Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:49, реферат
Этнометодология - радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи социологии как научной дисциплины. С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки.
Главным концептуальным достижением Гидденса стала теория структурации. Ее основные положения изложены в работе 1984 г. "Конституирование общества: очерк теории структурации"*96 и развиты в последующих трудах конца 1980-х—1990-х гг. В этой теории ученый ставит задачу преодолеть ограниченность предшествующей ортодоксальной социологии. Последняя объясняла человеческое действие внешними социальными причинами (например, по Дюркгейму, та или иная структура общества является внешней по отношению к индивиду и принуждает его к определенному поведению).
*96: {Перевод на русский язык главы из этой книги см.: Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. С. 40—72.}
Между тем
природу действия необходимо понимать,
считает Гидденс, на основании знания
подлинных внутренних побуждений самого
действия, его структуры, которая
является не только "принуждающим",
но и "внутренним" фактором, дающим
индивиду определенные возможности. Действие
рассматривается ученым сквозь призму
его рекурсивного характера, т.е. как
воспроизводство условий, которые
делают возможной деятельность социальных
агентов. При этом действие характеризуется
как непрерывный процесс
По мнению социолога, и объективно, и субъективно структура и действие не могут существовать отдельно друг от друга. В то же время в социологической науке их изучение оказалось разобщенным. Анализ взаимосвязи структуры и действия стал центральной задачей теории структурации. Она оказалась направленной на осмысление процесса воспроизводства социальных систем через совокупность социальных практик, взаимодействующих структур и действий в пространстве и времени.
Эта теория призвана,
считает Гидденс, преодолеть разногласия,
существующие между, с одной стороны,
функционализмом и
С учетом сформулированной
цели теории структурации — преодолеть
указанные выше разногласия —
предметом социальных наук, по Гидденсу,
является анализ социальных практик, упорядоченных
в пространстве и во времени. Поскольку
социальная деятельность оказывается
повторяющейся и постоянно
Одним из центральных понятий этой теорий является понятие агента (социального агента), которое ученый раскрывает через описание его стратификационной модели. Она включает в себя три уровня: мотивацию действия, его рационализацию и рефлексивный мониторинг действия*97. Уровень мотивации рассматривается социологом как потенциал действия, как те желания (осознанные и неосознанные), которые побуждают агента к действию. Рационализация действия — это способность индивида рутинно и без особой суеты поддерживать понимание оснований своей деятельности. Рефлексивный мониторинг действия характеризуется Гидденсом как непрерывное отслеживание индивидом своих действий, действий других людей, а также существующих и складывающихся условий действия.
*97: {Современная социальная теория: Бурье, Гидденс, Хабермас. С. 43—51.}
Для чего социологу понадобилась эта трехуровневая модель социального агента? Вероятно, прежде всего для того, чтобы показать процессуальный характер самого действия и его структуры, без чего создать конструкцию теории структурации было бы нельзя.
В связи со
сказанным нужно иметь в виду,
что сам термин "структурация"
направлен на выявление потенциала
понятия "структура" как категории
динамической (в отличие от традиционной
статической ее трактовки). Рассматривая
понятие структуры, Гидденс стремится
показать его богатые возможности,
выходящие далеко за пределы традиционного
использования этого понятия, причем
применительно к определенным институциализированным
явлениям (структура общества, классовая
структура, социальная структура и
т.д.). Одна из таких новых возможностей
— характеристика структуры как
порядка воспроизводства
Поскольку социальные практики очень многообразны (в одной и той же стране в разные периоды ее развития, в разных странах), постольку возникает проблема их упорядочения. Именно это и делают люди как социальные агенты (активные социальные деятели) благодаря своим действиям. Другими словами, их действия производят структуры — не как какие-то закостеневшие институциональные образования, а как живые, постоянно изменяющиеся социальные практики. Структура в этом случае выступает как образец социальных отношений, существующий в данном времени и в данном пространстве.
Рассматривая понятие структуры в самых различных социальных концепциях (структурализма, функционализма, постструктурализма), социолог приходит к выводу о необходимости иного его толкования. Он считает, что структура в социальном анализе "относится к структурирующим качествам, позволяющим "связывать" время и пространство в социальных системах, качествам, которые обусловливают существование более или менее одинаковых социальных практик во времени и пространстве и которые придают им "систематическую" форму"*98.
*98: {Там же. С. 53-54. }
С учетом такого
подхода к структуре Гидденс
рассматривает структурные
*99: {Там же. С. 54.}
Новое понимание
структуры понадобилось Гидденсу для
того, чтобы преодолеть ее ортодоксальное
социологическое употребление" Но
при этом он не настаивает на отказе
от традиционных трактовок данного
термина, поскольку без них могут
быть утеряны некие общие
Концепция самореферентной
системы Н.Лумана
Февраль 6th, 2009 | admin
Один из корифеев
современной теоретико-
На первом этапе
развития системного подхода, по мнению
Н.Лумана, общество воспринималось как
некая целостность, напоминающая биологический
организм. Отсюда господство биологических
аналогий и попытки представить
общество как организм, состоящий
из взаимосвязанных частей (в качестве
которых выступали люди, группы,
коллективы, общности или институты,
иначе говоря, некие физические объекты).
Предметом социологии в этом случае
мыслилась необходимость
Постепенно, однако (по мере развития теории систем и кибернетики), ученые начинают осознавать, что при наличии ряда аналогий между организмом и обществом, они существенно отличаются друг от друга. Основное различие, по мнению Н.Лумана, следует искать в понятиях закрытой (энтропийной, стремящейся к гомеостазу) и открытой (негэнтропийной) систем. Меняется представление и об элементах системы, которые теперь мыслятся не как простые, далее неделимые части, а как сложные подсистемы, т.е. часть сама начинает мыслиться как система, а взаимосвязь – как сложная сеть прямых и обратных связей. Эта переориентация и составляет суть второго этапа системного подхода в социологии, который связан, по мнению Н.Лумана, с творчеством Т.Парсонса. На этом этапе особую теоретическую значимость приобрели понятия границ открытых систем и их эмерджентных (системно-целостных) свойств.
Третий этап
развития системно-социальных представлений
связан, по мнению Н.Лумана, с понятием
самореферентных систем, т.е. таких
систем, которые способны отличать
себя от внешней среды и фиксировать
границы этого различия. Сама способность
системы осознавать свое внутреннее
и внешнее состояние, ограниченность
от внешнего мира начинает рассматриваться
в качестве ее базисного элемента,
что существенно меняет и представления
о ее функционировании. При этом
связь элементов системы
Итак, элементами
сложной системы социального
типа выступают не физические объекты
(человек или человеческие объединения),
а коммуникации, распадающиеся на
действия, или события. Подобное понимание
элементов системы приводит к
реинтерпретации и понятия
Н.Луман полагает, что предложенное им понимание социальной системы помогает устранить те логические трудности, которые возникают при механическом переносе понятий системного подхода на объяснение общественных явлений. При этом понимании границы системы, оставаясь подвижными (нечеткими, размытыми), могут быть в то же время весьма определенными в силу оперативной закрытости системы и ее стремления воспроизводить свою границу. Оперативная закрытость решает и проблему эмерджентных свойств, так как системные операции остаются внутри системы. Люди, таким образом, не являются элементами общественной системы, они представляют собой лишь часть окружающей среды. Социальная система представляет собой в этой интерпретации своеобразную совокупность коммуникаций, обладающих свойством самоописания, а действие – событие — это своеобразное проявление самой коммуникации.
Таким образом,
мы познакомились с рядом