Этническая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:15, реферат

Описание работы

Этническая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Содержание

1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация
1.1 Типы этнических общностей
1.2 Нация
2. Национально-этнические отношения
2.1 Субъекты национальных отношений
2.2 Содержание межнациональных отношений
2.3 Национальные интересы
2.4 Гармонизация межнациональных отношений
3. Национальный вопрос в современных условиях
3.1 Национально-этническое возрождение
3.2 Межнациональные конфликты

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 45.30 Кб (Скачать)

Этническая  культура - это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или  этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной  является данная страна.

Этническая  культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной  жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. В этнической культуре различают два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний  слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией, они составляют каркас этнической культуры и составляет единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая  культура - это культура людей, связанных  между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно  осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, "крови и почвы", почему она и меняется от одной  местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление  в племя, общины, этническую группу - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения  к поколению на семейном или соседском  уровне.

В этнической культуре превалируют ее обыденно-архаичные  пласты, включающие в себя не только структуру духовной культуры - традиции, обряды, мораль, нормы поведения, древние  культы, символы и пр., но и набор  сохранившихся различных орудий труда, которые используются в домашнем хозяйстве и в производственной деятельности.

Функционально значимыми для этнического общества являются: элементы бытовой культуры и сумму знаний, которые ориентируют  повседневную жизнедеятельность.

Этническая  культура позволяет приобщить каждого  к ценностям и достижениям, имеющим  непреходящий характер. Она подобно  роднику питает человека. Из нее  каждый может почерпнуть для себя то, что может придать смысл  его существованию. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что  она требует от каждого преодоления  пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника  традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического  опыта народа. 
 

Реферат на тему: «Этническая социология» 
 
 
 
 

Содержание:

1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

1.1 Типы этнических  общностей

1.2 Нация

2. Национально-этнические отношения

2.1 Субъекты национальных  отношений

2.2 Содержание межнациональных отношений

2.3 Национальные интересы

2.4 Гармонизация межнациональных  отношений

3. Национальный вопрос в современных условиях

3.1 Национально-этническое возрождение

3.2 Межнациональные конфликты 
 
 

1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

Этническая  общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего - общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

1.1 Типы этнических  общностей

К наиболее древним  этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой - от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытнообщинного  строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды - народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами - нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием  машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области  той или иной страны в единый экономический  организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение  людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального  характера.

Такой подход несколько  расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние - в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а  различались между собой по степени  развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобный, как выяснилось, во многом. искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую - народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных  отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вредным», ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других - к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания «народы Советского Союза», подобно тому как это обозначено в известной «Декларации прав народов России». В том и другом случаях термин «народы» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное.

1.2 Нация

В отечественной и  зарубежной литературе можно встретить  множество суждений о нациях как  этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский  ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…».

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо  утверждал, что нацию нельзя сводить  к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны - Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т. е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков  нации Ренан называет общность интересов  входящих в нее людей. Общность интересов  обусловливается, по Ренану, общими условиями  жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или  менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация - это душа», - заявляет Э. Ренан.

Духовные  признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841-1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она… сохраняет нацию». Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал.

Этот идеал - величие  Рима - абсолютно господствовал над  всеми душами; и каждый гражданин  готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и  своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли  стремление к роскоши, разврат, что  ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. - Авт.) ворот, его душа уже была мертва».

Идею «души народа»  как «души нации» поддерживал  и развивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям4.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», - утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Теоретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.

Информация о работе Этническая социология