Изменение соотношений между массовой и высокой культурой в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

В ходе написания работы был поставлен ряд задач:
Найти определение, признаки и особенности массовой культуры
Рассмотреть через призму времени и пространства понятие высокой культуры
Соотнести массовую и высокую культуру

Содержание

Введение
1. Массовая культура: этапы формирования, функции, признаки
2. Высокая культура через призму времени и пространства
3. Соотношение высокой и массовой культур
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

План

Введение

    1. Массовая  культура: этапы формирования, функции, признаки

    2. Высокая  культура через призму времени  и пространства

    3. Соотношение  высокой и массовой культур

Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     В рамках определенной исторической эпохи  всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.

     Тема  моей курсовой работы «Изменение соотношений  между массовой и высокой культурой  в современном обществе». Объектом данной работы являются массовая и  высокая культура. Предметом – соотношение изменений культур в современном обществе. Цель работы – выявить общие черты и особенности массовой и высокой культур и сравнить изменения, происходящие с ними в современном обществе.

     В ходе написания работы был поставлен  ряд задач:

  1. Найти определение, признаки и особенности массовой культуры
  2. Рассмотреть через призму времени и пространства понятие высокой культуры
  3. Соотнести массовую и высокую культуру

Теоретико- методологической базой в ходе написания  работы послужили монографии, статьи и учебники отечественных авторов. Методы, используемые в работе: исторический, логический, индуктивный, сравнительный. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Массовая культура: этапы формирования, функции, признаки

     Массовая  культура - порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля - культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает своей агрессивностью и напором, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, других приводит в восторг, третьи проявляют индифферентность. Феномен массовой культуры понимается по-разному.      

      В одних случаях считается, что  термин "популярная" (массовая) культура первым ввел Д.Макдоналдс в 1944г., в других - Т.Адорно в работе "Диалектика и  Просвещение", написанной совместно с М.Хоркхаймером в 1947г. 1        

      Истоки  массовой культуры иногда видят в  античности, ссылаясь на аналоги относительной  массовости и доступности популярных игрищ Древней Греции и Рима, или  в начале зарождения христианской цивилизации (упрощенные варианты Священного писания  типа "Библии для нищих" и т.д.).

Этапы формирования массовой культуры:     

1. Развитие механизированного и автоматизированного крупного промышленного производства, которое вытеснило ручной труд, постоянное расширение и концентрация производства, интенсификация процессов урбанизации, научно-технического прогресса. Совершенствование техники облегчило человеку бремя изнурительного физического труда, освободило его время и силы. С другой - процессы механизации, автоматизации производства превращают человека из мастера-виртуоза, производящего уникальные изделия, шедевры, в исполнителя одной функции, одной операции в огромном производственном механизме конвейерного типа, в человека-автомата.     

2. Создание и совершенствование новых технических средств и технологий, способствующих фиксации, сохранению, копированию, тиражированию, широкому распространению культурной информации различных видов и типов. К ним прежде всего надо отнести печать, радио, телевидение, видео и аудиоаппаратуру, компьютерные технологии, Интернет и др. электронные технические средства, становящие все более доступными и проникающие в самые отдаленные уголки планеты.      

3. Коммерческая основа "культурной индустрии" (массовой культуры), ориентация ее на получение прибыли как цели, на коммерческий успех, во имя чего в нее вкладываются огромные средства государством, различными фирмами, транснациональными корпорациями. Поэтому массовую культуру часто называют коммерческой.      

4. Концентрация большого количества людей в относительно ограниченном пространстве на базе расширения производства, роста городов, усиления миграции, способствующая "перемешиванию" населения, а, значит, разрушению традиций, ослаблению социальных связей (общинных, родственных, соседских и пр.). Это приводит к атомизации (разъединению) общества, формированию чувства одиночества среди массы себе подобных.      

5. Превращение множества работников в массу, что ведет к массовизации жизни. Массу обычно противопоставляют народу как некоей общности, целостности, связанной общими представлениями, ценностями, интересами, традициями. 2     

Западные, в частности, американские социологи  и культурологи, явившиеся первыми  и достаточно суровыми критиками  массовой культуры, отмечают, что целью  культурного производства" является делание денег, а не мерка человеческого  благополучия или "воспитание зрелого  сознания". Отчуждение человека от труда, от общества, от других людей порождает ощущение одиночества, утрату социальных связей, которую массовая культурная продукция не восполняет. Б.Розенберг считает: "Не может быть никакого сомнения в том, что средства массовой информации представляют собой угрозу независимости человека." Отрицательно относится к масскульту Г.Маркузе, считая его репрессивным ("Одномерный человек" и др.). Однако нередко причины отрицательных явлений западные критики видят в развитии техники и в отрицательных качествах "массового человека". 3

