Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:42, реферат
Этническая общность, этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Основные условия возникновения этнической общности — общность территории и языка — выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко этнические общности складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
Государственный
(Технический
Университет)
Общеинженерное
отделение
Кафедра социологии
Группа:361а
Тема: «Этнические
общности и их характеристика»
Оценка за курсовой
проект: _______________ Подпись_________
Санкт-Петербург
2010-2011
ВВЕДЕНИЕ
Этническая
общность, этнос, исторически сложившаяся
устойчивая группировка людей —
племя, народность, нация. Основные условия
возникновения этнической общности
— общность территории и языка — выступают
затем и в качестве её главных признаков.
Нередко этнические общности складываются
и из разноязычных элементов (например,
многие нации Америки). Дополнительными
условиями сложения этнической общности
могут служить общность религии, близость
компонентов этнической общности в расовом
отношении или наличие значительных переходных
групп. В ходе этногенеза, под влиянием
особенностей хозяйственной деятельности
в определенных природных условиях и других
причин, формируются характерные для этнические
общности черты материальной и духовной
культуры, быта, групповых психологических
характеристик. У членов этнической общности
появляется общее самосознание, видное
место в котором занимает представление
об общности их происхождения. Внешним
проявлением этого самосознания является
общее самоназвание — этноним. Сформировавшаяся
этническая общность выступает как социальный
организм, самовоспроизводящийся путём
преимущественно этнически однородных
браков и передачи новому поколению языка,
культуры, традиций, этнической ориентации
и т. д. Этнические общности подвержены
изменениям в ходе этнических процессов
— консолидации, ассимиляции и т. п. Для
более устойчивого существования этническая
общность стремится к созданию своей
социально-территориальной организации
(в классовом обществе — государства).
В. И. Козлов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Этнос как глобальная общность.
1.1 Понятие этнос. Общие положения. Характеристики.
2. Иерархическая классификация этносов
2.1 Род.
2.2 Племя.
2.3Народность.
3.Энографические группы
4. Этнос и нация
5.Список литературы
1.Этнос как глобальная общность
1.1Понятие этнос.
Общие положения.
Этнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными.
В развитии
человеческого сообщества прослеживается
определенная закономерность - стремление
людей к объединению в
В
общем смысле слова общность - совокупность
людей, объединяемая устойчивыми социальными
связями и отношениями и
Каждая
глобальная (этническая) общность — это
продукт взаимодействия социальных отношений
в определенных исторических условиях.
Содержание и формы ее изменяются с изменением
условий существования. С прогрессом цивилизации
общность становится более сложной, внутренне
структурированной. Каждая новая этническая
общность перерастает рамки предыдущей,
включает в себя несколько аналогичных
общностей.
Все этнические общности в этнологии принято называть этносом, а процесс формирования этноса - этногенезом. Существуют несколько подходов к пониманию сущности этноса. В нашей стране долгие годы общепринятой была концепция, согласно которой этнос (народ) - прежде всего социальное явление и подчинено законам развития общества. Признание этносов наряду с другими большими социальными группами, населением государств, позволяет - при ясном понимании их специфики - распространить на них ряд устойчивых (закономерных) качеств и характеристик, которые свойственны большим социальным группам. К ним можно отнести:
1)
социально-демографическую
2)
формирование групповых
3)
внутреннюю социальную
4) участие в той или иной форме в производстве и потреблении культуры. При этом производимая и используемая культура (материальная и духовная, промыслово-самодеятельная и индустриально- профессиональная) приобретает - на деле или же только в представлениях членов группы - характер маркера этой группы. Так рождаются представления о «наших городских традициях», «местном колорите», разнообразных культурах и субкультурах;
5)
осознание людьми, принадлежащими
к большой социальной группе,
ее реальности и своей
6)управляемость и самоуправляемость. Большие социальные группы содержат в себе момент самоорганизации, что обеспечивается наличием в них механизмов передачи информации, выработки и реализации целей; например, осуществляется через разнообразные социальные институты.
Распространение перечисленных характеристик и тенденций больших социальных групп на этносы облегчает понимание закономерностей строения, функционирования и эволюции последних. Действительно, если любым большим социальным группам свойственно формировать свои групповые интересы, то нет оснований думать, будто этносы как разновидность больших социальных групп не обладают этим качеством. Далее, если большим социальным группам присуща внутренняя стратификация, то же самое можно сказать и об этносах. И следует думать, что интересы - культурные, экономические, социальные, политические и иные, с одной стороны, подвержены сильному влиянию внутриэтнической стратификации, а с другой стороны, в значительной мере ее определяют. Если, кроме того, сознание и самосознание больших социальных групп имеет своим источником действительные объекты, то и сознание и самосознание входящих в этнос людей формируется не случайным, произвольным, искусственным или навязанным извне путем, а законосообразно, т.е. под воздействием развития этноса, межэтнических взаимодействий и отображения этих реальностей в восприятии и мышлении. Этносы или, иначе, этнические общности (племена, народности разных типов, нации) - социальные образования, представляющие собой сложившиеся сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, уяснение строения, функционирования и эволюции которых является предметом науки этнологии (этнографии, народоведения).
Самосознание, являясь важным признаком любого этноса, закрепляется в самосознании (этнониме), что позволяет ему отличать себя от других, а также язык, народное искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, другие элементы, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру. Все эти признаки формируются в соответствующих условиях - природных, социально-экономических, государственно-правовых на базе общности территории. При таком понимании этнос можно охарактеризовать как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства.
В отечественной науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса, связывая их с общественно-историческими формациями. В настоящее время эта типология дополняется новыми подходами, но в целом сохраняет свою значимость. Рассмотрим с этих позиций основные виды этноса.
История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада. Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия — возрастные, половые — не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.
2 Иерархическая классификация этносов
2.1 Род - группа людей, которая основана на кровных связях.
Следующая, более высокая, форма этнической общности — род. В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т.е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнугой системой. С запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов — кровное родство, общие предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык.
2.2 Племя - этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.
На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации — племя, объединяющее нескольких родов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т.п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии — самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и тл. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин — наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей.
Кровнородственная организация достигает своей последней ступени с созданием надплеменных объединений — союзов племен, в которые объединялись, как правило, сопредельно живущие и родственные по языку племена. Главным побудительным мотивом к созданию союза племен являлось чаще всего стремление устранить племенную междоусобицу, объединить силы для борьбы с другими, не родственными племенами.