Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:56, доклад
Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.
(Цх/Пх)Дх É Рх/Пх (1)
Теперь
предположим, что соперника У
не устраивает принимаемое Х решение
относительно захвата рынка с
использованием пониженных цен. Чтобы
помешать Х принять задуманное решение,
У должен в первую очередь представить
себе возможные рассуждения Х (формула
1) и попытаться повлиять на эти рассуждения
в определенном пункте. Представив
себе возможные действия Х по формуле
1, У начинает строить особую стратегию,
которую условно можно
Каким же образом У может изменить стратегию X, или, другими словами, осуществить рефлексивное управление? У фирмы У существуют возможности воздействия на принятие решения Х путем формирования нужной картины плацдарма, формирования цели у противника и его доктрины: Пху ->Пх ; Цху ->Цх и Дху -> Дх.
1) Рефлексивное управление посредством формирования картины плацдарма Пху ->Пх - один из наиболее распространенных типов управления. Сюда следует отнести прежде всего маскировку одной из конфликтующих сторон своих объектов, или камуфляж. Маскировка преследует цель дать противнику вполне определенную информацию, а не ликвидировать поступление вообще любой информации. Можно, например, показать противнику, что на данном месте ничего нет, а можно, наоборот, создать ложные объекты, чтобы ввести противника в заблуждение. В нашем примере руководство фирмы У может показать, что его не интересует конкурентная борьба в данной области деятельности, или может создать видимость незаинтересованности рынка в данном типе продукции. В его распоряжении есть масса способов маскировки реального плацдарма для создания в сознании Х ложной картины.
2) Рефлексивное управление посредством формирования цели противника Цху ->Цх . Наиболее часто встречающимся видом такого управления является провокация. Она может осуществляться в виде идеологической диверсии, коварного "дружеского совета". Примером такого управления В. Лефевр считает детскую забаву, когда на видное место кладется банкнот на нитке. Банкнот используется как средство формирования у прохожего вполне определенной цели. К радости организаторов этого невинного мероприятия обычно именно так и происходит. В нашем примере соперник У может, например, через подставных лиц дать Х совет, навести его на мысль действовать в направлении, намеченном У.
3) Рефлексивное управление посредством формирования доктрин противника Дху -> Дх. Под доктриной противника будем понимать некоторый алгоритм, с помощью которого из видения плацдарма и цели вырабатывается решение. Доктрина противника обычно формируется путем его обучения. Особенно характерен в этом отношении пример с нападающим в футболе, который систематически сознательно попадается на определенное действие и, когда защитник закрепляет данное действие как стандартное и необходимое в борьбе с данным нападающим, последний в нужный момент неожиданно меняет тактику. Защитник, автоматически следуя усвоенному стандарту, оказывается не готовым к такой перемене. В борьбе между фирмами возможным видом рефлексивного управления посредством формирования доктрины может быть, в частности, внушение некоторого неправильного плана действий, который в других условиях и в другое время был довольно эффективным.
4) Рефлексивное управление посредством связки Пху ->Пх -> Цху ->Цх. В условиях реального конфликта противники редко применяют способ рефлексивного управления только по одной составляющей. Чаще всего воздействие идет в связке, где внушение нужной картины плацдарма затем приводит к формированию необходимой цели, а потом уже появляется нужное решение. Например, при вооруженном конфликте сторона намеренно ослабляет один из фла肷гов, чтобы таким чины изменением плацдарма сформировать у противника вполне конкретную цель - атаковать именно в этом месте. На практике невозможно бывает передать видение плацдарма полностью, во всех деталях. В связи с этим обычно противнику передается система опорных точек плацдарма - реперов, пригодных для построения им нужной картины плацдарма. В. Лефевр приводит очень удачный пример таких действий в конфликте (60, с. 95). Во II тысячелетии до н.э. библейский полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником - армией мадианитян. По нормам тех времен на каждую сотню бойцов полагался один трубач и один факельщик. Гедеон постарался довести эти нормы до сведения мадианитян, после чего каждому из 300 бойцов выдал по факелу и по трубе и ночью провел демонстрацию. Произведя несложные подсчеты, мадианитяне предположили, что войско Гедеона составляет 30 тыс. человек, и обратились в бегство. Противнику передавался репер - светильники. Фактически цель - избежать столкновения была передана посредством картины плацдарма, а последняя - с помощью репера.
Итак, действия в непосредственном конфликте могут быть весьма разнообразными - открытыми, скрытыми, непосредственными, опосредованными, физическими, психологическими и идеологическими.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
С
момента появления
Развитие
эмоциональных конфликтов непредсказуемо,
и в подавляющем большинстве
случаев они неуправляемы. Поэтому
желание некоторых
Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.
Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.
Важно
знать время прохождения
На рис. 15 изображено протекание конфликта в двух конфликтных ситуациях. В ситуации (1) участники конфликта не получают дополнительных ресурсов из окружающей среды, и в этом смысле они изолированы от внешнего воздействия (конечно, полной изоляции быть не может, речь идет лишь о воздействии, влияющем на конфликтную ситуацию). Здесь мы имеем дело с обыкновенным видом протекания конфликта, т.е. конфликтное взаимодействие, постепенно усиливаясь, достигает критической точки, и конфликт начинает движение к своему разрешению. Период "спада" чаще всего начинается после истощения эмоциональных, культурных и материальных ресурсов или достижения соглашения между конфликтующими сторонами относительно причины конфликта. В ситуации (2) участники конфликта получают ресурсы извне, которые втягиваются в конфликтный процесс и подпитывают его, не дают ему угаснуть. Ресурсы могут быть различными - от простого напоминания о долге покарать соперника (эмоциональный ресурс) до материальной помощи конфликтующим сторонам. Кривая протекания в этом случае изменяется. Достигнув, как и в первом случае, критической точки, конфликт, подпитываемый извне, не угасает, а продолжает некоторое время находиться на критическом уровне, пока не прекратится поступление ресурсов извне. Если же ситуация постоянно поддерживается извне, то острый конфликт может продолжаться достаточно долго. Например, национальные конфликты быстро достигают критической точки и долго удерживаются на ней, если в дело вмешивается третья сторона, которая начинает оказывать материальную или идеологическую помощь одному из соперников.
Вместе
с тем встречаются и исключения
из правил, когд釁 конфликт, даже не
достигая критической точки, быстро
прекращается, несмотря на активное влияние
и приток ресурсов извне. Такое протекание
конфликта может наблюдаться
в случае появления катарсиса - снижения
интенсивности социального
3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.