Этносоциология о причинах межэтнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:58, реферат

Описание работы

Этническая социология — сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Первые социологические исследования взаимодействия различных этнических групп относятся к тридцатым годам XX века. В определении — «этническая социология» — достаточно точно указывается, что это часть фундаментальной науки социологии, объектом рассмотрения которой является этническая общность.

Содержание

Введение 3
Межэтнические конфликты 4
Классификация этнических конфликтов 6
Зоны конфликтов 9
Исламский фактор 12
Регулирование конфликта 15
Заключение 18
Литература 19

Работа содержит 1 файл

SocRefExp.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

Чеченский конфликт

Существует несколько  подходов в понимании причин чеченского конфликта и начала военных действий. Широко распространено мнение, что  он начался из-за борьбы за нефть  и деньги. Через республику шла  торговля оружием, нефтепродуктами, машинами, осуществлялся неконтролируемый вывоз  валюты.

Автор другой версии рассматривает  чеченские события с точки  зрения концепции национально-освободительного движения, в контексте исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических  факторов, которые предопределили «Чеченскую революцию» и последующую борьбу за суверенитет.

Есть еще одна версия. Возможно, начало военных действий в Чечне было связано с попыткой продемонстрировать силу Президента РФ, способность сохранить единство России накануне президентских выборов, а заодно и повлиять на другие «строптивые  регионы». «Силовики» обещали сделать  это с помощью «блицкрига».

Исламский фактор

Помимо центростремительных  тенденций в Чечне и Дагестане  действует мощный фактор «исламской глобализации», ломающий (с другой точки  зрения модернизирующий) традиционные этнические и тейповые отношения.

Хантингтон изучая модернизацию традиционных обществ, фиксировал внимание на высокой политической мобилизации в переходные периоды. Он объяснял ее тем, что урбанизация, образование и широкая доступность информации порождают у групп, вовлеченных в модернизационный процесс, новые потребности и представления о способах их удовлетворения. Но реальные возможности таких обществ, в том числе социально-экономические, растут медленнее, чем потребности людей. Правительства не могут их удовлетворить. Отсутствие соответствующих политических институтов затрудняет, а иногда делает невозможным выражение требований в рамках закона. Несовершенство политической системы, неспособность ее решать противоречия ведут к конфликтам.

Исламский фактор в явной  или скрытой форме всегда имел существенное значение в этнополитических процессах на Северном Кавказе. Это  проявлялось как в открытом сопротивлении  горцев царизму в ходе кавказских войн XVIII-XIX вв., так и позже, в различных  протестных акциях по мере вовлечения местных общин в общегражданское  лоно советского строя. Специфика мусульманства  позволила сохранить национально-религиозные  нормы и ценности, несмотря на многочисленные репрессии по отношению к духовенству, закрытие мечетей, депортацию некоторых  этнических групп. Именно благодаря  приверженности своим традициям  и обычаям народы, исповедующие ислам, сумели сберечь себя в качестве целостных  и самобытных этносов

В Чечне и Дагестане  издавна утвердились два взаимопересекающихся пласта социально-культурной жизни традиционалистких обществ (тукхумы, тейпы, вирды и др.). Первый - внешний, формально включающий эти общества в действующую государственную идеологическую и экономическую систему; второй - внутренний, веками не подверженный изменениям, существующий независимо от первого и оказывающийся реальным источником духовной и практической этноидентификации людей.

В конце концов жрецы, толковавшие в мехк-кхелах обычное право (адаты), были вытеснены мусульманскими проповедниками - знатоками как шариата, так и адатов. Вместе с приходом войск Тимура получило широкое распространение мистическое направление в суннитском исламе - суффизм, немало содействовавший консолидации горских племен, формированию их единых традиций, культурной общности, ибо довольно органично переплетался с северокавказскими обычаями и верованиями. Вот почему под знаменем ислама, уже воспринимавшегося неотъемлемой частью исконно существовавших общественных устоев, и развертывалась борьба горцев с Российской империей за свою свободу и независимость.

В Дагестане более широко, чем в Чечне, получила развитие книжная  исламская ученость. Там располагалось  подавляющее большинство мусульманских  высших и средних школ, готовящих  служителей культа, там проживали  знатоки Корана - шейхи, суфии, алимы, владевшие арабским языком. Это объяснялось не только тем, что здесь исламу намного раньше удалось утвердиться. В значительной степени такая ситуация вызвана спецификой этнической структуры Дагестана, где на сравнительно компактном пространстве расселились этносы и субэтносы, изъясняющиеся на совершенно разных языках, и в этих условиях арабский язык становился (до покорения Кавказа царской Россией) средством, позволяющим не только распространять религиозные установления, но и быть языком дипломатии и торговли. Львиная же доля населения знала лишь то на арабском языке, что было необходимо для ежедневного совершения намаза и обращения к Всевышнему с молитвой.

Ислам стал не только формой личного поведения, но также образом жизни, фактором, организующим сельскую общину, реальной политической силой. В последние годы в сельской общине местные религиозные лидеры были вынуждены выполнять функции и религиозной и светской власти, все чаще мелкие конфликты старались разрешить при помощи законов шариата.

На Северном Кавказе  проявились симптомы и новых тенденций. Одна из них означает известную переориентацию со светского образования на исламское. Если еще в недавнем прошлом условием успешной карьеры человека было хотя бы формальное содействие ослаблению влияния ислама на местах, то теперь, напротив, большинство молодых людей, рассчитывающих на лидерство в религиозных общественных и политических структурах, получают солидную подготовку в исламских учебных заведениях Дагестана и зарубежных стран. В связи с активным и быстрым распространением знания арабского языка, открытием множества медресе и официальным признанием за исламом статуса государственной религии отмечается начало процесса смены социокультурной идентичности у некоторой части жителей в Чечне и Дагестане, прежде всего молодежи.

Ныне исследователи, касаясь  количества приверженных исламскому фундаментализму (ваххабизму), называют от 5 до 10% населения применительно к Чечне и Дагестану. Само понятие "ваххабизм" обозначает на Северном Кавказе любое исламское учение, отличающееся от воззрений, присущих суффийским тарикатам.

Регулирование конфликта

Методом ослабления конфликта  является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.

Важно в процессе регулирования  конфликта исключить воздействие  факторов, способных консолидировать  ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее использования. Опыт Чеченского конфликта очень наглядно продемонстрировал это.

Приемом торможения конфликтов является использование широкого спектра  санкций - от символических до военных.

Вооруженное вмешательство  считается допустимым только в одном  случае: если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения  прав человека.

Как правило, наиболее эффективно прерывание конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить  действие прагматических подходов к  его регулированию. И еще, что  тоже очень важно, в результате этого  меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Переговоры должны вестись  таким образом, чтобы каждая сторона  стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для  партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш-проигрыш» на модель «выигрыш-выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально

В процессе регулирования  конфликтов этносоциологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений. Но главное - именно они могут представить основную базу информации для предупреждения конфликтов.

В ходе «регулирования» Чеченского конфликта было использовано немало методов, оправдавших себя в других ситуациях. Это и попытки деконсолидации конфликтующих сил (поддержка оппозиции, склонной к компромиссам), и попытки прагматизации переговоров (они, как известно, предпринимались несколько раз), и разделение общих решений на ряд договоренностей (первоначальные перемирия для захоронения погибших, переговоры об обмене военнопленными и др.).

Успешное урегулирование этнических конфликтов предполагает нахождение нового и компромиссного для всех участников конфликта баланса властных полномочий. При этом наиболее трудным  для разрешения является этнотерриториальный конфликт, к какому бы типу он не относился. Трудность его урегулирования объясняется сакральным восприятием территории этногенеза и стремительным переводом целе-рациональной формы обсуждения претензий в эмоционально-ценностный план. Этнотерриториальные конфликты, как и все этнические конфликты вообще разворачиваются прежде всего, в сфере ценностного сознания.

 

Заключение

Этносоциологами собран довольно значительный объем информации, который может быть использован для анализа сложных ситуаций с целью предупреждения межэтнических конфликтов.

Прежде всего, имеются  данные об изменении в социальном статусе контактирующих в регионах этносов, о представительстве национальностей  в престижных слоях, на дефицитных должностях, во властных структурах. По ряду республик  есть материалы о социальном происхождении  разных групп элиты, о темпах социальной мобильности титульных национальностей  и других этнических групп, об авторитете лидеров, в том числе национальных движений, объединений, ассоциаций.

В банках исследовательских  групп содержатся материалы о  ценностных ориентациях, жизненных  ценностях этнических групп, позволяющие  судить о возможном конфликте  ценностей в процессе трансформации  общества, об углублении или ослаблении культурных границ. Наконец, все этносоциологические  исследования фиксируют межэтнические  установки и ориентации, авто- и гетеростереотипы, что дает возможность увидеть тенденции развития - нарастания или ослабления - межэтнических напряжений.

В ходе некоторых исследований изучалась популярность основных идеологом  национализма, ориентаций на суверенитет  и сецессии. Повторные исследования показывают динамику таких ориентаций

Понять причины конфликтов, исходя из какой-то одной теории, нельзя потому, что, во-первых, каждый конфликт имеет свою специфику, а во-вторых, казуальные основы их могут меняться в ходе эскалации конфликтов, особенно если они затяжные.

Литература

Гидденс Энтони Социология (Anthohy Giddens. Sociology) Пер. с англ. Изд. 2-е. перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

 

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Пер. с польского. 2-е изд. М.: Логос, 2010, - 664 с.

 

Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. М., 1998. 271 с.

 

Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 480.

 

Денисова Г.С., Радовель М.Р. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ Издательство ООО «ЦВВР» Ростов-на-Дону 2000

 

И.А. Задворнов Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности. Социологические исследования. 2000.  № 10. С. 52-57.

 

"Helsingin Sanomat", Финляндия. http://www.inosmi.ru/inrussia/20041012/213682.html

 

 


Информация о работе Этносоциология о причинах межэтнических конфликтов