Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:49, реферат
Этнометодология - радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи социологии как научной дисциплины. С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки.
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ
Этнометодология - радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи социологии как научной дисциплины. С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки. С другой стороны, конституирующую роль для Э. выполнила не менее последовательная критика традиционной методологии, понимаемой как совокупность методов обнаружения неизменных свойств мира "фактов", а также ее гипостазировано рационалистических и априорных исходных допущений. Традиционной социологической методологии противопоставлялись подходы и способы работы "полевой" антропологии, предполагавшие непосредственное "включение" в жизнь исследуемых сообществ, которые затем в Э. универсализировались до общесоциальных методов исследовательской работы.
Принципиально
уходя от вопросов субстанциональной
природы общества и не приемля
как доминантную проблему условий
возникновения социального
Реализация этой целевой дисциплинарной установки потребовала выдвижения Э. семи альтернативных классическим методологических предположений относительно природы социального мира. Исходное допущение - стремление людей во всех ситуациях взаимодействия достичь видимого согласия относительно "релевантных черт обстановки взаимодействия". Это согласие может базироваться на установках, верованиях, знаниях о природе ситуации взаимодействия. Оно предполагает различные практики межличностного взаимодействия и соответствующие им методы конструирования, поддержания и изменения кажущегося согласия, которые могут быть как эксплицитны, так и имплицитны. Эти практики и методы обеспечиваются восприятием того, что ситуации взаимодействия имеют упорядоченную структуру. Видимость согласия есть не только результат соглашения, но и выражение согласия каждого из участников с "правилами и процедурами" создания и разрушения этого согласия, т.е. видимое согласие предполагает "молчаливое" подразумевание ряда допускаемых всеми условий - правил взаимодействия-общения. Каждая ситуация уникальна в своем роде и предполагает собственное определение в согласии, которое не может быть некритически перенесено из какой-либо иной ситуации. Каждый раз создавая, вновь утверждая или изменяя правила для определения ситуации, втянутые в нее люди предлагают друг другу кажущийся упорядоченным и связанным мир "вне их", побуждающий их к определенным восприятиям и действиям. Таким образом, обнаруживается, что любая ситуация взаимодействия проблемна, что все "очевидности" являются результатом постоянных усилий людей по их поддержанию, т.е. по созданию общего смысла, что каждый раз реально люди имеют дело с переходящими друг в друга ситуациями, по поводу которых люди и могут "договориться".
Социокультурная
реальность понимается в Э. как поток
неповторимых ситуаций, схватываемых
и конституируемых в
И.
Гофман понимал социальное «Я» не
как собственность актора, а как
продукт театрализованного
Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса
Хабермас
различает инструментальную и коммуникативную
рациональности. Понятие инструментальной
рациональности заимствуется у Макса
Вебера. Следует отметить, что при этом
типология действия Хабермаса испытала
заметную трансформацию. Впоследствии
он, пользуясь уже несколько иными критериями
различения, выделил следующие четыре
типа: стратегическое, норморегулирующее,
экспрессивное (драматургическое) и коммуникативное
действие.
Следующим важным шагом
развития концепции Хабермаса явилось
исследование типов действия в связи с
соответствующими им типами рациональности.
Аспекты рациональности, которые проанализировал
Хабермас, позволили уточнить саму типологию
действия. Нет ничего удивительного в
том, что это исследование также стало
творческим продолжением учения Макса
Вебера. Не следует, впрочем, преувеличивать
роль веберовских идей в формировании
и изменении учения Хабермаса, который
лишь отталкивается от текстов Вебера,
но делает из них множество оригинальных
выводов. Прежде всего Хабермас значительно
яснее и последовательнее, чем Вебер, порывает
с некоторыми фундаментальными принципами
и традициями эпохи "модерна" , философии
и культуры Просвещения.
