Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:58, реферат
Этническая социология — сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Первые социологические исследования взаимодействия различных этнических групп относятся к тридцатым годам XX века. В определении — «этническая социология» — достаточно точно указывается, что это часть фундаментальной науки социологии, объектом рассмотрения которой является этническая общность.
Введение 3
Межэтнические конфликты 4
Классификация этнических конфликтов 6
Зоны конфликтов 9
Исламский фактор 12
Регулирование конфликта 15
Заключение 18
Литература 19
Чеченский конфликт
Существует несколько подходов в понимании причин чеченского конфликта и начала военных действий. Широко распространено мнение, что он начался из-за борьбы за нефть и деньги. Через республику шла торговля оружием, нефтепродуктами, машинами, осуществлялся неконтролируемый вывоз валюты.
Автор другой версии рассматривает
чеченские события с точки
зрения концепции национально-
Есть еще одна версия. Возможно, начало военных действий в Чечне было связано с попыткой продемонстрировать силу Президента РФ, способность сохранить единство России накануне президентских выборов, а заодно и повлиять на другие «строптивые регионы». «Силовики» обещали сделать это с помощью «блицкрига».
Исламский фактор
Помимо центростремительных тенденций в Чечне и Дагестане действует мощный фактор «исламской глобализации», ломающий (с другой точки зрения модернизирующий) традиционные этнические и тейповые отношения.
Хантингтон изучая модернизацию традиционных обществ, фиксировал внимание на высокой политической мобилизации в переходные периоды. Он объяснял ее тем, что урбанизация, образование и широкая доступность информации порождают у групп, вовлеченных в модернизационный процесс, новые потребности и представления о способах их удовлетворения. Но реальные возможности таких обществ, в том числе социально-экономические, растут медленнее, чем потребности людей. Правительства не могут их удовлетворить. Отсутствие соответствующих политических институтов затрудняет, а иногда делает невозможным выражение требований в рамках закона. Несовершенство политической системы, неспособность ее решать противоречия ведут к конфликтам.
Исламский фактор в явной
или скрытой форме всегда имел
существенное значение в этнополитических
процессах на Северном Кавказе. Это
проявлялось как в открытом сопротивлении
горцев царизму в ходе кавказских
войн XVIII-XIX вв., так и позже, в различных
протестных акциях по мере вовлечения
местных общин в
В Чечне и Дагестане
издавна утвердились два
В конце концов жрецы, толковавшие в мехк-кхелах обычное право (адаты), были вытеснены мусульманскими проповедниками - знатоками как шариата, так и адатов. Вместе с приходом войск Тимура получило широкое распространение мистическое направление в суннитском исламе - суффизм, немало содействовавший консолидации горских племен, формированию их единых традиций, культурной общности, ибо довольно органично переплетался с северокавказскими обычаями и верованиями. Вот почему под знаменем ислама, уже воспринимавшегося неотъемлемой частью исконно существовавших общественных устоев, и развертывалась борьба горцев с Российской империей за свою свободу и независимость.
В Дагестане более широко,
чем в Чечне, получила развитие книжная
исламская ученость. Там располагалось
подавляющее большинство
Ислам стал не только формой личного поведения, но также образом жизни, фактором, организующим сельскую общину, реальной политической силой. В последние годы в сельской общине местные религиозные лидеры были вынуждены выполнять функции и религиозной и светской власти, все чаще мелкие конфликты старались разрешить при помощи законов шариата.
На Северном Кавказе проявились симптомы и новых тенденций. Одна из них означает известную переориентацию со светского образования на исламское. Если еще в недавнем прошлом условием успешной карьеры человека было хотя бы формальное содействие ослаблению влияния ислама на местах, то теперь, напротив, большинство молодых людей, рассчитывающих на лидерство в религиозных общественных и политических структурах, получают солидную подготовку в исламских учебных заведениях Дагестана и зарубежных стран. В связи с активным и быстрым распространением знания арабского языка, открытием множества медресе и официальным признанием за исламом статуса государственной религии отмечается начало процесса смены социокультурной идентичности у некоторой части жителей в Чечне и Дагестане, прежде всего молодежи.
Ныне исследователи, касаясь количества приверженных исламскому фундаментализму (ваххабизму), называют от 5 до 10% населения применительно к Чечне и Дагестану. Само понятие "ваххабизм" обозначает на Северном Кавказе любое исламское учение, отличающееся от воззрений, присущих суффийским тарикатам.
Регулирование конфликта
Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.
Важно в процессе регулирования
конфликта исключить
Приемом торможения конфликтов является использование широкого спектра санкций - от символических до военных.
Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.
Как правило, наиболее эффективно прерывание конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И еще, что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.
Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш-проигрыш» на модель «выигрыш-выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально
В процессе регулирования конфликтов этносоциологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений. Но главное - именно они могут представить основную базу информации для предупреждения конфликтов.
В ходе «регулирования» Чеченского конфликта было использовано немало методов, оправдавших себя в других ситуациях. Это и попытки деконсолидации конфликтующих сил (поддержка оппозиции, склонной к компромиссам), и попытки прагматизации переговоров (они, как известно, предпринимались несколько раз), и разделение общих решений на ряд договоренностей (первоначальные перемирия для захоронения погибших, переговоры об обмене военнопленными и др.).
Успешное урегулирование этнических конфликтов предполагает нахождение нового и компромиссного для всех участников конфликта баланса властных полномочий. При этом наиболее трудным для разрешения является этнотерриториальный конфликт, к какому бы типу он не относился. Трудность его урегулирования объясняется сакральным восприятием территории этногенеза и стремительным переводом целе-рациональной формы обсуждения претензий в эмоционально-ценностный план. Этнотерриториальные конфликты, как и все этнические конфликты вообще разворачиваются прежде всего, в сфере ценностного сознания.
Заключение
Этносоциологами собран довольно значительный объем информации, который может быть использован для анализа сложных ситуаций с целью предупреждения межэтнических конфликтов.
Прежде всего, имеются
данные об изменении в социальном
статусе контактирующих в регионах
этносов, о представительстве
В банках исследовательских групп содержатся материалы о ценностных ориентациях, жизненных ценностях этнических групп, позволяющие судить о возможном конфликте ценностей в процессе трансформации общества, об углублении или ослаблении культурных границ. Наконец, все этносоциологические исследования фиксируют межэтнические установки и ориентации, авто- и гетеростереотипы, что дает возможность увидеть тенденции развития - нарастания или ослабления - межэтнических напряжений.
В ходе некоторых исследований изучалась популярность основных идеологом национализма, ориентаций на суверенитет и сецессии. Повторные исследования показывают динамику таких ориентаций
Понять причины конфликтов, исходя из какой-то одной теории, нельзя потому, что, во-первых, каждый конфликт имеет свою специфику, а во-вторых, казуальные основы их могут меняться в ходе эскалации конфликтов, особенно если они затяжные.
Литература
Гидденс Энтони Социология (Anthohy Giddens. Sociology) Пер. с англ. Изд. 2-е. перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.
Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Пер. с польского. 2-е изд. М.: Логос, 2010, - 664 с.
Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. М., 1998. 271 с.
Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 480.
Денисова Г.С., Радовель М.Р. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ Издательство ООО «ЦВВР» Ростов-на-Дону 2000
И.А. Задворнов Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности. Социологические исследования. 2000. № 10. С. 52-57.
"Helsingin Sanomat", Финляндия. http://www.inosmi.ru/inrussia/
Информация о работе Этносоциология о причинах межэтнических конфликтов