Этапы протекания конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:56, доклад

Описание работы

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

Работа содержит 1 файл

.фролов.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

     § 1. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА

     Анализ  конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков  возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры  потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и  т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности  в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности  в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все  желания, стремления индивидов и  социальных групп можно отнести  к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей  цели в соответствии с потребностями.

     Все поведение человека упрощенно можно  представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи  с появляющейся потребностью и появления  значимой для индивида цели, а заканчивается  восстановлением равновесия и достижением  цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и  действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее  преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления  блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив  действий), постановка новых целей  и принятие нового плана действий. Продолжая пример, представим себе, что человек, пытающийся утолить  жажду, видит, что в графине нет  воды, Для преодоления этой блокады  он может налить воды из крана, вскипятить ее или выпить сырой. Можно заменить воду молоком и холодильника. В  любом случае человек должен поставить  перед собой новые цели, разработать  новый план действий, чтобы преодолеть блокаду. Ситуация блокирования- это  всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени и﮿тенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Если блокада, препятствие, стоящее на пути удовлетворения потребности, слишком велика или если в силу ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

     Реакция на фрустрацию может развиваться  по двум направлениям -это может  быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности; 2) подавление - это уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

     Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может  быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит  социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные  социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого  индивида или группы, и с этого  момента начинается социальный конфликт.

     Таким образом, для возникновения социального  конфликта необходимо, во-первых, чтобы  причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

     Однако  далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное  напряжение приводят к социальному  конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает  в форме направленного социального  действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными  нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются  явления дезорганизации, снижается  эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

     Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий  следующим образом.

  1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
  2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
  3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
  4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
  5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

     Анализ  содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно  проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно  конфликт и стадия разрешения конфликта.

     1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

     Характерной особенностью каждого конфликта  в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано  с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально  неделимым или казаться таковым  в глазах соперников. Бывает, что  этот объект может быть разделен и  без конфликта, но в момент его  зарождения путей к этому соперники  не видят, и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый  объект причиной конфликта. Наличие  и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его  участниками или противоборствующими  сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить  агрессивное действие и конфликта, как правило, не бывает.

     Предконфликтная стадия - это период, в который  конфликтующие стороны оценивают  свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно  воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В  то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск  сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

     Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда  все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или  социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень  его "вины", силу и возможности  противодействия. Этот момент в предконфликтной  стадии называется идентификацией. Другими  словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные  социальные действия. Случается, что  причина фрустрации бывает скрыта и  ее трудно идентифицировать. Тогда  возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения  к блокированию потребности. Эта  ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению  ложного конфликта. Иногда ложная идентификация  создается искусственно, с целью  отвлечения внимания от истинного источника  фрустрации. Например, правительство  в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем  перекладывания вины на национальные группы или на отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения  конфликтных взаимодействий.

     Предконфликтная стадия характерна также формированием  каждой из конфликтующих сторон стратегии  или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в  наибольшей степени соответствует  ситуации. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участниками  конфликта (или, как еще говорят, -"плацдарм"), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа  воздействия на противника. Соперники  проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.

     Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так  и для управленцев, поскольку  при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие  конфликты.

     2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

     Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить  их на две группы, каждая из которых  имеет в своей основе специфическое  поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воз-действие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый "обмен ударами" хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

     Ко  второй группе относятся скрытые  действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать  свои действия, запутать, обмануть соперничающую  сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику  невыгодный ему образ действий и  одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом  внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному  В. Лефевром (60, с. 50-51), рефлексивное управление - это способ управления, при котором  основания для принятия решения  передаются одним из действующих  лиц другому. Это означает, что  один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого  такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал  эту информацию. Таким образом, любые "обманные движения", провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную.

     Для того чтобы понять, каким образом  осуществляется рефлексивное управление в конфликте, приведем пример скрытого конфликтного взаимодействия. Предположим, что руководители двух соперничающих  фирм стремятся захватить часть  рынка сбыта продукции, но для  этого им необходимо вступить в борьбу, чтобы устранить соперника с  рынка (это могут быть и политические партии, борющиеся за влияние и  стремящиеся убрать соперника с  политической арены). Руководство одной  из соперничающих фирм Х выходит  на реальный рынок П (назовем его  плацдармом действий). Не имея детализированной картины рыночных отношений, Х представляет себе плацдарм, исходя из своего знания о нем, в виде П. Видение, осознание  плацдарма со стороны Х не адекватно  реальному П, и Х должен принимать  решения, основываясь на Пх. Руководители фирмы Х имеют определенную цель Цх - добиться успеха на рынке с помощью продажи товаров по более низким ценам (исходя из Пx). Для достижения поставленной цели фирма Х предполагает заключить сделки с рядом предприятий для реализации своей более дешевой продукции. Таким образом, фирма Х формирует некоторый предполагаемый способ действий, или доктрину Дх. В результате Х имеет некоторую цель, соотнесенную с его видением плацдарма, и доктрину или способ для достижения этой цели, которые служат для принятия решения Рх, также зависящего от видения плацдарма со стороны X. Вся процедура принятия решения может быть изображена следующим образом:

Информация о работе Этапы протекания конфликта