Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:47, реферат
Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Юность и ее проблемы……………………….……………..…………………………………...4
Становление самоопределения в юности……………………...…………………………….....7
Заключение……………………………………………………………………….……………..11
Список литературы………………………………………………………………………..……12
Юность
и проблемы самоопределения
Выполнил
студент:
Проверила:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Юность и ее
проблемы……………………….……………..……………
Становление самоопределения
в юности……………………...……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Юность и ее проблемы
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.
В юности у молодого
человека возникает проблема выбора
жизненных ценностей. Юность стремится
сформировать внутреннюю позицию по
отношению к себе («Кто Я?», «Каким
Я должен быть?»), по отношению к
другим людям, а также к моральным
ценностям. Именно в юности молодой
человек сознательно
Как бы страстно
ни была направлена юность на поиск
своего места в мире, сколь бы
ни была она интеллектуально готова
к осмыслению всего сущего, многого
она не знает - еще нет опыта
реальной практической и духовной жизни
среди близких и других людей
(«Если бы молодость знала...»). Кроме
того, именно в юности по-настоящему
пробуждается данное природой стремление
к другому полу. Это стремление
может затмевать, несмотря на понимание,
знания, убеждения и уже сформированные
ценностные ориентации молодого человека.
Юность - период жизни, когда над
другими чувствами может
Юность - период,
когда молодой человек
Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.
Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.
Юноша продолжает
открывать через постоянные рефлексии
свою ускользающую, как и в отрочестве,
сущность. Он остается легкоранимым - ироничный
взгляд, меткое слово другого человека
могут разом обезоружить
Лишь к концу
юношеского возраста молодой человек
начинает реально овладевать защитными
механизмами, которые не только позволяют
ему внешне защищать себя от стороннего
вторжения, но и укрепляют его
внутренне. Рефлексия помогает предугадать
возможное поведение другого
и подготовить встречные
В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления.
Именно в юности
обостряются способности к
В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.
Пройдя путь
первого рождения личности и ее существования,
не выходящего за пределы непосредственных
связей людей, подросток, вырастая из детства
и трепетно входя в период юности,
обретает возможность второго рождения
личности. Юношество самоуглубленно
развивает в себе рефлексивные способности.
Развитая рефлексия дает возможность
для тонкого вчувствования в
собственные переживания, побуждения,
взаимодействующие мотивы и единовременно
- холодного анализа и
В юности человек
стремится к самоопределению
как личность и как человек, включенный
в общественное производство, в трудовую
деятельность. Поиск профессии - важнейшая
проблема юности. Знаменательно, что
в юности некоторая часть Молодежи
начинает тяготеть к лидерству как
предстоящей деятельности. Эта категория
людей стремится научиться
Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка.
Юность, обретая
потенциал личности, входящей в пору
второго рождения, начинает чувствовать
освобождение от непосредственной зависимости
тесного круга значимых лиц (родных
и близких людей). Эта независимость
приносит сильнейшие переживания, захлестывает
эмоционально и создает огромное
количество проблем. Для того чтобы
дойти до понимания относительности
любой независимости, для того чтобы
ценить родственные связи и авторитет
опыта старшего поколения, юности предстоит
духовный путь библейского блудного
сына через трудные, непереносимо тяжелые
переживания отчуждения от круга
значимых людей, через глубинные
рефлексивные страдания и поиск
истинных ценностей к возвращению
в новой ипостаси - теперь уже
в качестве взрослого, способного проидентифицировать
себя со значимыми близкими и теперь
уже окончательно принять их как
таковых. Именно взрослый, социально
зрелый человек несет в себе постоянство
мировоззрения, ценностных ориентации,
органически сочетающих в себе не
только «независимость», но и понимание
необходимости зависимости - ведь личность
несет в себе бытие общественных
отношений.
Становление самоопределение в юности
Когда говорят
о молодежи, подразумевают людей
от старшего юношеского возраста (от 17-18
лет) и до 27-ми, 30–ти, 35-ти и даже 40
лет (например, когда речь идет о
молодых ученых), то есть от школьников
старших классов до успешных профессионалов
высшего звена. Разумеется, у этой
большой социальной группы есть общие
психологические и социально-
Особенность самосознания и самоопределения в юношеском возрасте – его проекция в будущее, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение человека и связано с выбором профессии. Формируется и осознается потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретней цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности. И наоборот, какое место в общественной системе ценностей займет он в результате того или иного выбора жизненного пути. Характерная черта юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой человек, как следствие построения "пирамиды" мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов.