Этносоциология как новейшая отрасль социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:26, доклад

Описание работы

Прежде всего определяется место и значение Этносоциология как новейшей отраслевой социологии, толчком к развитию которой выступили особенности этнонационального развития полиэтнических стран, таких как СССР, США, европейских стран, где существенно обострялись этнические отношения и этнические конфликты на протяжении всего XX века.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

Прежде всего определяется место и значение Этносоциология как новейшей отраслевой социологии, толчком к развитию которой выступили особенности этнонационального развития полиэтнических стран, таких как СССР, США, европейских стран, где существенно обострялись этнические отношения и этнические конфликты на протяжении всего XX века. Подчеркивается, что выделение Этносоциология в системе социогуманитарного знания обусловлено необходимостью анализа закономерностей развития специфических социумов (этнических общностей), объяснение появлению феномена "этнического возрождения" ("этнического ренессанса" - 60-е рр.XX ст., По Е. Смит, В. Евтух), создание научных стратегических проектов по речевого развития, улаживания межэтнических конфликтов и отношений, спостережуються на территории бывшего СССР - в Украине, и во всем мире. Определяется объект дисциплины прежде всего это - этнические сообщества общества, и предмет дисциплины - этнические сообщества общества в социальной среде, в отношении которых в предмете предусмотрено изучение социальных аспектов развития и функционирования, взаимосвязей этнических общностей и личности, которая включена в эти сообщества и в социальную среду.

 

 Доказывается, что этносоциология как отдельная отрасль имеет своим началом исследования в 20-30 гг в Германии и США, виокремлюючись в СССР лишь в 60-70 гг XX в., И продолжая свое шествие в Украине с конца 80-х гг Запоздалая появление Этносоциология в СССР объясняется господством идеи К. Маркса о призрачности нации и ее умирания.

 

По междисциплинарных связей, то на становление этносоциологии повлияли этнология, этнография, этническая психология и этнолингвистика. Каждая дисциплина имеет свое назначение. В западной науке этнология - это теоретическое народоведение, традиционно разграничивается с этнографией - описательной дисциплиной, которую обозначають как "E" (музееведение). Этнология как срок своим появлением обязана А. Шван (1784 г.), а ее распространению способствовали труды В. Эдвардса и А.-М. Ампера в первой половине XIX в. Главное достижение этнологии - формирование научных представлений об этносе, а результатом этнографии является подробное описание (реестр) предметов и явлений, памятников традиционно-бытовой культуры народов мира

 

Отсчет существования этнопсихологии начинается с издания журнала  «Психология народов и языкознание» немецкими учеными Г. Штейнталем и М. Лацарусом (1859), которые объявили о рождении новой науки - психологии народов. Затем эта наука продолжается трудами В. Вундта, который считал, что народный дух - это высшие психические процессы, возникающие в совместной жизни членов этноса. В начале ХХ в. центром этнопсихологии становится США, где работает исследователь Ф. Боас, который в свое время (1910 г.) выступил с красноречивым докладом «Психологические проблемы антропологии» перед С. Фрейдом и К. Юнгом.

 

Труда учащихся Ф. Боаса - М. Мид и Р. Бенедикт заложили фундамент школы «культура и личность», занявшая пространство между культурной антропологией и психологией. В 1932 г. Р. Бенедикт в своей статье «Конфигурация культур» выдвинула новаторскую идею о наличии культурной доминанты в каждой культуре. В продолжение этой мысли другой соучредитель школы А. Кардинер ввел понятие «базовой личности» как основной структуры, которая формируется определенной культурой. В противоположность этому понятию, сторонник этой же школы Р.Линтон вводит другое понятие «модальная личность», как такой структуры, которая присуща всем членам данной культуры, но она отличается от желаемой (идеальной) структуры как наиболее оптимальной в этих самых культурных реалиях. Что касается термина «этническая психология», то до сих пор в западной науке он не является устойчивым, а сосуществует рядом с такими: 1) психологическая антропология (этнологический направление) 2) кросс-культурная психология (эмпирическая дисциплина), 3) психология межэтнических отношений ( дисциплина, находящаяся на стыке психологии и социологии).

 

Психологическая антропология (этнологический направление) как наука применяет  так называемый еmис подход (фонема), изучающая культурно-специфические особенности сообществ, пытаясь их понять на основании тщательных полевых исследований. В итоге эта отрасль имеет сведения о социально-культурная среда, ментальность и поведение представителей этноса. Кросс-культурная психология, эмпирическая дисциплина как наука ссылается в etic подхода (фонетика), изучающая универсальные сходства, а не различия культур и этносов, пытаясь их объяснить на основании большого разнообразия методов. Психология межэтнических отношений (дисциплина, находящаяся на стыке психологии и социологии) как дисциплина близка к социологического знания через маргинальность проблемы межгрупповых отношений (Г.М. Андреев).

 

Наконец еще одной составляющей этносоциологии является этнолингвистика, изучающая язык в отношении этноса. Научным основанием этнолингвистика является ее идея, высказанная В. Гумбольдтом, о специфических связи языка и этноса, различаются и по грамматике, и по мышлению от одного этноса к другому; структурная теория как Ф. де Соссюра, где утверждается, что языковые единицы сосуществуют между собой, выполняя интегрирующие и дифференцирующие функции, различаясь как формы и содержание; и гипотеза Е. Сепира-Б. Уорфа о разногласиях в образах мира, которые отражаются в языке. Развитие этнолингвистика в Украину благодаря трудам А. Потебни "Язык. Национальность. Денационализация "," Мысль и язык »,« Язык и народность », в которых утверждалось, что языковой упадок ведет к потере национальной самоидентификации - в конце концов к денационализации.

 

Наработки украинских ученых-этнографов, философов, языковедов, врачей также  способствовали развитию украинской этносоциологии. В частности в трудах Кирилло-Мефодиевского братства зарождалась новая форма этнического самосознания; Костомаров утверждал, что украинская похожие характером, П. Чубинский указывал на гиперрозвиток идеи личности в Украину, что мешает созданию независимого государства, а супругов Ефименко прослеживали распад родовой семьи украинских . В то же время активно разыскивались образцы материальной и духовной культуры на Слобожанщине (М. Сумцов). В Западной Украине - И. Франко вместе с единомышленниками М. Павликом, В. Гнатюка, Ф. Колессой отмечали, что "Галичина и Украина-один", хотя Франко и был сторонником инонациональной государства по образцу западных стран, также как и затем его ученик М. Драгоманов. Однако в то же время Т. Шевченко, а затем и главная фигура украинский интеллигенции - Д. Донцов выступили сторонниками исключительно национальной государственности, рассматривая Украину геополитически с позиций мессианизма (освободителя народов).

 

 

 

 

 

Переводчик Google для бизнеса –Инструменты переводчика

переводчик сайтов

служба "Анализ рынков"

Отключить моментальный перевод

О Переводчике GoogleМобильная версияКонфиденциальностьСправкаОтправить отзыв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этносоциология как отраслевая дисциплина также как и общая  социология, как и любая другая наука не в состоянии существовать, не получая эмпирическую информацию относительно этносов, их структуры  и функций, межэтнических конфликтов, развития этнической ментальности и  идентичности. Конечно, исследователь  этносов обычно использует официальную  статистику, печатается в журналах, бюллетенях, докладах, поэтому ключевой базой Этносоциологические исследования есть ряд официальных документов. Итак, ключевую базу Этносоциологические исследования составляют: 1) переписи населения, содержащие вопросы о национальности то ли этничность, родной язык, 2) текущий учет населения, которые содержат личные характеристики представителей тех или иных этнических общностей, 3) опубликованы материалы, среди них справочно-энциклопедические, статистические сборники, материалы по истории и современного состояния этнических общностей (о национально-культурные общества), периодическая печать и художественная литература. По программе Этносоциологические исследования - это научная работа теоретического характера, от которой зависит целеустремленность исследования, возможность получения научно значимых, достоверных материалов. Программа включает: 1) формулировка проблемы исследования, 2) определение его целей и задач; 3) выяснение операциональных понятий; 4) гипотезы, которые следует проверить; 5) определение объектов исследования; 6) определение единиц исследования (выборка); 7) разработку методических средств сбора информации; 8) приемы анализа и обобщения материалов (процедуры социологического исследования).

 

 

 

Однако вышеупомянутая ключевая база не имеет исчерпывающий характер - вот почему исследователь в области  этносоциологии вынужден подбирать  недостаточную информацию в социологических  опросах, где выясняются субъективные мнения представителей этнических групп. Разумеется, ответы «этнических» респондентов усредняются, а обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, графиков, диаграмм, а затем на основании  этих обобщений выводятся закономерности.

 

В такой вроде простой и прозрачной схеме по этносоциологических данных существуют свои подводные камни. Прежде всего это касается выборки етнодослиджень. Особенности выборки Этносоциологические исследования требуют определенных ограничений, в частности важно иметь полный список всех членов этнической общности (идеал), но в действительности мы имеем дело не с собственно выборке, а целенаправленным выбором респондентов. Таким образом, методы отбора респондентов определенной национальности (этничности). Метод "фильтра". По этой методике опрашивается более широкий массив, чем нужно для решения задачи исследования. Часть вопросов относится только представителям этнической общности, которая является объектом конкретного Этносоциологические исследования. "Фильтром" здесь является вопрос о национальной (этнической) принадлежности. Конечная выборка формируется не до, а после проведения опроса. Собственно массив тех, кто опрашивается, делится на две подвыборки: основную (только представители данной этнической общности) и дополнительную, т.е. те, кто попал в предварительную выборку, но не относится к этнической общности, которая дослиджуеться.Метод снежного кому ("snowboll") . Применяется тогда, когда этническая общность многочисленная и расселено компактно в рамках одного населенного пункта. Формирование выборки в этом случае начинается с выбора нескольких "стартовых точек", "стартовых персон". Лучше формировать выборку методом снежного кому через общества, центры, национальные школы и т.д.Метод отбора по косвенным признакам, теми связанные с национальностью (этничностью), например, по фамилии, в частности в списках, подготовленных к очередным выборам

 

Во-вторых, это касается особенностей этнического опроса, ведь есть довольно существенные ограничения этнического  опроса, которые нельзя не учитывать. Особенности опроса связаны с  концепцией этноса, которая принимается  в данной программе. Главная методологическая проблема - преодоление межкультурной  дистанции между исследователем и объектом исследования.

 

Для анкетирование и интервьюирование необходима более глубокая культурологическая подготовка исследователя и интервьюера относительно выбранного объекта исследования.

 

Особого внимания в Этносоциологические  опросе (интервью) требуют следующие моменты: 1) речь инструментария (анкета и бланк интервью): Как правило, анкета переводится на язык респондента, или же подается двумя языками (например украинском и крымскотатарском). Для контроля качества перевода необходим двойной перевод (скажем, перевод с украинского на крымскотатарский и независимым переводчиком с крымскотатарского на украинский), 2) язык интервью: интервью следует вести на том языке, которым и респондент, и интервьюер владеют свободно; иначе следует воспользоваться услугами переводчика. Необходимо иметь в виду, что переводчик в силу определенных особенностей (социальный статус, психологические особенности, этнокультурные ориентации и т.п.) может влиять на результаты интервьюерування, 3) личность интервьюера. Группы интервьюеров следует формировать из представителей разных национальностей; стоит исключать интервьюеров с крайними взглядами на этнополитики и этнокультурное развитие народов.

 

 

 

Кроме вышеупомянутого, важно и  то, что социолог всегда ищет ответ  на один принципиальный вопрос: как  с опроса отдельных членов этнической общности составить социальный портрет  типичного представителя его  этнической группы. Ответ на этот вопрос, как оказывается, имеет стратегическое значение и в науке разработано  несколько стратегий Этносоциологические  исследования.

 

Задачей первого направления является изучение общих и отличительных  особенностей разных народов. Объектом анализа здесь могут быть как  социально-психологические и социологические  феномены (вербальная, невербальная коммуникация, социальная перцепция, каузальная атрибуция, ролевые структуры, идентичность этноса). Их исследуют непосредственно с  помощью сравнительного анализа  в рамках так называемого сравнительно - культурного подхода . Классический вариант этого подхода, который начал применяться, прежде всего, в этнопсихологии, а затем Этносоциология - это межкультурные исследования, или кросс-культурные студии. Для этих исследований присуща отсутствие выхода в более широкий контекст переменных. Ранее, в зависимости от ориентации исследователя, внимание сосредотачивалось или поисковые различий в результатах, или на подчеркивании общности каких-то существенных моментов.

 

Если обратиться к этносоциологических  исследований, то, как уже указывалось  ранее, применялись два подхода, которым соответствует два срока - еmic и etic, происходящих от лингвистических терминов - фонема и фонетика, что означает ударение или на культурно-специфических признаках, или универсальных явлениях и ценностях соответственно. Притом в становлении этнической научной тематики сначала доминировала ориентация на поиск различий (работы реверса, Р. Редфильда, Леви-Брюля, теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа). Например, концепция «картины мира» (world-view), предложенная Г. Редфильдом, которая пытается увидеть явления культуры, прежде всего, из-за середины и лишь потом прийти к их «внешнего» понимания, т.е. используется культурно-специфический еmic подход, с помощью какого-либо явления пытаются понять.

Информация о работе Этносоциология как новейшая отрасль социологии