Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью работы является анализ общественно – политической и научной деятельности П.А. Сорокина как одного их наиболее ярких представителей интеллигенции конца XIX - ХХ вв. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- проследить жизненный путь П.А. Сорокина, формирование его взглядов;
- дать характеристику историко-публицистической деятельности П.
Сорокина, как одного из представителей русской общественной мысли начала ХХ в.;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА В РОССИИ 6
1.1. П.А. Сорокин как научный деятель 6
1.2. Творчество П.А. Сорокина в России 10
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА ЗА РУБЕЖОМ 16
2.1. Научная деятельность в американский период 16
2.2. Современное восприятие творчества П.А. Сорокина 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Определив общие теоретические основы и выводы теории социальных нарушений, необходимо вкратце коснуться двух конкретных форм нарушений, которые, собственно и были центральными в творчестве Сорокина. Это революция и война.
Здесь необходимо сразу уточнить одну деталь. Революция есть социальное нарушение внутреннего порядка со всеми присущими ему характеристиками. А войну Сорокин определяет как социальное нарушение внешнее.
Самый
известный труд Сорокина по исследованию
революции «Социология
Проблемы
революций и войны
Очень интересной представляется работа П.А. Сорокина «Забытый фактор войны». В ней автор подчеркивает, что « ...немногие теории причин войны, приведенные выше, если вообще хоть одна из них, учитывают соответствующий фактический материал о войне для проверки ценности этих теорий»21. Иллюстрируя свое изложение рядом цифр и кривых из «Динамики», он рассматривает и доказывает свою гипотезу, которая «... усматривает необходимый и непосредственный фактор войны... в стабильном или расшатанном состоянии всей сети социальных отношений и системы культурных ценностей взаимодействующих сторон»22, кроме того, он объясняет возникновение такого количества теорий различных социологов, опирающихся на множественный принцип причин войны: «Если состояние отношений и культурной системы аморфно и нестабильно, достаточно малейшего повода, чтобы вызвать военный взрыв»23, а также предлагает «лекарство от войны» - им «... реально являются все действия и меры, которые работают на рестабилизацию и реинтеграцию современной расшатанной системы социальных отношений и культурных ценностей»24.
Таким образом, можно заключить, что войны и революции имеют одинаковую сущность, они лишь проявляют себя на разных уровнях: революция - следствие дезинтеграции общей системы ценностей какого-либо общества (внутренний процесс), война - следствие дезинтеграционных процессов в отношениях каких-либо двух или более обществ (внешний процесс для каждого из них). Кроме того, «Характерно, что война стимулирует революцию, и наоборот»25.
Теория
истории и социокультурной
В
отношении рассматриваемых
Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются Сорокиным также в книге «Социальная и культурная мобильность». Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В нем впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными. Следует отметить несколько моментов.
В своей работе «Социальная и культурная динамика», формулируя общие черты социокультурных изменений, он отходит от этой позиции и вводит фундаментальное для его системы понятие «принцип ограничения», который, не отменяя положения «бесцельности флуктуаций», сужает сферу его действия, ведь если невозможно точно предсказать, куда идет общество и каким оно будет через некоторый отрезок времени, то все же можно сравнительно точно установить, каким оно не может быть и куда оно не придет.
Итак,
используя логико-смысловой
Рассматривая
исторический процесс как смену
трех социокультурных типов (чувственного,
идеационального и
Для полноты картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и Африки, в течение последних 5 - 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в «Америки, Азию и Африку»27.
Сорокин подчеркивает, что к несчастью, смена идеационального, идеалистического и чувственного типов суперсистем могут продолжаться вечно, не приближая человека к конечной истине. Как же разрешить этот бесконечный цикл, по Сорокину? Ключ - достижение интегрального общества, установление системы Интегральной истины. Что же представляет собой основа мировоззрения Сорокина - интегрализм?
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения.
Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.
В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии» Сорокин, в сущности, пытается представить иерархию интеграции по разным уровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им, прежде всего как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальное целое. Если с этой точки зрения посмотреть на содержание «Системы социологии», то станет ясно, что Сорокин описывает уровни социальной статики (межиндивидуальный, уровень элементарных, кумулятивных групп и общества как их совокупности) как уровни общего взаимодействия с различными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмы интеграции этих уровней зависят друг от друга.
Можно отметить, что здесь понятие интеграции Сорокина подобно понятию интеграции Эмиля Дюркгейма как «...степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений»28.
Также
для работ Сорокина характерно использование
интегрализма для изложения своих
позиций, теоретических идей. В основу
подобного понимания можно
Сущность
подобного понимания
Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия - интегрализм».
Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. Эта философия «... рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство совпадении противоположностей»29.
«В
соответствии с новой интегральной
теорией познания имеется не один, а, по
крайней мере, три различных канала познания:
чувственный, рациональный и сверчувственный-
Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным...»33, «...он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества»34.
Среди
смысловых ценностей
Теория социальной
любви и творческого
Для Сорокина общество - результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной»37.
Информация о работе Эволюция социологических взглядов П.Сорокина