Противники теории коммуникативного действия
Хабермаса неоднократно упрекали его
в том, что он конструирует некую идеальную
ситуацию направленного на консенсус,
"убеждающего", ненасильственного
действия и идеального же "мягкого",
аргументирующего противодействия. Апеллируя
и к жестокой человеческой истории, и к
современной эпохе, не склоняющей к благодушию,
критики настойчиво повторяют, что хабермасовская
теория бесконечно далека от "иррациональной"
реальности.
Между тем, коммуникативное направление
в изучении социальной действительности
имеет не только глубокие корни, но и существенные
теоретические и практические достижения,
полученные в рамках действующих в настоящее
время концептуальных подходов, исследовательских
парадигм и научных сообществ.
Сторонники формирования и развития науки
о коммуникации, как самостоятельной области
знания, широко представлены в отечественных
и зарубежных коммуникативных исследованиях.
Однако, это лишь одно направление в исследовании
коммуникации.
Второе направление, которое в настоящее
время представлено более многочисленным
отрядом исследователей, развивается
в рамках таких парадигм, как "теория
коммуникации" или "метатеория"
. При этом общей методологической базой
для данного направления является, во-первых,
стремление рассматривать "теорию коммуникации"
и "метатеорию" в качестве объединяющих,
обобщающих теорий. Во-вторых, основой
для формирования такой объединяющей
теории должны выступать, по утверждению
представителей данного направления,
либо обобщения различных наук, где коммуникативное
воздействие играет определяющую роль,
либо обобщение частных коммуникативных
теорий. Так, А.В.Соколов пишет: "Никакой
"теории коммуникации" путем суммирования
знаний, накопленных в разных научных
дисциплинах, вырастить нельзя. "Теория
коммуникации" не может состоять из
разделов, заимствованных из антропологии,
искусствознания, педагогики и т.д. Чтобы
познать сущность и структуру универсума
социальной коммуникации в целом, требуется
не суммирование, а обобщение знаний…
Такое обобщение, то есть получение нового
знания путем критического анализа, сопоставления,
оценки, систематизации частных факторов
и концепций, свойственно не теории, а
метатеории, или обобщающей теории".
Все это обуславливает необходимость
поиска новой парадигмы и методологии
исследования коммуникации как самостоятельной
области знания, а именно науки о коммуникации.
Что касается названия такой науки, что
ее, с учетом уже высказанных в литературе
предложений, предпочтительно именовать
коммуникологией. В самом общем плане коммуникологию
можно определить как науку о месте и роли
коммуникации в обществе, о коммуникационных
системах, структурах и процессах, закономерностях
их развития и функционирования.
Коммуникология - это формирующаяся наука,
находящаяся на начальном этапе своего
становления и развития, хотя имеет древние
корни и богатые коммуникативные и мультидисциплинарные
традиции. Научный потенциал коммуникологии
может быть реализован наилучшим образом
и наиболее эффективно не в виде мультидисциплинарных
коммуникативных теорий, а на основе диалектического
единства, взаимопроникновения и дополнения
коммуникологии и мультидисциплинарных
коммуникативных теорий. Коммуникология
как наука о коммуникации и "теория
коммуникации" или "метатеория"
- это не совпадающие категории. Любая
научная теория - это лишь одна из составляющих
науки. Теория призвана дать научное объяснение
сути явления, а наука наряду с познанием,
объяснением явления должна предложить
механизм реализации получения знаний
в человеческой деятельности. Наука может
включать в себя несколько теорий, объясняющих
явление с различных позиций.
Структуралистский конструктивизм
В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:
Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое пораждает так называемые «парные понятия»
В основании
теории Бурдьё лежат, в первую очередь,
фундаментальные идеи классиков, выражающие
два противоположных подхода
к определению объекта
Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габиус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.
По Бурдьё, объективная социальная среда производит габиус – «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые пораждают конкретные социальные практики индивидов.
Социальное пространство – это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.
Социальное пространство не совпадает с физическим, однако физическое пространство стремится войти в соответствие с социальным. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), влесть над которыми дает обладание дефицитными благами – капиталом.
Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.