Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 05:36, контрольная работа
1. Понятие этнической общности, ее структура.
2. Исторические типы этносов.
3. Этнические процессы в современном мире.
4. Национально-этнические отношения. Межнациональные конфликты.
Тема
10. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и но устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе — этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. Это понятие в современной этнологии неразрывно связано с понятием этничности. В 1960—90-х гг. в мире появилось огромное количество научных публикаций но этой проблеме. Благодаря им термин «этничность» прочно закрепился в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук.
Понятие "этнос" появилось в социологии сравнительно недавно. В Западной Европе интерес к этническим проблемам возник после окончания Второй мировой войны, когда в страны Европы и Великобританию начался приток иммигрантов из Африки. В СССР понятие этнос в 1970-е гг. ввел в научный оборот Ю.В. Бромлей. До сих пор среди исследователей нет единого мнения о том, что такое "этнос", "этническая общность" и "этническая группа". Многие авторы в своих трудах используют их как синонимы. Однако различия есть, и состоят они в следующем.
Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы . Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).
Этническая общность – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большинстве случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое .
В недавнем прошлом, когда различные этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг от друга (препятствием для смешивания служили как национальные границы, так и культурные (языковые, религиозные и т.п.) различия, этноцентризм (тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, нетерпимость к иным этносам и культурам)), этническая общность и этническая группа были идентичны друг другу. Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.
Структура этноса включает:
1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты);
2) бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища);
3) обычаи и традиции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность);
4) этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической);
5)
этническое родство (чувство
6) самоназвание (этноним, например, русские). Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям людей.
Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп:
1) племя – людей, объединенных
родовыми и социальными
2) народ – общность, объединенную
преимущественно социально-
3)
нацию – наивысшую на
Нацию отличают:
1)
специфическое национальное
2) развитой, литературный язык;
3) профессиональная культура;
4)
устойчивый социально-
5) национальная
6) экономическая общность на
Исторически племя возникает в период формирования родоплеменного строя и преобразуется в народ на стадии появления государства. Однако некоторые этнические группы и до сегодняшнего дня существуют в виде племени (в странах Центральной Азии, Африки, Латинской Америки). Этническая группа в форме народа существовала в традиционных государствах докапиталистической эпохи. В период капитализма (в Западной Европе – с XVI–XVII вв.) появляются первые нации, объединенные в границах государств современного типа. Однако и до сегодняшнего дня не все народы мира стали нациями. Процесс трансформации народов в нации является важнейшей особенностью современного этапа развития этнонациональных отношений .
Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной социологии. Существует два различных подхода к его толкованию. Первый исходит из того, что нация – это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке национальное означает – государственное (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм – любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической группы, представляющую собой политическую общность граждан какого-либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность, выражающую стремление к своему государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос ). Национализм в многонациональном (полиэтническом) государстве – стремление к доминированию своей этнической группы по отношению к иным группам, неуважение к интересам и потребностям других наций, борьба за образование своего независимого государства и выход из состава страны (национализм = сепаратизм). В некоторых странах, где в силу численного превосходства и господствующего положения в обществе одна этническая группа объективно доминирует над другими, может возникнуть шовинизм – крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.
Наличие
двух различных трактовок понятия
нации в последнее время нашло
выражение в появлении двух новых
терминов: нация-государство и нация-
Этнические процессы современности.
Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:
1)
этническая консолидация
2) межэтническая интеграция –
расширение и углубление
3) ассимиляция – как бы "растворение"
одних народов в других, сопровождающаяся
утратой языка, традиций, обычаев,
этнической самобытности и
В
современном мире набирают силу такие
негативные для миропорядка и
международной безопасности явления,
как сепаратизм – стремление к
обособлению, отделению этнических
групп друг от друга, сецессия –
выход из состава государства
какой-либо его части в силу победы
сепаратистского движения этнически
однородного населения данной территории,
ирредентизм – борьба за присоединение
к государству приграничных земель
соседнего государства, заселенных
представителями титульной
Многие негативные явления в межнациональных отношениях связаны с формированием этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности – значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества. Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.
Сегодня
возрастание роли этничности стало
мощнейшим конфликтогенным фактором,
вызывающим появление все новых очагов
межэтнической напряженности, чреватых
не только локальными, но и региональными
и даже мировыми войнами (чеченский конфликт
в России, арабо-израильский конфликт
на Ближнем Востоке, этнорелигиозные столкновения
в Великобритании и т.д.).
Национально-этнические отношения.
Национально-этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития. Подобные отношения существуют на трех уровнях:
1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом);
2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединенными в границах одного многонационального государства; 3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – объект изучения социологии, третий – политологии.
Рассмотрим межгрупповые национально-этнические отношения. Субъектами этих отношений выступают этнические группы:
1) большие и малые ;
2)
более и менее развитые с
точки зрения достигнутого ими
уровня развития экономики,
3)
коренные и некоренные (по критерию
первоначального заселения
4) титульные и нетитульные. Объект – все многообразие проявлений жизни общества: политика, экономика, культура, социум и т.д. Таким образом, национально-этнические отношения имеют всеобщий и универсальный характер.
Обострение
национально-этнических отношений
приводит к возникновению национального
вопроса, связанного с проблемами свободного
и всестороннего развития всех народов,
расширения межэтнического сотрудничества
и гармоничного сочетания национальных
интересов. В различных сферах общественной
жизни национальный вопрос имеет
свою специфику. В политической сфере
– это вопрос равноправия этнических
групп и их равного (пропорционального)
представительства во всех ветвях и
структурах власти. В экономической
сфере – вопрос межнационального
разделения труда, перспектив экономического
роста, участия в государственном
и мировом рынках. В социальной
сфере – вопрос статусов и привилегий,
объективного и субъективно оцениваемого
места каждой этнической группы в
социальной иерархии общества. В сфере
культуры – вопрос сохранения и
развития самобытной национальной культуры,
преодоления ассимиляционных
Решению национального вопроса и, соответственно, гуманизации национально-этнических отношений служит национальная политика – деятельность государства, политических партий и общественных движений, направленная на урегулирование и оптимизацию национальных отношений, создание условий для равноправного и полноценного сосуществования всех этнических групп, независимо от их численности, культурных и иных особенностей.
Данная в определении национальная политика характерна для государств с демократическими режимами. Однако в мире существуют и иные модели (способы) решения национального вопроса. Их социально-исторические типы можно представить следующим образом:
1)
политика подавления и