Эволюция социологических взглядов П.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ общественно – политической и научной деятельности П.А. Сорокина как одного их наиболее ярких представителей интеллигенции конца XIX - ХХ вв. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- проследить жизненный путь П.А. Сорокина, формирование его взглядов;
- дать характеристику историко-публицистической деятельности П.
Сорокина, как одного из представителей русской общественной мысли начала ХХ в.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА В РОССИИ 6
1.1. П.А. Сорокин как научный деятель 6
1.2. Творчество П.А. Сорокина в России 10
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА ЗА РУБЕЖОМ 16
2.1. Научная деятельность в американский период 16
2.2. Современное восприятие творчества П.А. Сорокина 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая за 3 курс.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Социология  практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. «Задачи практической социологии ясны из самого названия», писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям»9.

     В учении о строении общества П.А. Сорокин  пишет: «Прежде чем перейти к  описанию строения населения или  общества в том сложном виде, в  каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде»10. Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

    1. взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
    2. взаимодействие сходных и несходных лиц

      3)  взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,  организованное  и  неорганизованное,  солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

      Всё человеческое население распадается  на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой.

     Затем Сорокин подробно рассматривает  условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

      1. космические или физико-химические

      2.  биологические

      3.  социально-психические

      Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и  обычные приемы поддержания и  сохранения этой организации. «Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. «Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью - или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась!»11.

     Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения: по семейной принадлежности, по государственной, по расовой, по профессиональной, по имущественной,  по религиозной, по объемно-правовой, по партийной.

    Из  сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные

группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения

     б) внутренне антагонистические и  внутренне солидарные.

     Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

    1. разряду космических (физико-химических) сил
    2. разряду сил биологических

      3.  разряду сил социально-психических

     К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

     В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего поведения от социально психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!.. Рост влияния социально психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективнонеизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние социально психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда ...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность»12.

     Подводя итог, следует отметить, что в  творчестве Питирима Сорокина говорится не только о теле социума, не только о механических элементах мировой политики, а говорится о душе нации, душе народа, душе каждого человека, который в совокупности дает понимание того процесса, который является жизнью.

     Таким образом, живя в России, П.Сорокин успел познакомиться со всеми достижениями отечественной и западной социологии, хорошо ориентировался в психологической, философской и другой научной литературе. Он постоянно публиковал в научных и популярных изданиях рецензии на вновь вышедшие работы, обзоры и краткие заметки. Что особенно характерно, это то, уже на раннем этапе научной деятельности он отличался удивительной терпимостью к иным точкам зрения, что сочеталось с большой принципиальностью в отстаивании своих взглядов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА ЗА РУБЕЖОМ  

2.1. Научная деятельность  в американский  период

      Необходимость  цельного,  лаконичного,  достаточно  краткого

изложения творчества П.А. Сорокина является причиной возникновения проблемы выбора пути исследования. В этом смысле можно выделить следующую альтернативу: либо направить свои усилия на анализ трудов ученого в хронологической последовательности их возникновения, либо определить основные направления, характеризующие научные интересы и сферу исследований ученого.

     Выходом из создавшегося положения можно  считать попытку последовательного  анализа самых ярких и значимых работ Сорокина, характеризующих  «эволюцию» его взглядов.

     Безусловно, для выполнения поставленных в этой работе задач предпочтительнее, интересней и полезней представляется следующая перспектива: попытаться рассмотреть основные направления творчества П.А.Сорокина и при этом постараться сохранить хронологию. Несомненно, такое изложение будет относительным и приблизительным, не лишенным определенных недостатков, ни в коем случае не претендующим на научность, однако, представленная таким образом «картина идей» обещает быть более цельной и логичной.

     Прежде  всего, необходимо представить, как  обозначаются разными социологами направления, теории и концепции разностороннего учения П.А. Сорокина. Это «концепции социальных нарушений», «социология революций», «аграрная социология», «теория конвергенции», «теория социокультурной динамики», «теория социальной стратификации и мобильности», «интегрализм», «концепция истории теоретической социологии», «теории цикличности», «концепция смены мировых цивилизаций» и  т.д13. Названий бесконечно много и, необходимо выделить самые значительные и своеобразные теории. Такую попытку предпринял профессор МГУ В.П. Култыгин в своем докладе на международном научном симпозиуме. По его мнению, П. Сорокин создал как минимум четыре совершенно уникальных и эпохальных научных парадигмы: работы по социологии экстремальных ситуаций, интегративный подход, приведший к появлению теории социальной стратификации, к теории мобильности; социальная и культурная динамика; теория социальной любви и творческого альтруизма. Взяв ее частично за основу, опуская критические замечания, необходимо определить следующие этапы рассмотрения научной деятельности П.А. Сорокина:

      1. Концепция социальных нарушений  и их роли в жизнедеятельности  общества.

