Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:15, реферат
Этническая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация
1.1 Типы этнических общностей
1.2 Нация
2. Национально-этнические отношения
2.1 Субъекты национальных отношений
2.2 Содержание межнациональных отношений
2.3 Национальные интересы
2.4 Гармонизация межнациональных отношений
3. Национальный вопрос в современных условиях
3.1 Национально-этническое возрождение
3.2 Межнациональные конфликты
Сознательное регулирование национальных отношений есть не что иное, как согласование интересов различных этносов (наций). Связанные с этим проблемы решаются чаще всего на государственном уровне. Максимальное согласование национальных интересов есть их гармоническое сочетание, при котором каждый из данных интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим. Достижение такого состояния - задача трудная, но выполнимая. Для ее выполнения нужны готовность и способность нации, ее представителей понять свои подлинные интересы и интересы других наций, найти их точки соприкосновения. К тому же необходимо уметь находить взаимоприемлемые компромиссные решения различных проблем, особенно если народы в силу географических, исторически сложившихся экономических и других условий могут нормально существовать и развиваться, лишь сохраняя мир и сотрудничая друг с другом.
2.4 Гармонизация межнациональных отношений
Гармонизация всего
комплекса межнациональных
В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государственности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углублении их сотрудничества, интеграции экономических и политических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше российское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенденций развития наций и межнациональных отношений.
В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:
ь этническую консолидацию народов, т. е. развитие их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочение национально-государственной целостности;
ь межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей как в настоящее время, так и в будущем;
ь ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило ассимилируются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и усвоившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными.
Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной национальной политики. Во всяком случае национальная политика должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объективных и субъективных факторов.
3. Национальный вопрос в современных условиях
Выше шла речь о
теоретических и
Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические.
Национальный вопрос
не остается неизменным, его содержание
меняется в зависимости от характера
исторической эпохи и содержания
реально сложившихся
3.1 Национально-этническое возрождение
Ярко выраженной особенностью
современной эпохи является нац
Среди основных причин
этнического возрождения
В той или иной степени
эти причины, проявляют себя в
процессе современного этнического
возрождения народов Российской
Федерации. К ним относятся причины
социально-политического
Развивать взаимовыгодное сотрудничество между народами можно лишь на основе взаимного признания и уважения их основных прав. Эти права закреплены во многих документах международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций (ООН). Речь идет о следующих правах всех народов:
1. праве на существование, запрещающем так называемые геноцид и этноцид, т. е. уничтожение в какой-либо форме какого бы то ни было народа и его культуры;
2. праве на самоидентификацию, т. е. определение самими гражданами своей национальной принадлежности;
3. праве на суверенитет, самоопределение и самоуправление;
4. праве на сохранение культурной самобытности, включая сферы языка и образования, культурного наследия и народных традиций;
5. праве народов
на контроль за использованием
природных богатств и ресурсов
территорий их проживания, актуальность
которого особенно повысилась
в связи с интенсивным
6. праве каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации и их использование.
Практическое осуществление названных выше прав всех народов означает существенный шаг на пути к оптимальному решению национального вопроса для каждого из них и всех вместе. При этом необходимы глубокий и тонкий учет всех связанных с этим объективных и субъективных факторов, преодоление многих противоречий и трудностей экономического, политического и чисто этнического характера.
На многие из этих противоречий и трудностей натолкнулась реформа политической системы в СССР и в его бывших республиках, в том числе и в России. Так, естественное и вполне объяснимое стремление народов к самостоятельности при его практическом осуществлении породило сильные и во многом непредсказуемые центробежные тенденции, приведшие к неожиданному для многих (не только граждан, но целых республик) распаду Советского Союза. Сегодня они не могут благополучно существовать и развиваться без сохранения, как теперь говорят, единого экономического, экологического, культурного и информационного пространства. Быстротечный развал того, что складывалось столетиями и на чем было основано существование народов, не мог не отразиться на их сегодняшнем положении.
Многие негативные последствия в настоящее время непредсказуемы. Но некоторые уже видны и вызывают тревогу. Именно поэтому ряд входивших в СССР республик, а теперь членов СНГ, ставят вопрос о создании структур, которые регулировали бы межгосударственные отношения между ними в области экономики, экологии, культурного обмена и т. д. Такова объективная необходимость, которая находит свое понимание и в России. Ясно, однако, что налаживание равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами СНГ потребует решения многих вопросов, включая психологические и идеологические, связанные, в частности, с преодолением национализма и шовинизма в сознании и поведении людей, в том числе многих политиков, действующих на разных уровнях законодательной и исполнительной власти этих государств.
По-своему остро стоит
национальный вопрос в Российской Федерации.
Здесь есть свои достижения и пока
еще нерешенные проблемы. Фактически
все бывшие автономные республики своими
решениями изменили свой национально-государственный
статус. Из их названий исчезло слово
«автономная», и сегодня они именуются
просто республиками в составе Российской
Федерации (России). Расширился круг их
компетенций, повысился государственно-
Однако наряду с этими в целом положительными явлениями существуют и негативные. Прежде всего, повышение государственной самостоятельности и независимости субъектов Российской Федерации иногда соседствует с проявлениями национализма и сепаратизма как в идеологии, так и в реальной политике. Кое-кто из сепаратистов стремится нарушить единство и целостность российского государства, пытаясь организовать противостояние своей республики по отношению к центральным законодательным и исполнительным органам России, проводя курс на выход их республики из состава Российской Федерации. Такие действия осуществляются исключительно в своекорыстных интересах отдельных политиков и узких групп националистов, ибо большая часть населения от этого только пострадает. Как показывает опыт, националистическая и сепаратистская политика отдельных лидеров, политических группировок и партий наносит большой ущерб республикам, прежде всего их экономическому развитию, а также материальным, политическим и духовным интересам народов этих республик и всей России. Народы связаны между собой не только экономическими узами, но и во многом общей судьбой, а то и кровным родством, если иметь в виду значительный удельный вес межнациональных браков фактически во всех частях России.
Националистическая
и сепаратистская политика, так же
как и великодержавный
3.2 Межнациональные конфликты
Межнациональные конфликты - это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.
Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать и действовать на социально-психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов законодательной и исполнительной власти.
Наибольшей остроты национальные конфликты достигают именно тогда, когда они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.
Разумеется, межнациональные
конфликты имеют свои объективные
причины, нередко коренящиеся в
исторически сложившихся