Функции массовой культуры     

1. Развлекательность, развлекательная функция считается одной из основополагающих для массовой культуры. Еще М.Монтень предложил в качестве спасения от надвигающего одиночества человека в постфеодальном обществе развлечение. Но развлечение, заполнение досуга в условиях, когда механизация и разделение труда высвободило время и силы человека, а процессы отчуждения разъединения людей, чувство одиночества, утраты индивидом своего "я" заставляет его искать развлечений, в т. ч. в массовой культурной индустрии. Развлекательная функция тесно связана со всеми другими      

2. Коммерческая функция - получение прибыли. Целью индустрии культуры является не расширение кругозора, но безудержное потребление, значит, и увеличение доходности, получение коммерческого эффекта для создателей и владельцев арсенала массовой культуры. На это ориентированы разные виды массовой продукции. Так, исследование особенностей телесериалов показало, что в их текстах (сюжетах) "закодировано сообщение корпорации (фирмы), являющейся спонсором сериала. Наиболее удачно она была реализована в своем первом варианте - производстве мыла, когда соответствующие фирмы финансировали создание так называемых "Мыльных опер". Эффективность воздействия, т. е. увеличение сбыта товара, была залогом существования ТВ сериала как коммерческого проекта.      

3. Формирование установки на потребительство (консюмеризм). Это означает установку на формирование потребительской психологии, ограничение интересов массового человека потребительством. Потреблять, не затрачивая особых интеллектуальных усилий. Потому культурные тексты, предлагаемые человеку, просты и легко воспринимаемы, даже примитивны. Сделать из человека потребителя, формируя соответствующий образ жизни     

4. Компенсаторная функция, т. е. отвлечение, бегство от действительности (эскейпизм) в мир вымышленных видений, мир мечты, где каждый может найти друзей, свое место в жизни и вообще, достигнуть всего желаемого не обязательно упорным трудом, а благодаря удачному стечению обстоятельств.     

5. Нормативно-регулятивная функция обеспечивает целенаправленное формирование одних норм, ценностей, эталонов, представлений, разрушение других не усилиями самого человека, а волей владельцев культурной индустрии, формирование образа мысли, образа жизни. На Российском телевидении деньги превращают в высшую ценность, чему способствует, например, множество телеигр, викторин, сулящих баснословные выигрыши. "Будьте алчными" - провозглашает ведущий телепрограммы "Алчность".      

6. Знаково-семантическая, (ее иногда называют демонстрационной) функция. Обладание определенной вещью, произведением искусства и пр. становится показателем престижа, принадлежности к определенному социальному слою. Эту функцию может выполнять различные промежуточные формы художественного и околохудожественного производства, находящие нишу между народной и профессиональной художественной культурой. Признак финансового процветания ведет к завышению стоимости изделий художественной промышленности, что создает иллюзию эксклюзивности. Нувориши, не приобщенные к "высокой" профессиональной и к традиционной народной культуре, самоутверждаются посредством приобретения "заменителей" (эрзацценностей), которые они принимают за подлинные. Предметы роскоши, художественные произведения, даже тиражированные, штампованные, в т. ч. кич, становятся социальным знаком, т. к. здесь "любой акт показного, бьющего на эффект потребления есть демонстрация силы".     

7. Социализационная роль массовой культуры, облегчение вхождения человека в изменчивую среду большого города осуществляется с одной стороны за счет упрощения ценностей, что позволяет неподготовленному индивиду адаптироваться в культуре, или создает иллюзию адаптации т. е. как бы "переводит" сложные образцы на доступный ему язык. 4 Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. 5 
 
 
 

Основные  формы культуры

Формы культуры Опознавательные признаки Изучающие их науки
Элитарная (высокая) культура Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор Искусствоведение, литературоведение
Народная  культура Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая  культура Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение Социология, философия
  

 Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет  другие разновидности культуры имея основательную техническую и  финансовую базу: народную, традиционную и современную, профессионально-специализированную, элитарную и демократически ориентированную. Но может и взаимодействовать  этими культурными разновидностями.6 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Высокая культура  через призму времени  и пространства

   Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и  потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные  слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым утверждается разделение общественной структуры  на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу. Определения  элиты в разных социологических  и культурологических теориях неоднозначно. 7     

Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим  из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве  со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных позициях стоял  Платон.     

Информация о работе Изменение соотношений между массовой и высокой культурой в современном обществе