствования человека, делая его  богаче и одновременно ранимее.

В то же время  именно в юности обостряется потребность  к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения  сторонних и близких людей  для того, чтобы через рефлексии  укрепить чувство личности, чтобы  сохранить свою индивидуальность, реализовать  свои притязания на признание. Обособление  как средство удержания дистанции  при взаимодействии с другими  позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и  рациональном уровне общения.

Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства  и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность  для тонкого вчувствования в  собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно - холодного анализа и соотнесения  интимного с нормативным. Рефлексии  выводят молодого человека за пределы  его внутреннего мира и позволяют  занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь  «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному  росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых  нравственных ориентации. Между тем  в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек  стремится к самоопределению  как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая  проблема юности. Знаменательно, что  в юности некоторая часть Молодежи начинает тяготеть к лидерству как  предстоящей деятельности. Эта категория  людей стремится научиться оказывать  влияние на других и для этого  изучает социальные процессы, сознательно  рефлексируя на них.

Юноша несет  в себе чувство личности и стремится  предстать перед другими и  самим собой как личность в  ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выбора линии  поведения и совершаемого поступка.

Юность, обретая  потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать  освобождение от непосредственной зависимости  тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость  приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы  дойти до понимания относительности  любой независимости, для того чтобы  ценить родственные связи и авторитет  опыта старшего поколения, юности предстоит  духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые  переживания отчуждения от круга  значимых людей, через глубинные  рефлексивные страдания и поиск  истинных ценностей к возвращению  в новой ипостаси - теперь уже  в качестве взрослого, способного проидентифицировать  себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как  таковых. Именно взрослый, социально  зрелый человек несет в себе постоянство  мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание  необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление самоопределение  в юности

Когда говорят  о молодежи, подразумевают людей  от старшего юношеского возраста (от 17-18 лет) и до 27-ми, 30–ти, 35-ти и даже 40 лет (например, когда речь идет о  молодых ученых), то есть от школьников старших классов до успешных профессионалов высшего звена. Разумеется, у этой большой социальной группы есть общие  психологические и социально-психологические  характеристики – гибкость, изменчивость сознания и поведения, постоянный рост возможностей, большая жизненная  перспектива («длинное» будущее). Однако во многих случаях, например, при формировании стратегии образовательных учреждений, полезнее учесть психологические особенности  более узкой и четко очерченной группы (возрастной когорты) – юношества. Принято выделять младший юношеский возраст (15 -17 лет для девушек и 16 – 18 лет для молодых людей) и старший юношеский возраст (17 – 21 год для девушек и 18 – 23 года для молодых людей). Мы будем рассматривать представителей старшего юношеского возраста.

Особенность самосознания и самоопределения в юношеском  возрасте – его проекция в будущее, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение человека и связано с выбором профессии. Формируется и осознается потребность в смысле жизнив том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретней цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности. И наоборот, какое место в общественной системе ценностей займет он в результате того или иного выбора жизненного пути. Характерная черта юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой человек, как следствие построения "пирамиды"  мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов.

Информация о работе Юность и проблемы самоопределения