Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:53, курсовая работа
В ходе написания работы был поставлен ряд задач:
Найти определение, признаки и особенности массовой культуры
Рассмотреть через призму времени и пространства понятие высокой культуры
Соотнести массовую и высокую культуру
Введение
1. Массовая культура: этапы формирования, функции, признаки
2. Высокая культура через призму времени и пространства
3. Соотношение высокой и массовой культур
Заключение
Библиографический список
Осмысление
культурного ядра техногенной цивилизации
и его сравнение с системой
ценностей традиционного типа цивилизации
дало возможность увидеть не только
несомненные достижения первой, но
и порожденные западно-
Еще одна позиция, близкая к предыдущей по конечному выводу о перспективах развития культуры и цивилизации, отличается от нее по исходным положениям. Они состоят в том, что проблема мировой глобальной цивилизации представляет собой не альтернативу: стандартно-единообразное развитие человечества или лишенное общности многообразие локальных цивилизаций и культур, - а понимается как постижение смысла истории в ее единстве и многообразии. 24
Существует концепция, которая отражает стремление человечества к общепланетарному взаимодействию, к взаимозависимости и культурному единству. Она исходит из того, что в каждой цивилизации какая-то часть культурных (в первую очередь, социальных и моральных) ценностей имеет общечеловеческий характер и представляет собой общее достояние человечества, связанного единой судьбой. К таким ценностям относят положение личности в обществе, светский и религиозный гуманизм, интеллектуальную свободу, обеспечивающую науку, эстетическую и художественную свободу, ряд экономических ценностей, экологические ценности и др.
На этой основе возникает идея о метакультуре как общем культурном знаменателе и перспективе развития глобальной (мировой) цивилизации, при сохранении мозаичности, специфики локальных культур и цивилизаций.
Метакультуру в этом случае рассматривают как накопление общечеловеческих ценностей, способствующих выживанию и развитию человечества как единого целого. Чаще всего подчеркивают, что формирование метакультуры, во-первых, можно рассматривать только как тенденцию, во-вторых, как перспективу на будущее, а в-третьих, как фактор преодоления общечеловеческого кризиса и перехода к новому типу цивилизации, к принципиально новой человеческой истории. 25
Переход высокой культуры в массовую характеризуется сегодня столкновением интеграционных процессов с возрастающей дезинтеграцией, следует отметить стремление к добровольному устранению межгосударственных противоречий, поиск общих точек пересечения в культурах. Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении - не унифицированное, обезличенное сообщество людей, сформировавшееся на базе западной экономической системы, а многообразная общность, сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих ее народах. Ее фундаментальной характеристикой может стать глобальное культурное пространство как следствие межкультурного и межцивилизационного диалога. 26
Однозначно
ответить на вопрос « За сохранением какой
из культур стоит будущее современного
общества ?» сегодня трудно, так как человечество,
обремененное духовным кризисом в конце
второго тысячелетия, оказалось перед
лицом труднейшего выбора социокультурных
ценностей, которые должны составить ядро
современного общества. Кроме того, если,
как утверждают этнографы, существует
некий "оптимум различий", считающийся
постоянным условием развития человечества,
то можно быть уверенными, что различие
между массовой и высокой культурой исчезнет
только для того, чтобы появиться в иной
форме. 27
Соотношение массовой и высокой культуры должно привести к культурному прогрессу. Критерием сего являются количество и качество материальных и духовных благ, производимых определенной общественной системой, а также доступность этих благ для членов данного общества и степень их участия в культурном творчестве. Культурный уровень развития общества определяется комплексом факторов:
1. Характером производства духовных ценностей, степенью участия людей в культурном творчестве.
2. Содержанием тех духовных ценностей, которые создаются в данном обществе, полнотой и разнообразием культурной жизни, характером идей, господствующих в обществе, состоянием науки и искусства.
3. Системой распределения духовных ценностей, состоянием образования, степенью демократичности культурных ценностей, равномерностью их распределения по территории страны.
4. Характером процесса потребления духовных ценностей, уровнем культурного развития различных слоев общества, содержанием и направленностью их духовных запросов, разносторонностью их духовных потребностей.
В ходе написания курсовой работы были
подробно рассмотрены два типа культур:
высокая и массовая. Они различны, несут
разные цели, существуют в разных обществах,
но в одно и тоже время. И этот парадокс
их соотношения говорит о том, что в мире
могут ужиться и две, и три культуры, главное,
чтобы общество не отказалось от культуры
вообще.
1. Гавров С.Н.
Социокультурная традиция и
2. Ирхин, Ю.В. Социология культуры. М.. «Экзамен», 2006 г. 525 с.
3. Костина А.В. Культурология: М. «Кнорус» , 2010 г. 336 с.
4. Матецкая А.В. Социология культуры. Ростов. РГПУ, 2006 г.415 с.
5. Окладникова
Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие.
- СПб: СПбГИЭУ, 2006 г. 278 с.
Интернет-ресурсы
http://www.kailib.ru/lek/
http://avt.miem.edu.ru
http://kulturoznanie.ru
belcanto.ru
sociologia.html
gumer.info
Информация о работе Изменение соотношений между массовой и высокой культурой в современном обществе