    2. Теория истории  и социокультурной динамики.

    3. Интегрализм - парадигмальная основа мировоззрения ученого.

    4. Теория социальной любви и творческого альтруизма.

Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности  общества.

     Тема  социальных нарушений всегда была одной  из основных тем его творчества американского периода, особенно начального этапа. Корни этого интереса обнаруживаются уже в самой первой его серьезной работе «Преступление и кара, награда и наказание». Стержнем созданной им концепции социальных нарушений являются войны и революции. Таким образом, снова можно убедиться, насколько социально-политическая обстановка в России повлияла на спектр научных интересов Сорокина. Следует вкратце охарактеризовать эту концепцию.  

       В  первую  очередь  Сорокин приводит классификацию и   дифференциацию социальных нарушений. Он выделяет пять классов нарушений14:        

     1) политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;

     2) социоэкономические нарушения направленные  на модификацию социального и  экономического порядка; 

  1. национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;

    4) религиозные нарушения - дезорганизация, раскол церковной жизни и т.п.;

     5) «смешанный тип» нарушений, без единого лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации».

     Что касается классификации Сорокина по «…пропорции населения, активно включенного в нарушение (за и против)», необходимо отметить следующее.

     Во-первых, никакой пропорции нет, так как  Сорокин, в сущности, классифицирует количество лиц, «произведших», «совершающих» нарушение. Пропорция предполагает определенное отношение, в данном случае Сорокин выбирает количество людей, поддерживающих нарушение («за») и количество людей, настроенных против нарушения («против»). Следовало бы придерживаться выбранной стратегии и указывать именно эти общности, причем не просто какие-то их количественные характеристики, а именно отношение (пропорцию), выраженное также количественно. Кроме того, возможно, было бы более верным выяснить процентное отношение каждой группы населения, условно обозначенной как группа «за» и группа «против», по отношению к общему количеству населения исследуемых населенных «зон нарушения», ведь кроме вышеуказанных групп следует выделить и население настроенное нейтрально по отношению к «нарушению».

     Во-вторых, возможно ли говорить о разделении таких приведенных им классов, как, например, 2 и 5, 1 и 5, 1 и 3, 2 и 4 и т.д., если любая «большая общность» («большой массив населения», «все активное и взрослое население») не может сама по себе «произвести нарушение», в любом случае, в этой группе будут присутствовать лица, или группа лиц, спровоцировавшая и организовавшая на «нарушение» представителей этой «общности».

     В течение пяти лет Сорокин обрабатывал  добытые трудом многих людей материалы и данные, пытаясь установить между ними причинную и значимую логическую корреляцию. Каковы были итоги проведенного им глубочайшего исследования?

     В первую очередь Сорокин подтверждает высказанную им еще в 1927 году в  статье «Обзор циклических концепций социально-исторического процесса» (журнал «Social forces»15) гипотезу о том, что «Существование постоянно повторяющихся идентичных циклов, будь то эволюция всего мира или история человечества, не доказано. Следовательно, соответствующие теории были бы заблуждением»16. Подтверждение выглядит следующим образом: «...определить периодичность в пульсации внутренних нарушений каким-либо механическим аршином ни по двадцатилетним, ни по столетним периодам невозможно»17. «…модные теории, которые пытаются                                                                                                                                  интерпретировать социокультурные процессы с помощью механических принципов и описывать определяющую периодичность их являются неверными». Они не утвердили себя в поле исследований, «как, впрочем, и в других» направлениях»18.

     Второй  вывод Сорокина касается причин флуктуаций (увеличения или уменьшения) нарушений. Он приходит к заключению, что выделяемые многими учеными общественные условия  и отношения (неудачные войны, «плохие материальные условия», нищета, обогащение, политическое устройство и т.п.) играют роль «вторичных факторов» при происхождении, увеличении и уменьшении социальных нарушений, усиливая или ослабляя, расширяя или концентрируя их.

     Центральная причина появления социальных нарушений в неизбежном изменении любой социокультурной системы, когда ее доминирующие формы, достигнув предела своих потенциальных возможностей, «лимита» начинают клониться к упадку, а идущие им на смену формы еще только складываются.

    Еще одним важным выводом можно отметить следующее: «...плохо или хорошо, но силы, провоцирующие социальные нарушения, работают в разных странах одновременно в виде раскрывающегося веера»19.

Информация о работе Эволюция социологических взглядов П.Сорокина